История мирового спорта может привести крайне мало примеров, когда один и тот же человек являлся бы и суперигроком, и гениальным тренером. В первую очередь, это, конечно же, касается игровых дисциплин – футбол, хоккей, баскетбол, волейбол. Мы можем вспомнить не так уж много имен, в спортивной карьере которых значились бы выигранные чемпионаты мира и Олимпийские игры как на поле (льду, площадке), так и на тренерской скамейке. Ибо тренер и игрок – абсолютно разные профессии. И одно из безусловных достоинств Анатолия Владимировича, демонстрирующих его дальновидность, прозорливость и интеллект, заключается в том, что он это четко осознавал с юных лет.
Он с младых ногтей отчаянно хотел быть профессиональным спортсменом, но довольно быстро усвоил, что подлинным игроцким талантом, сопоставимым по уровню, например, с Всеволодом Бобровым, все же, не наделен. Да он и не стремился быть «звездой льда» – умение решать вопросы на тренерском мостике, организовывать игровой процесс, создавать из ничего нечто представлялось для Тарасова куда более интересной и сложной задачей. Можно сказать, что склонность к теоретизированию, скрупулезному анализу и потрясающая способность делать правильные выводы была заложена в будущем мэтре с рождения.
Видимо, именно поэтому, еще в 1937 году, в 19-летнем возрасте, Анатолий Тарасов поступил учиться в Высшую школу тренеров при Московском институте физкультуры (которую окончил два года спустя). При этом юный наставник пытался сразу же претворить полученные знания в жизнь: в 1938-м, параллельно с учебой, он начал тренировать свою первую команду — рабочую команду города Загорска по хоккею с мячом.
Однако когда в жизни Тарасова появился хоккей с шайбой, он буквально перевернул сознание Анатолия Владимировича. Тренер загорелся идеей во что бы то ни стало понять, освоить этот вид спорта и перенести его на советскую почву. Дело было в конце сороковых: тогда Советский Союз активно готовился к тому, чтобы принять участие в ближайшей – и первой в истории страны – Олимпиаде. Начался процесс изучения видов спорта, которые фигурировали в зимних Олимпийских играх. И вот, наши спортивные начальники наткнулись на такую диковинную штуку, как хоккей с шайбой, который тогда негласно (а порой и вполне официально) именовался канадским хоккеем. Тарасова несколько раз командировали в ближайшее зарубежье, дабы он изучил вопрос и получил примерное представление: как там и что, с чем эту, практически неизвестную на просторах СССР на тот момент, игру едят. В частности, из поездки в Чехословакию Анатолий Владимирович привез несколько клюшек и пару коньков, с тем, чтобы по этим образцам был изготовлен инвентарь для советских спортсменов. Оставалась самая малость: понять, как, собственно, в эту игру играть.
Для этого Тарасов хотел съездить в Канаду, чтобы набраться опыта и изучить методику тренировок канадских спортсменов, но его от этого шага отговорил Михаил Товаровский, замечательный педагог, некогда обучавший Анатолия Владимировича в институте физкультуры. Мотивация была обезоруживающая: «Пойми, если ты подсмотришь все у них и скопируешь их тренировочные упражнения, тактические построения и манеру игры, то самому тебе придумывать уже ничего не придется. А это значит, что ты до скончания веков будешь играть в канадский хоккей и, как следствие, постоянно проигрывать». Тарасов внял совету и, таким образом, оказался поставлен перед необходимостью изобретать собственную методику тренировок, стратегию и тактику игры. И, как мы знаем, преуспел в этом на все сто.
Именно благодаря тарасовским нововведениям, сборная СССР долгие годы оставалась непобедимой. Ведь гениальный тренер, с первых же шагов отказавшийся от подражательства, искал источники вдохновения не только в сугубо спортивной сфере. Например, любил наблюдать за репетициями Ансамбля народного танца Игоря Моисеева, посещал выступления балетных трупп, парил в бане своих подопечных до изнеможения – словом, искал способы тренировки там, где никто их даже не видел. Таким образом, выковывалась не только знаменитая «красная машина» – то был единый сплоченный механизм, при этом, состоявший из ярких индивидуальностей, у каждой из которых на площадке был свой трюк, неповторимый, уникальный почерк.
Тарасова принято считать жестким, авторитарным наставником: порой, заметив на тренировке или по ходу игры (пусть даже и блистательно выигранной) какой-нибудь огрех в действиях того или иного хоккеиста, заставлял повторять определенное упражнение по несколько сотен раз. Казалось бы, тут любой волком завоет – иные и в самом деле не выдерживали и, как следствие, покидали команду, однако лучшие мастера, составившие в итоге славу советского хоккея, впоследствии ничего, кроме глубочайшей и искренней благодарности, к «тренеру-диктатору» не испытывали.
Наш знаменитый вратарь, трехкратный олимпийский чемпион Владислав Третьяк вспоминал: «Анатолий Владимирович стал для меня вторым отцом. Взял под личную опеку, когда мне было только семнадцать лет, и воспитывал буквально в круглосуточном режиме, не давая остановиться, удовлетворившись достигнутым уровнем. Требовательность педагога зашкаливала, новые идеи возникали постоянно; они требовали экспериментов и последующего анализа – то и другое делалось совместно тренером и спортсменом. Однако за таким жесточайшим трудовым графиком была спрятана отеческая забота Анатолия Владимировича обо мне, Фирсове и Викулове, Рагулине и Кузькине, Харламове и Михайлове, Петрове и Лутченко. Обо всех нас… Тарасов являлся психологом высочайшего класса. Игроков будто кожей чувствовал: знал, с кем, когда и как переговорить, знал, какие душевные струны затронуть, чтобы хоккеист раскрыл свои возможности по максимуму.
Анатолий Владимирович жил хоккеем. Он присматривался к канадскому стилю, получая массу впечатлений и информации для творческой переработки, но всегда шел своим путем. Поскольку главным оставалось строительство советской хоккейной школы по им же придуманным законам».
Одной из высочайших оценок тренерского гения нашего соотечественника является то обстоятельство, что в Зал славы НХЛ в Торонто Тарасов был включен первым среди европейцев. Оно и неудивительно: ведь не секрет, что многие знаменитые канадские тренеры, приводившие свои клубы к победам в Кубке Стэнли и других престижных турнирах, работали по конспектам Тарасова, которые он вел на протяжении всей своей головокружительной тренерской карьеры.
В русской фольклорной традиции существует немало пословиц и поговорок, красноречиво отражающих жизненное и спортивное кредо юбиляра: «Терпенье и труд все перетрут», «Под лежачий камень вода не течет», «Без труда не выловишь рыбку из пруда», «Добро должно быть с кулаками»… Сегодня за выступлениями наших хоккеистов мы следим с замиранием сердца: недаром, в ходе финального хоккейного матча Олимпиады-2018 Россия – Германия был придуман термин «валидольный хоккей». Нет, хоккей, после долгих лет прозябания, а то и вовсе позора (вспомните чудовищное 11-е место, занятое сборной России в 2000 году) постепенно возвращает былую славу на нашу землю, но безоговорочного успеха нам все равно, в отличие от былых лет, никто не гарантирует. Кто знает, как обстояло бы дело, если б тарасовские методы до сих пор являлись руководством к действию для каждого паренька, впервые взявшего в руки клюшку…