США все более прописываются на украинской земле. Вполне вероятно, что уже в ближайшее время могут быть приняты решения, позволяющие контингентам войск США и НАТО размещаться здесь на постоянной основе, причем в непосредственной близости от российских границ. Масла в огонь подлила позиция Турции. Мало того что она не признает Крым частью России, оказывает содействие Украине в перевооружении армии. Под давлением Великобритании турки заявляют о поддержке антироссийской «Крымской платформы». Строительство канала «Стамбул» (он пройдет параллельно проливу Босфор), похоже, связано с тем, чтобы на него не распространялась конвенция Монтрё. Это позволит американским авианосцам беспрепятственно заходить в Черное море. Одним словом, одержимая желанием воссоздания османского владычества Турция – сложный партнер, у которого топор в отношении России не под лавкой, а за пазухой.
В то же время надо признать: на территории ДНР и ЛНР все сильнее проявляются пессимистические настроения, связанные с тем, что Россия, кажется, окончательно отказалась от признания их суверенитета и тем более от идеи Новороссии, которая в 2014-м, и даже в 2015 году выглядела вполне осуществимой. О настроениях сужу по высказываниям российских родственников жителей Донбасса. Кратко их можно охарактеризовать так – растущее неверие в Россию как в защитницу русского мира. Позиция «ДНР и ЛНР в составе Украины», неоднократно высказанная Сурковым, другими переговорщиками со стороны России, воспринимается не только населением этих республик, но и многими русскими внутри России по меньшей мере как двойственная.
Приходилось слышать: медлительность, нерешительность российской стороны объяснима тем, что она ждет завершения строительства «Северного потока-2». Но эта ссылка не слишком убедительна. Ну построим мы этот «поток», а что дальше? Доведенный до конца, он может стать объектом давления на Россию еще в большей степени, нежели недостроенный. Среди российских политиков в ходу и такое мнение: России, мол, нужны не ДНР, ЛНР, и даже не Новороссия, а вся Украина вместе с матерью городов русских Киевом. Потому-де она и медлит, дожидаясь удобного момента, когда влияние США ослабнет и народ Украины сам выступит против необандеровщины. Однако, судя по всему, удобного момента в обозримом будущем не предвидится. Наоборот, при вводе на территорию Украины войск НАТО он практически будет сведен до минимума, а угрозы для России существенно возрастут, вплоть до размещения вдоль нашей границы американских «першингов». Так что, если определяться, исходя из геополитических интересов России, то – сегодня.
Трудно поверить, что у России, испытывающей нарастающее внешнее давление англосаксов, нет плана, который предусматривал бы, при необходимости, эффективное, с минимальными потерями решение «украинского вопроса». Скорее всего, такой план разработан. Понятно, что «дьявольское поспешание» тут недопустимо.
Нужно отбросить в сторону шапкозакидательские настроения, исходящие от некоторых трепачей на полит-шоу, которые абсолютно уверены в том, что Российская армия в течение нескольких часов захватит Киев, а то и Львов. Ну захватит, и что? Новые «лесные братья»? Затяжная партизанская война, в том числе в сложной городской инфраструктуре? Западу останется подкидывать в костер дровишки в виде поставок украинским радикалам-националистам вооружений и информационной поддержки. И пусть братья-славяне «убивают себя как можно больше»? Лишь недалекий человек может не понимать, что украинцы также ненавистны англосаксам, как и русские. Они нужны им как «расходный материал» в продвижении своего влияния, а такие клоуны-марионетки как Зеленский, служат отнюдь не национальным интересам своей страны. Думается, все должно быть просчитано, выверено и руководством России и главным образом профессионалами-военными. Причем принципиальное решение, повторяю, необходимо принимать сейчас, ибо завтра окажется поздно. Как поздно было бы и в ситуации с Крымом, если бы Россия не опередила американцев, уже имевших планы по созданию в русском Севастополе базы своего флота.
ПОИНТЕРЕСОВАЛСЯ мнением обычного военного-отставника. Он считает: «Война на Украине нам не нужна, но и такой мир, что мы имеем, не нужен. Ополченцы критически устали семь лет сидеть в окопах. Вопрос по защите национальных интересов России и русских на украинском направлении назрел. Без применения вооруженных сил с нашей стороны не обойтись. При этом Россия категорически не должна ввязываться в длительные боевые действия. Ресурс авиации и оперативно-тактических ракет позволяет провести молниеносную (протяженностью не более полутора суток) операцию. Ею целью могло бы стать, на первом этапе, полное освобождение от необандеровщины Донецкой и Луганской областей. Плюс взятие под контроль Херсонской области. В том числе и с гуманитарной целью – обеспечить водоснабжение населения Крыма».
Параллельно, как он полагает, могли бы произойти восстания жителей Харькова, Николаева, Одессы, Днепра, Запорожья, ряда других городов с целью объявления независимости от проамериканской центральной власти Украины и образования государства Новороссия. «Если наши спецслужбы недаром едят свой хлеб, подготовка подобных восстаний вполне реальна», – рассуждал он. «Как быть с Киевом, Полтавой, Житомиром, Черниговом, Винницей?» – спросил я. «Не хочу акцентироваться на деталях, но в общем виде могу сказать: эти регионы, при поддержке местного населения, также должны малокровно перейти под российское влияние. Причем с такой скоростью, которая не оставляла бы американцам и натовцам возможностей для оперативного реагирования на развитие процесса».
«Поймите, чем больше Россия будет выжидать, надеясь на мифические компромиссы, тем меньше у нас шансов на успех! Время работает против нас!» – убеждал он меня. В душе я почти готов был согласиться с отставником, если бы не осознавал: существуют скрытые от взглядов рядовых граждан обстоятельства, пока еще сдерживающие наши власти от избрания такого варианта. Есть и определенные политические соображения, и национально-исторические примеры, которые можно отнести в том числе к украинцам. В «Дневнике писателя» Федор Достоевский, рассуждая об освобождении Россией братьев-славян от турецкого ига на Балканах, подчеркивал:
«…Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью…
Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью. Как ни будут они ненавистничать, сплетничать и клеветать на нас Европе, заигрывая с нею и уверяя ее в любви, но чувствовать-то они всегда будут инстинктивно (конечно, в минуту беды, а не раньше), что Европа естественный враг их единству, была им и всегда останется, а что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что стоит огромный магнит – Россия, которая, неодолимо притягивая их всех к себе, тем сдерживает их целость и единство. Будут даже и такие минуты, когда они будут в состоянии почти уже сознательно согласиться, что не будь России, великого восточного центра и великой влекущей силы, то единство их мигом бы развалилось, рассеялось в клочки и даже так, что самая национальность их исчезла бы в европейском океане, как исчезают несколько отдельных капель воды в море».
Если перенестись в более позднее времена, то СССР, преемницей которого является Россия, освободил Украинскую ССР от гитлеровского фашизма и бандеровщины. И какая же «благодарность» получена за это? Пособники Гитлера Бандера и Шухевич, ветераны эсэсовских дивизий «Галичина» признаны на Украине национальными героями. Русофобия превратилась в основной способ самоутверждения украинских политиков. Наследники М. Грушевского насаждают в общественном сознании мысль о культурном превосходстве древних укров-европейцев над русскими «азиатами». Открыто произносятся лозунги: «Иди и убей москаля!» Украинская «элита» подвергает дискриминации русский язык, русскую литературу, уничтожает памятники советского периода. И это, замечу, не встречает там серьезного общественного осуждения. Плюс ко всему, молодое поколение украинцев с детского садика под влиянием этнического национализма пропитывается духом вражды к России. При этом в русском народе, для которого, по Достоевскому, характерна всемирная отзывчивость (способность «всецело русская, национальная»), нет и намека на подобный шовинизм.
ЕЩЕ ОДНА опасность заключается в том, что современная украинская и российская «элиты», по сути, едины не только в своей приверженности либерал-глобализму, западным «ценностям», но в своем антисоветизме и русофобии. Примеров этого приводилось в патриотических СМИ предостаточно. Вот недавний. Союз писателей России выразил недоумение в связи с тем, что организаторы «Тотального диктанта» из года в год привлекают к написанию текстов людей, практически открыто занимающих в обществе антироссийские позиции. В этом году диктант сочиняет и диктует некто Дмитрий Глуховский. Человек, практически не живущий в России, имеющий гражданство Израиля, вид на жительство в Германии и Испании, – именно он будет учить «безграмотных» русских русскому же языку. У нас нет текстов отечественных классиков? У нас нет писателей-патриотов, ныне здравствующих, но никуда не сбежавших, проживающих вместе с народом?» Создается впечатление, что политика в отношении русской литературы и русского языка формируется у нас не государственными институтами России, а в Марьиной Роще.
Впрочем, нельзя не отметить, что складывающаяся обстановка побуждает руководство нашей страны не просто декларировать патриотизм, но и перебазироваться на патриотические рельсы. Звонок Байдена Владимиру Путину не должен вводить в заблуждение. Ни о каком равноправном сотрудничестве России и США речи быть не может. Давление Запада на Россию и конкретно на Путина будет только нарастать, вынуждая нашего президента определиться, наконец, в «украинском вопросе». Ждать «когда, по словам одного из новороссийских политиков, Россия станет богатой и сильной, все придут и сами попросятся», времени не остается. Как бы ни противилась этому сердобольная русская душа, разрешение усугубляющейся ситуации, видимо, потребует со стороны России применения военной силы. В каких масштабах, каким образом – другой вопрос.
В любом случае идея Новороссии должна быть возвращена в России в русло геополитической целесообразности. И первым шагом, на мой взгляд, должно стать скорейшее признание Россией ДНР и ЛНР.