Легендарный «Алекс»

Все, кто смотрел легендарный советский телесериал  «Семнадцать мгновений весны», конечно же, помнят, как «Юстас» – Штирлиц передает в Центр информацию шефу своей разведки «Алексу», он же генерал «Громов Владимир Николаевич». Придуманный «Юстас» – всеми любимый актер Вячеслав Тихонов, придуманный «Алекс» – тоже актер, правда, куда менее известный, Петр Чернов.

И на этом в «придумках», казалось бы, точка. Ан нет. Если Штирлиц действительно собирательный образ, то «Алекс» – начальник разведки, лицо совершенно реальное. Генерал, только не «Громов», а Фитин Павел Михайлович, и информацию от разведки своей принимал с оперативным псевдонимом «Виктор» – Победитель. Причем «Алекс» похож на него даже внешне, только постаревший, «Виктор» был много моложе.

Вышло так, что в силу специфических обстоятельств имя этого легендарного «Виктора» долгие годы было неизвестным. Однако кто же он все-таки? Родился Павел Фитин 28 декабря 1907 г. в с. Ожогино Тобольской губернии (Курганской области), в крестьянской семье. По окончании школы в 1920 г. начал работать в сельхозартели «Звезда». В 1922 г. вступил в комсомол, в 1922–1926 гг. учился в школе второй ступени в Ялуторовске. В марте 1927 г. вступил в ВКП(б), с мая 1927 г. по июнь 1928 г. – заместитель ответственного секретаря Шатровского райкома ВЛКСМ. В 1932 г., уже в Москве, окончил инженерный факультет Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева, некоторое время работал по специальности инженером лаборатории сельскохозяйственных машин Московского института механизации и электрификации с/х.

С октября 1932 (с перерывом на годичную службу в РККА) трудился в издательстве «Сельхозгиз», стал заместителем главного редактора – и все, как видите, далеко не только от внешней разведки, но даже и от какой-то армейской деятельности, хотя в РККА и дослужился до младшего лейтенанта.

В стране в предвоенные годы происходили значимые события в борьбе с внутренними врагами. Происходила и серьезнейшая «чистка» в рядах ГУГБ НКВД. Главное Управление государственной безопасности НКВД создано было 10 июля 1934 г. Именно ГУГБ отвечало за внешнюю разведку, работа которой в сложнейшие предвоенные годы в разных странах стала вызывать подозрения по неудовлетворительно «работающим» – и судьба совершенно гражданского сельхозника Павла Фитина совершенно радикально меняется. В марте 1938 г. по «партийному набору» он – как младший лейтенант запаса, получает «путевку» из НКВД и направляется на ускоренные курсы Школы особого назначения. С августа 1938 г. – оперуполномоченный, затем начальник 9-го отделения 5-го отдела Иностранного отдела, с января 1939 г. – замначальника всего отдела, 1 февраля 1939 г. – майор госбезопасности.

И тут обязательно надо сказать о следующем. 29 сентября 1938 г. ГУГБ НКВД возглавил Л. Берия, 25 ноября 1938 г. стал наркомом всего НКВД, и сразу же приступил к реорганизации органов госбезопасности, в том числе и разведки. Назначал сначала проверенных им людей: начальником ГУГБ – Всеволода Меркулова, а начальником 5-го разведывательного отдела – Владимира Деканозова.

Но в разведку нужны были еще и новые, толковые, деловые кадры – с системой прежней никак не связанные. И, конечно же, прежде всего руководитель. Л. Берия обратил внимание на великолепные организаторские и деловые качества принципиально мыслящего, но и обаятельного Павла Фитина.И, как окажется, не ошибся…

13 мая 1939 г. он рекомендовал, а Сталин 31-летнего Павла утвердил начальником 5-го отдела ГУГБ НКВД, что и есть советская внешняя разведка того времени.

И что ему – дебютанту, предстояло делать? Условно можно назвать четыре направления.

Первое. До начала войны оставалось, как окажется, менее 2 лет, и за эти кратчайшие сроки надо было восстановить все возможные прежние каналы, пополнить их новыми, высококачественными. Для чего активно заработала система целенаправленного отбора кадров, их ускоренная подготовка в Школе особого назначения. И, в результате, советская внешняя разведка к 1941 г. сумела восстановить работоспособный агентурный аппарат в Германии, Италии, Англии, Франции, США, Японии…

Работало 40 резидентур, свыше 240 агентов. Сам Фитин с 14 марта 1940 г. – старший майор ГБ, после разделения 3 февраля 1941 г. НКВД на собственно НКВД и НКГБ – Внешняя разведка была реорганизована в 1-е Управление (разведка за границей) НКГБ – П. Фитин с 26 февраля 1941 г. его начальник.

С началом войны, с 31 июля 1941 г., он – начальник 1-го Управления уже снова НКВД, но все равно главным остается.

Второе. В советской внешней разведке не существовало специального информационно-аналитического подразделения, которое занималось бы анализом, проверкой и оценкой полученных данных, выявлением дезинформации. К примеру, агенты, работавшие в первой половине 1941 г., передали в Центр 120 сообщений о намерениях Гитлера напасть СССР, однако к Сталину они попадали практически сырые, не фильтрованные, что снижало барьер для проникновения сведений недостаточно достоверных, разобщенных, а то и просто противоречивых.

Помимо Германии и ее союзников требовалось выявлять еще и истинные планы, намерения США и Англии, вести разведку в нейтральных странах для того, чтобы не допустить их перехода на сторону стран «оси» Берлин-Рим-Токио.

С началом войны высшему руководству из зарубежных резидентур ежедневно стало поступать едва ли не по сотне телеграмм, которые не только что запомнить – прочитать уже было невозможно. И вот, понимая все это, Фитин занялся усовершенствованием системы отбора, аналитики, фильтрации информации, насыщал необходимыми для такой работы кадрами.

С 12 мая 1943 г. он начальник уже 1-го Управления НКГБ МГБ СССР. В составе советской внешней разведки создается Информационный отдел  (ИНФО) – фактически первое в истории отечественных спецслужб информационно-аналитическое подразделение, занятое аккумулированием и анализом поступающей информации из самых разных стран мира.  От освещения отдельных эпизодов и событий перешли к планомерному слежению за международной ситуацией. Все сомнительные сведения и дезинформация отсеивались, форма подготовки аналитических материалов приобрела вид, когда документ начинается с изложения главных вещей, выводов, после чего идет еще их обоснование.

Руководство СССР, проверенной и достоверной информацией по широкому кругу международных проблем, давали обоснованные прогнозы на ближайшее, а затем и на более отдаленное будущее. Именно тогда под руководством Фитина сложились основные требования и методы аналитической работы. Тогда разведка информировала о планах германского командования под Сталинградом, на Курской дуге, других замыслах вермахта; в Центр регулярно поступала информация об отношении США и Великобритании к СССР, по перспективам открытия «второго фронта» в Европе, о сепаратных переговорах американцев с германскими представителями, другие ценные сведения.

Третье. Кроме всей этой титанической работы, Фитин курировал и школы особого назначения, где проходили подготовку руководители партизанских отрядов, создавались спецгруппы для ведения разведывательно-диверсионных операций, оказывалась помощь партизанскому движению, велись «радиоигры».

И четвертое, можно сказать, основное. Совершенно неоценимый вклад руководимая Фитиным служба внесла в создание в СССР ядерного оружия. Именно разведчики отделения научно-технической разведки первыми обратили внимание, что еще в 1940 г. в американских журналах пропали всякие публикации по физике ядра. В конце сентября 1941 г. из лондонской резидентуры пришел первый полученный советской разведкой документ о практических шагах Запада по использованию атомной энергии в военных целях. В ноябре информация, что американские ученые работают над созданием взрывчатого вещества огромной силы, поступила и из США. А в конце года стало известно, что Вашингтон и Лондон договорились координировать работы своих ученых в области атомной энергии. На что резидентуры в США и Великобритании получили указание следить за всеми новейшими тенденциями в сфере атомной энергетики, особенно если они касались военной тематики.

14 февраля 1943 г. Фитин становится комиссаром госбезопасности 3-его ранга. Советское руководство после Сталинграда все более озабочивается вопросом ядерной тематики, и перед разведчиками ставится задача: раздобыть максимально подробную информацию о планах по созданию нового оружия, о существующих технических разработках, которые велись как в Германии, так и в странах-«союзниках»: США и Великобритании.

Работа закипела, информация пошла, шла и шла… Отечественные атомщики, сверяясь с зарубежным опытом в отношении тех идей и разработок, которые вели сами, сокращали сроки освоения новых идей и технологий, достигали наилучших результатов, избегая тупиковых вариантов и ненужной траты средств. И 29 августа 1949 г. произошло знаменательное событие: монополия США на атомное оружие была нарушена, СССР подтвердил свой статус второй ядерной сверхдержавы

Однако война кончилась. 9 июля 1945 г. П. Фитин – генерал-лейтенант. Но 15 июня 1946 г. происходит определенная реорганизация НКГБ. Его 1-й отдел переходит в Первое главное управление МГБ СССР (внешней разведки), а сам Фитин переводится в замуполномоченного МГБ СССР в советской зоне оккупации в Германии. Для чего?..

До 29 августа 1949 г. еще далеко, советские ученые хоть и знают, что и как надо делать для изготовления атомной бомбы, но для этого требовалось создать и совершенно новую атомную промышленность. Причем не только создать, но и одновременно засекретить, «закрыть» от иностранных разведок. И поскольку в июне 1946 г. на территории советской зоны было создано сначала Саксонское горное управление, а позже на его базе – советско-германское акционерное общество под условным названием «Висмут», которое занималось добычей урана – Фитин «закрытием» этих объектов и занимался.

С 1 апреля 1947 г. он уже заместитель начальника Управления МГБ Свердловской области, в которой на тот момент на закрытых территориях: Свердловск-45 (Лесной) и Свердловск-44 (Новоуральск) создавались два важнейших объекта советской атомной промышленности для обогащения урана: завод №813 и завод №814, на котором в свое время производили обогащенный литий для термоядерных зарядов.

Сейчас это крупнейшее предприятие по обогащению урана «Уральский электрохимический комбинат» в г. Новоуральске, и комбинат, где производятся ядерные боеприпасы, «Электрохимприбор», в г. Лесном.

В сентябре 1951 г. для обеспечения дальнейших испытаний Фитина перевели на должность министра ГБ Казахской ССР. Где, спустя три недели, 18 октября, на Семипалатинском полигоне, на высоте 400 м, с самолета ТУ-4 будет успешно испытана первая советская атомная бомба РДС-3 с обогащенным ураном, который как раз и был получен на тех самых заводах под Свердловском.

Но в начале марта 1953 г. – трагическая кончина И.В. Сталина, заканчивается его Эпоха. Начинается борьба Хрущева за власть. Кара обрушилась на многих сынов Советской Родины. С Фитиным все случилось «помягче». С 16 марта по 16 июля 1953 г. он снова начальник УМВД по Свердловской области, а после ареста-убийства Л. Берии выдающегося генерал-лейтенанта, легендарного «Алекса» – «Виктора», как «бериевский кадр» – 29 ноября 1953 увольняют из органов госбезопасности с формулировкой «по служебному несоответствию». Без пенсии, так как не имел необходимой выслуги лет, его фактически выбрасывают.

Имя Фитина на долгие годы исчезает в небытие. Чтобы как-то выживать, учитывая огромный управленческий опыт, с апреля 1954 г. по апрель 1958 г. он работает главным контролером Министерства госконтроля. До августа 1959 г. – старшим контролером Комиссии советского контроля СМ СССР, до июля 1963 г. – просто директором фотокомбината Союза советских обществ, дружбы и культурных связей с зарубежными странами.

Но 24 декабря 1971 г., после всего пережитого, всех перенапряжений, нагрузок, в возрасте 63 лет он умирает. Похоронен на Введенском кладбище. Имя надолго оказалось в забвении.

Но с приходом в 2016 г. на пост директора Службы внешней разведки РФ С. Нарышкина ситуация изменилась в лучшую сторону. 10 октября 2017 г. у здания пресс-бюро СВР Павлу Фитину, молодому, энергичному, с непокрытой головой, в генеральской шинели, был открыт памятник. Пусть снова да здравствует легендарный «Алекс-Виктор», Фитин Павел Михайлович, замечательный, выдающийся, советский генерал-лейтенант!

                                                             Геннадий ТУРЕЦКИЙ

Фото из открытых источников

Другие статьи автора

Другие материалы номера