Свет ее доброты

Надежда Румянцева в образе обаятельных народных героинь

9 сентября – 95-летие со дня рождения всеми любимой советской киноартистки Надежды Румянцевой. И хотя прошло уже более полувека (1960-е годы) с известных ее достижений, сейчас по всем пяти открывшим ее фильмам, вспоминают ее с большой теплотой. Увидев ее на экране, всегда хочется как-то тепло улыбнуться, с добрым настроением. Играла она, по сути, в те молодые годы саму себя. На экране была такая, как она есть: веселая, боевая, неунывающая, солнечная, миниатюрная (рост 151 см)

И это примерно то же самое, что можно сказать о великом Чарли Чаплине. Он также был невелик ростом (165 см), физически миниатюрен, играл во всех своих ролях самого себя. «Маленького», но глубоко эмоционального комедийного человека. То же самое и Надежда Румянцева. Не зря кто-то так и назвал ее «Чарли Чаплин в юбке» (что навсегда и прижилось).

Биография ее разбивается на два как бы этапа. Первый – ее молодые годы (1930–1967) – успешный, кинематографический. И второй – куда менее известный (1967–2008) – можно сказать, уже чисто семейный.

Итак, родилась Румянцева Надежда Васильевна 9 сентября 1930 г. в деревне Потапово Смоленской области. Однако почти все детство провела в подмосковном поселке Жаворонки, куда переехала вся семья: отец Василий Григорьевич, мать Ольга Всеволодовна и старший брат Володя. Мать была домохозяйкой, отец работал проводником на железной дороге, с началом Великой Отечественной войны ушел на фронт, был тяжело ранен. Семье приходилось нелегко – Ольга Всеволодовна вынуждена была продавать личные вещи, устроилась дежурной по станции, а на плечи 12-летней Нади легли почти все дела по дому. Она уставала и недоедала, пыталась найти работу, но ее никуда не принимали – была худой и хрупкой, выглядела младше своих лет. Но это только закалило ее характер. Энергичная, артистичная от природы, Надя никогда не впадала в уныние, даже в самые тяжелые моменты находила в себе силы шутить и подбадривать окружающих.

Между прочим, вместе с заявлением о приеме в комсомол высказала просьбу направить ее на фронт. Однако РК ВЛКСМ решил инициативность Надежды направить в другое русло  – ее назначили комсоргом школы, и она, вместе с одноклассниками, выступала в госпиталях перед ранеными солдатами, читала стихи, пела песни, танцевала и даже участвовала в гимнастических номерах.

А ближе к окончанию школы выбрала вуз – театральный. Экзамены показались самыми легкими. В 1949 г. Надя отправилась в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС). На вступительных экзаменах прочитала монолог Фамусова из «Горя от ума» – выступление выглядело так комично, что члены комиссии смеялись до слез. И ее зачислили на курс. Учебу она сразу стала совмещать с работой на сцене: у Надежды было выраженное «амплуа травести», она могла с легкостью сойти за ребенка. На первом и втором курсах в Центральном детском театре для нее нашлось много ролей.

Однако мечтала она играть не только детские, но и уже взрослые роли; и потому пришла, в 1952 г. и на пробы в фильм «Навстречу жизни». Где сыграть надо было ученицу ремесленного училища Марусю Родникову. А чтобы на роль ее обязательно приняли, наврала режиссеру, что умеет управлять моторной лодкой. Ее утвердили, но на съемках перевернулась вместе с судном, оказалась в ледяной воде и получила серьезное переохлаждение. После чего оказалась в больнице, но картину досняли.

И пришлось перейти сразу на третий курс ВГИКа – преподаватели ГИТИСа были против того, чтобы студенты снимались в кино. А Румянцева очень хотела, и уже продолжала сниматься. 1953 г. – «Алёша Птицын вырабатывает характер» (Галя Птицына, сестра). 1954 г. – «Морской охотник» (10-летняя пионерка Катя, хотя Надежде уже 24 года). 1955 г. – «Мексиканец» (Мэй).

Перейдя во ВГИК, сразу же вышла замуж за однокурсника Владимира Шурупова. Однако брак оказался недолгим: по окончании ВГИКа Владимира распределили в провинциальный театр, а Румянцева поступила на службу в Театр-студию киноактера. 1955 г.: «Счастливая юность» (Нина Румянцева), «Сын» (Тамара, профорг на стройке). 1956г.: «Море зовёт» (Настя Федоренко). 1957 г.: «Звёздный мальчик» (Лесной мальчик) и «Гори, моя звезда» (Иринка). 1958г.: «Очередной рейс» (Аня Крыленко, сестра Антона).

И вот рубежный (1959 г.) фильм «Неподдающиеся». Режиссер Юрий Чулюкин увидел именно в такой миниатюрной, но энергичной Румянцевой исполнительницу на главную роль в его веселой истории о том, как ударница труда, комсомолка-активистка Надя Берестова берется за перевоспитание двух заводских оболтусов (в ролях Юрий Белов и Алексей Кожевников).

Фильм имел оглушительный успех, в Румянцеву влюбилась страна. На Всесоюзном кинофестивале в Минске, в 1960 г., ей была присуждена премия за лучшую женскую роль. И эта работа заложила амплуа Надежды Румянцевой в кино – трогательной, смешной, но активной и уважаемой зрителем героини.

Наступили звездные годы – решающие. 1960-е: «Трижды воскресший» (Любаша Соловьёва, учётчица на заводе), «Вольный ветер» (Пепита). Ю. Чулюкин приглашает Румянцеву в свой второй комедийный фильм «Девчата», где она должна сыграть была 18-летнюю повариху на участке леспромхоза Тосю Кислицыну. А в дуэте с ней – 25-летний бригадир лесорубов, передовик производства Илья Ковригин, играть которого должен был Николай Рыбников.

И тут сразу же возникли проблемы. Во-первых, обоим уже за 30, а играть надо было молодых. А во-вторых, что важнее, Рыбников очень хотел сняться со своей любимой женой, красавицей Аллой Ларионовой. Но Ю. Чулюкину она не подходила, нужна была именно Румянцева, и потому отношения между артистами возникли напряженные. А знаменитый экранный поцелуй был чисто актерской работой. И, тем не менее, любовь звезды советского кино изобразили убедительно, а сама Румянцева покорила сердца миллионов зрителей – устоять перед ее обаянием в роли поварихи Тоси Кислицыной было невозможно.

Оценили комический талант актрисы и за границей – приз международного кинофестиваля в г. Буэнос-Айрес (1962) за «лучшую женскую роль». Более того, именно тогда Надежду Румянцеву и назвали «Чарли Чаплином в юбке», голливудские продюсеры даже отправляли ей приглашения для съемок. Но в те времена сие было еще малодоступно, и потому Госкино, от имени актеров, отказывало всем заграничным студиям, ссылаясь на занятость в съемках. И это было действительно так, ибо год 1962-й: фильм «Павлуха» (Лёля) и фильм третий, «ударный» – «Королева бензоколонки» (режиссер Николай Литус, Алексей Мишурин).

Зрителей покорила веселая и находчивая 17-летняя девушка из провинции Людмила Васильевна Добрыйвечер, которая мечтает стать балериной на льду, но устраивается заправщицей на АЗС и рассекает на роликах. Самой же 32-летней Румянцевой пришлось быстро учиться кататься на роликах, правда, для нее создали идеально ровный пол в павильоне. Фильм тоже стал одним из лидеров проката. В 1963 г. Румянцевой присвоили звание Заслуженная артистка РСФСР.

И вот новые роли в 1963 г.: «Полустанок» (Сима, счетовод колхоза) и «Упрямая девчонка» (Надя). 1964 г. – «Лёгкая жизнь» (Галя Бочкина, сестра Александра Петровича, студентка) и «Женитьба Бальзаминова» (режиссер Константин Воинов).

1966 г. – «Чёрт с портфелем» (Маша Фёдорова, колхозница). И 1967-й – фильм последний, 22-й. И как и пятый звездный – комедия на военную тему «Крепкий орешек» (режиссер Теодор Вульфович). Главные герои – командир женского подразделения ПВО лейтенант Иван Грозных (Виталий Соломин) и сержант ПВО Раиса Орешкина (Н. Румянцева). Происходит казус: на заградительном аэростате киногерои попадают на территорию, занятую немцами, и потом весь фильм весело и ловко их дурачат.

На этом кинематографический этап биографии актрисы, сделавший ее знаменитой и любимой зрителями, – заканчивается. И начинается второй, семейный. И потому уже совершенно малозаметный. Ибо в 1965 г. ей выпало, на дне рождения общих знакомых, познакомиться с работником Министерства внешней торговли армянином Вилли Вартановичем Хштояном (1932–2025). У которого был уже тоже (как и у самой Надежды) не очень успешный брак, и осталась с ним пятилетняя дочь Карина.

Однако они приглянулись друг другу, сошлись во взглядах, возникли отношения. Вот только в ЗАГС не спешили… Надо все-таки чувства хорошо проверить И проверили. В 1967 г., на пике славы актрисы, Хштоян должен был, на долгие сроки, быть откомандирован за границу – Надежда принимает принципиальнейшее решение: оставить карьеру ради семьи. На десятилетия.

Первые 15 лет Хштоян служил торговым представителем СССР, сначала в Малайзии, а потом в Египте. Надежда никогда не жалела, что так поступила. Ей интересно было побывать в экзотических странах. Она выучила французский и английский языки. И главное, показала себя просто идеальной женой

Свой материнский инстинкт она реализовала воспитывая Карину, которую воспринимала как родную дочь.

Бывали, правда, наездами, на родине, в СССР. И тогда Румянцеву приглашали, но уже далеко не такую молодую, энергичную – снимали в проходных ролях некоторых фильмов. 1971 г.: «Факир на час» (Татьяна Миронова), 1975 г.: «Ау-у!» (жена Сени), 1976 г: «Несовершеннолетние» (мать Альки) и «Трудный день – понедельник» (Валентина Евгеньевна).

Румянцева активно занялась тем, что от зрителя всегда закрыто, – озвучкой. 11 (1963–1989) художественных фильмов. В том числе: 1966 г. – «Кавказская пленница» (роль Натальи Варлей). 1969 г. – «Белое солнце пустыни» (Гюльчатай). 1971 г. – «12 стульев» (Лиза, роль Натальи Варлей). 1989 г. – «Частный детектив, или Операция «Кооперация» (Лена Пухова, журналистка) и многие другие.

По возвращении, в 1980-е годы, стала работать на ТВ, в ведущей популярной детской воскресной программы «Будильник». В 1991 г., в связи уже с 60-летием, за былые большие заслуги ей было присвоено звание Народная артистка РСФСР.

Последние годы жизни Надежды Васильевны были посвящены семье, воспитанию внука и собственному здоровью. Пришлось пережить немало печальных дней. Тяжелейшим ударом стала онкология. Пошли тяжелые головные боли, проблемы с передвижением; почти перестала работать, сосредоточилась на себе. Актрису госпитализировали в больницу к академику Коновалову, где у нее обнаружили внутренние кровоизлияния в той части мозга, куда невозможно добраться и прооперировать. Прописали лечение, боли постепенно затихли. Частично вернулась к прежней жизни. 2001–2002 гг. – соведущая ТВ-шоу «Моя семья», и в 2002 г. – награждена орденом Почета.

Снялась даже еще в эпизодах фильмов. 2004 г. – «Чудная долина» (Айша), 2005 г. – «Нечаянная радость» (Марья Ивановна). Однако в 2006 г., на одном из обследований, у Румянцевой обнаружили уже опухоль мозга. Но в 2008 г. – фильм последний, 33-й – «Посёлок» (Алевтина).

8 апреля 2008 г., в одной из московских клиник, народная, любимая артистка Румянцева Надежда Васильевна на 78-м году жизни скончалась. Похоронена на Армянском кладбище. Супруг Вилли Хштоян умер от хронических заболеваний в мае 2025 г. Похоронен там же. Вечная память и слава!

Геннадий ТУРЕЦКИЙ

Другие статьи автора

Другие материалы номера