Вклад выдающихся композиторов XIX века в развитие отечественной музыкальной культуры велик и огромен. Славные имена гениев: П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, М.И. Глинка, А.П. Бородин, А.С. Даргомыжский, Н.А. Римский-Корсаков, А.Н. Скрябин – все знают и помнят. Однако куда менее известна скромная, простая русская фамилия Андреев – гения совсем другого, хотя вклад его в сокровищницы русской культуры тоже весом и огромен. И слышат фамилию такую в сочетании только с упоминанием Государственного академического русского оркестра им. В. В. Андреева. Однако именно созданием такого Великого русского ансамбля, единением балалайки и сцены, превращением балалайки из неоцененного на родине и неизвестного в мире инструмента в один из символов русской культуры В. Андреев и внес свой огромный вклад. И потому гения – с огромной за то благодарностью – вспомним.
Василий Васильевич Андреев родился 15 (3) января 1861 г. в г. Бежецке Тверской губернии. Мать – Софья Михайловна (урожд. Веселаго), из старинного дворянского рода, играла на рояле. Отец – Василий Андреевич Андреев, купец первой гильдии. Но поскольку в 1862 г., когда Васютке был всего годик, он умер – далее опекуном его стал Сеславин Нил Николаевич (1834–1875), военный инженер, ценитель искусства. Проводя детские годы в небольшом родовом имении в Вышневолоцком уезде, Василий рано познакомился с народной песней, глубоко ее прочувствовал и полюбил. Растя в такой творчески музыкальной среде, с детства потянулся к струнным инструментам, научился прекрасно играть на скрипке. Повзрослев, в Испании ознакомился с гитарой, в Италии – с мандолиной. Почему и, выехав уже в 1883 г. в Петербург, стал принимать активное участие и в концертно- сценической деятельности.
И потому скоро произошла и знаменательная встреча с пришедшим к нему работником Антипом Васильевым. Да еще и, по случаю, с балалайкой. Однако что была тогда балалайка для света? Так, народный какой-то, струнный деревенский, «мужицкий» инструмент. Но на котором Антип, по просьбе Василия, кое-что виртуозно сыграл. Чем и изумил, и невероятно заинтересовал. Молодой музыкант понял, почувствовал, что балалайка, более чем любой другой русский народный инструмент, способна в совершенстве передавать характер русских народных плясовых песен. Что в ней таятся такие потенциальные возможности, о которых никто даже и не подозревает. Андреев потому мастерством игры на ней овладевает, к советам Антипа добавляет приемы своей скрипичной техники, и не прошло и двух недель, как ученик уже догнал своего учителя, переняв весь его незатейливый репертуар, состоявший из нескольких народных песен.
Только вот, так скоро достигнув того «потолка» виртуозности, которым обладала кустарная Антипова балалайка, почувствовал Василий и другое. Что балалайка такая – несовершенна: ее передвижные жильные навязки, заменяющие лады, ее слишком слабый, невыразительный звук ограничивают исполнительскую технику, обедняют возможности вариационного развития народных мелодий. В быстром темпе фигурации сливались в какую-то дребезжащую кашу, исполнение утрачивало техническую четкость и точность интонирования. Однако тут помог Василию в совершенствовании случай. В 1884 г. он услышал, что в соседнем уездном городе, Вышнем Волочке, проживает виртуоз балалайки – помещик А.С. Паскин. Он приехал, нашел его. И, слушая русские песни в его исполнении, увидел новые для себя, смелые и оригинальные приемы игры. Паскин за несколько уроков ознакомил Андреева с ними и со своим репертуаром.
И, касательно самого инструмента, Андреев, по совету А.С. Паскина, заказывает у местного столяра более совершенную, отличающуюся от Антиповой – размерами кузова, тщательностью отделки и пропорциональностью своих частей – балалайку. Кроме того, сделана она была из хорошо выдержанного дерева, дававшего чистый и приятный тон. Андреев еще настойчивее оттачивает свое исполнительское мастерство на новой балалайке, но и не оставляет мысли о дальнейших усовершенствованиях. Мечтает о такой балалайке, которая могла бы прозвучать в любом столичном салоне, о балалайке красивой и звучной, концертной – и в то же время подлинно народной. И, чтобы превратить эти мечты в действительность, знакомится с законами акустики, штудирует русские и иностранные исследования по истории изготовления музыкальных инструментов, самозабвенно собирает и изучает образцы кустарных балалаек из различных губерний России.
Его поражает многообразие форм: одни имеют маленький кузов и очень длинную узкую шейку, другие – большой кузов и широкий, но короткий гриф, одни инструменты имеют три и даже четыре струны, другие – только две. Делают их из ели, сосны, березы, бука. И Андреев для себя резюмирует: треугольный кузов и три струны наиболее типичны для народных балалаек, а вот что касается соотношения частей и пропорций – они не играют существенной роли и могут в известных пределах изменяться, не нарушая народной сущности инструмента. И так Андреев решает сам попробовать набросать на бумаге чертеж будущей концертной балалайки. Стараясь найти те оптимальные формы, которые отвечали бы требованиям акустики и эстетики, были бы удобны при игре и в то же время не слишком отдалялись от традиционных форм кустарных балалаек. И, закончив чертежи усовершенствованной концертной балалайки, в Петербурге полагает заказать ее у кого-то из лучших инструментальных мастеров.
И, несмотря на то, что в столице высшее общество балалайку – его любимую балалайку, которой он отдал столько сил, времени, внимания – до такой степени презирает, что адресует только в кабаки, в лакейские, в конюшни и подворотни, но никак не в концертные залы – мастера-энтузиаста такого находит. В 1885 г. скрипичный мастер Владимир Иванов творит по заказу Андреева балалайку, тот долгие часы просиживал у него, следя за работой, делая необходимые указания, касающиеся размеров частей, выбора дерева и т.д. И изготовленная В. Ивановым первая концертная балалайка отвечала самым строгим требованиям. Ее отличная дека и кузов, сделанный из горного клена, позволили расширить динамический диапазон от тончайшего пианиссимо до мощного форте. Она буквально пела под пальцами, раскрывая новые, безграничные, как казалось Андрееву, горизонты своих возможностей.
Так он – не изобретая ничего нового, только просто привел созданное народом и бывшее в народе в соответствие с современным уровнем музыкальной культуры. Стал выступать с новой балалайкой на концертах и в частных домах. Под его пальцами этот простой инструмент совершенно заставлял забыть свое «низменное» происхождение; выступления Андреева пользовались огромным успехом. А уж после того, как в феврале 1887 г. Василий во дворец принца Ольденбургского (напротив Марсова поля) был приглашен на концерт в присутствии Александра III и императорской семьи – искусством своим восхитил и того: «Я очень рад, что благодаря вашему таланту балалайка снова войдет в народ и снова сделается популярным русским инструментом». Начался просто расцвет союза балалайки и сцены, внимание государя укрепило идею дальнейшего развития русских инструментов на академической сцене.
Однако последовавший год выступлений с новым инструментом подвел Андреева и к выводу, что для развития виртуозности и расширения репертуара балалайку совершенствовать необходимо и дальше. И снова он садится за чертежи, всё должно быть учтено в новой балалайке: и большая сила звучания, необходимая для концертных помещений, и внешняя отделка, способная удовлетворить эстетические запросы самого требовательного слушателя. И главная забота Андреева – передвижные лады, неуклюжие, жильные перетяжки на грифе, крайне неудобные при игре. Проще всего было бы заменить их постоянными врезанными – как у гитар или мандолин – ладами, однако сомнения одолевают: вправе ли он произвести такую замену; не уведет ли это усовершенствование в сторону от народного прообраза, ведь все народные балалайки оснащены жильными перетяжками – это один из важнейших типовых признаков. Однако Андреев решает все же заменить лады, петербургский скрипичный и гитарный мастер Франц Пасербский, по его заказу, балалайку творит «пятиладовую» – меняет жильные передвижные лады на врезанные металлические.
На пятиладовой В. Андреев продолжает оттачивать технику игры, разрабатывает новые технические приемы, обогащает свой репертуар блестящими вариациями на русские песни. Но и продолжает думать о дальнейшем улучшении инструмента. И мастер Ф. Пасербский делает ему концертную балалайку уже с двенадцатью постоянными ладами, позволяющими исполнять еще более виртуозные пассажи. Успех превосходит все ожидания, вокруг гения, виртуоза Василия Андреева сплачивается уже «Кружок любителей игры на балалайке». Но только для обучения игре купить инструмент недостаточно, нужно еще по чему-то учиться. И в июне 1887 г. издатель и редактор нот Петр Селиверстов при участии В. Андреева составляет самоучитель «Школа для балалайки». К описанию приемов игры на балалайке были приложены ноты произведений, исполняемых Андреевым на концертах. А сам В. Андреев, тяготея еще и возродить фольклорные традиции «коллективного» музицирования на народных инструментах, загорелся уже и такой идеей. На балалайках.
Вот только унисон балалаек одного вида и диапазона не мог стать полноценным коллективом, и Андреев загорелся идеей создания разновидностей балалаек с разным диапазоном и возможностями. В мастерской Ф. Пасербского, по его заказу, скоро были изготовлены разновидности: пикколо, дискант, альт, тенор, бас и контрабас. Так начал свои репетиции «Кружок любителей игры на балалайках» – восемь энтузиастов, большинство из них не имело специальной музыкальной подготовки; разучивание шло по памяти и «с рук». Но увлеченно творили, учились, и первое выступление кружка 20 марта 1888 г. в здании Городского кредитного общества на площади Островского, 7, имело потому потрясающий успех. От этой даты начинает свою историю Андреевский оркестр. Как уже и свое расширенное развитие из инструментов струнных народных, русских (домры четырёх различных размеров, балалайки шести размеров, гусли), духовых (брёлка или жалейка – род свирели, пастушеского рожка), ударных (накры – род литавр из больших глиняных горшков с натянутой на них кожей, бубен).
Возникло усиленное их производство мастерами музыкальных инструментов, стали издаваться школы и ноты (преимущественно аранжировки народных песен, оригинальные композиции, вальсы и другие сочинения). Однако и это еще не все, окончательное рождение «андреевской балалайки» произошло, когда Андреев в 1890 г. в селе Марьино Тверской губернии встретил гениального народного мастера Семена Налимова. Была построена мастерская, в которой мастер талантливо претворил в жизнь все проекты Андреева по усовершенствованию балалайки, создавал балалайки и другие русские инструменты для его оркестра. Все – эталонного качества, звучание поражало мягкостью и глубиной тембра. Виртуозно владея техникой игры на балалайке, Андреев выступал и в качестве композитора для своего инструмента, и для оркестра. Совершал с ним концертные поездки по России и Европе (где имел огромный успех), а также заведовал постановкой обучения игре на русских народных инструментах в войсках гвардии.
В.В. Андреев получает чин надворного советника, в 1892 г. становится кавалером ордена Академических пальм (Франция). В 1896 г. оркестр – из 14 тогда музыкантов: балалайка дискант, балалайка прима, балалайка секунда, балалайка альт, балалайка бас, балалайка контрабас, гусли щипковые, домра дискант, домра альт – получает название Великорусского. В 1898 г. Андреев награждается орденом Святого Станислава III степени. В 1900 г. – сразу Золотой медалью Всемирной выставки в Париже и Большим крестом ордена Почетного легиона (Франция). Благодаря деятельности Андреева русская народная музыка стала исполняться в крупнейших залах России и зарубежных стран, повсюду начали появляться общества любителей игры на домрах и балалайках, а в музыкальном мире эти инструменты получили признание наравне со скрипкой и виолончелью. В 1913 г. Великорусский оркестр, насчитывая уже 30 музыкантов, триумфально гастролировал по Франции, Германии, Англии, США, Канаде.
Во Франции Андреев был избран почетным членом Академии изящных искусств «за введение нового элемента в музыку», а единодушное признание оркестра «несравненным» побудило Андреева обратиться к высшим государственным лицам России за поддержкой сохранить и развить эту неотъемлемую часть русской культуры. И оркестр, с марта 1914 г., становится «Императорским Великорусским оркестром», а В.В. Андреев носит звание «Солиста его Императорского Величества». Застал этот гений русской балалайки на сцене и рождение Советской России, однако, заболев во время гастролей на Северном, а затем Восточном фронтах, в ночь 26 декабря 1918 г., всего в 57 лет, скончался. 28 декабря был погребен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в С.-Петербурге. В 1936 г. перезахоронен в некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище Лавры. В 1950 г. на могиле установлен постамент с урной.
А исполнительство на балалайке продолжило развиваться, в середине XX века появилось академическое обучение на балалайке в средних и высших учебных заведениях страны. По всей России продолжают дело Василия Андреева балалаечники-виртуозы и оркестры русских инструментов. А созданный еще в XIX веке Государственный академический русский оркестр имени Андреева – бережно не только сохраняющий, но и развивающий традиции своего основателя – является гордостью и достоянием России и сейчас (С.-Петербург. ул. Рубинштейна, 3). Новаторски введенная с 1986 г. руководителем Дмитрием Дм. Хохловым в состав коллектива медная духовая группа обогатила репертуар и звучание оркестра. Придала лучшим мировым сценам в США, Японии, Франции, Испании, Швеции, Швейцарии и т. д. именно тот самый, неповторимый, «андреевский» русский колорит.
Всего сейчас в Оркестре им. Андреева около 70 человек. Инструментов народных, в том числе: балалайки примы – 10 исполнителей, балалайки секунды – 3, балалайки альт – 2, балалайки контрабас – 3, балалайки бас – 3, домры малые, первые – 10 женщин, и вторые – 6 женщин. Домры альтовые, первые – 6 женщин и вторые – 3 мужчин. Домра пикколо – 1. Гусли щипковые – 1, гусли клавишные – 1. Баяны – 2. Инструменты духовые: флейта пикколо – 1, гобой – 1, английский рожок – 1, кларнет – 1, фагот – 1. Ударные – 2. Государственный оркестр держит великий свой, русско-народный, музыкальный путь, начертанный гением русской народной музыки Андреевым Василием Васильевичем. Слава ему и благодарность!
Геннадий ТУРЕЦКИЙ

