«ЗИС-8» — героический в Ленинграде из 1945 г.

В связи с 80-летием Победы, в этом году – но также с Войной и Победой связанных, отмечаются еще 80-летия событий еще и других. И значимых, но и локальных. И вот одно такое локальное, местное 80-летие – это выход 1 августа 1945 г. на улицы Ленинграда первого автобуса. Модель «ЗИС- 8» – те самые автобусы-фронтовики, что перевозили горожан по ледовой Дороге жизни и для самых различных целей использовались на фронте.

В первую блокадную зиму оставшиеся в Ленинграде автобусы использовали для эвакуации жителей по Ладожскому озеру. Причем, сиденья внутри салонов были сняты, чтобы на обратной дороге, из Кобоны в Осиновец, машины можно было нагрузить продуктами, в которых так нуждался осажденный город. Автобусы, реквизированные для специальных нужд, перевозили раненых, военных, эвакуируемых детей. Движение автобусов самоотверженно обеспечивали водители, ремонтники, диспетчеры. И так почти все 4 года войны! Но вот – Победа! Которая пришла и в Ленинград.

Нет, трамваи в городе, с 15 апреля 1942 г., на нескольких маршрутах ходили, а вот автобусы… Их городу после Победы еще надо только возвращать, и так были возвращены – из привлеченных ранее на фронт – 116 машин «ЗИС-8». Технику принял автобусный парк № 1. Почти сразу же началась работа по восстановлению движения: приводились в порядок станции, устанавливалась диспетчерская связь с автовокзалами и конечными пунктами. Все это делалось в кратчайшие сроки, и 1 августа на улицы города вышли первые 20 машин. Они были тщательно отремонтированы и выглядели как новые. «ЗИС-8» функционально универсальны: и на городских маршрутах, и в армии, и в учреждениях.

Как и подавляющее число автобусов тех лет,  не предоставлял каких-то особенных удобств пассажирам: не было ни отопления, ни полноценных уплотнителей дверей и окон. Рессоры – жесткие, на ухабах и булыжной мостовой машину ощутимо потряхивало. Не габаритный, рассчитанный на 29 человек. Мест для сидения – почти в два раза меньше.  Однако ехать было уютно – диванчики были мягкие. Слева, как бы поперек – три трехместных. А справа, через проход – один, уже сплошной, вдоль окон. Кузов был деревянный, обитый жестью: передняя дверь открывалась только изнутри – это делал шофер с помощью специальной ручки; заднюю открывал кондуктор.

Соответственно, было строгое правило: вход только с задней площадки, выход – с передней. Получалось, что кондуктор запускал пассажиров, а шофер их выпускал – почему и проехать без билета было никак нельзя.  Поначалу действовал только один маршрут № 1 – от площади Растрелли до Центрального парка культуры и отдыха им. Кирова. Через две недели открылся  маршрут № 2 – от Финляндского вокзала до Кировского завода. С 1 сентября автобусы № 3 начали перевозить пассажиров от площади Искусств до «Электросилы». В апреле 1946 г. появился еще маршрут № 4 – Московский вокзал – з-д «Большевик». Ну, а в 1950 г. количество  ленинградских автобусов достигло 430, а протяженность 37 маршрутов превысила 500 км.

 Геннадий ТУРЕЦКИЙ

Другие статьи автора

Другие материалы номера