В номере за 20 января мы представили читателям фильм «Жить и не плакать», автором которого стала Елена Мельник. Главная героиня Галина Петровна Лежнева ребенком пережила самые трудные блокадные времена, о чем она и рассказывает в проекте. После публикации материала о ленте в редакцию позвонила директор фонда «Мост поколений» Екатерина Ефимова и рассказала, что у Лежневой на днях день рождения и замечательным подарком к ее значимой дате стала бы «Советская Россия» с ее портретом и рассказом о фильме. Мы поддержали идею главы фонда. Наш подарок доставлен адресату…
***
Сегодня мы представляем второй фильм «Война. Жизнь. Искусство», созданный в мастерской фонда автором Ксенией Ахмеровой. Героине ленты Аглае Михайловне Черновой – 101 год. Ее отец был учеником самого Мравинского. Неудивительно, что с малых лет Аглая Михайловна занималась танцами, акробатикой и балетом. В 19 лет началась ее карьера балерины в Кировском (ныне Мариинском) театре. Однако очень вскоре пуанты пришлось сменить на сапоги, а о тренировках на время забыть, поскольку началась война…
Аглая Михайловна Чернова вспоминает:
— Как я попала в блокаду, так осталась до конца. Многие остались, потому что, во-первых, мы не подозревали, что может быть такой кошмар, а потом, у меня была бабушка, которую нельзя было никуда везти…
***
— Когда в филармонии шел концерт, снаряд попал над органом.
…Я была в то время в команде противовоздушной обороны. Мы вытаскивали раненых и убитых. Погиб зрительный зал почти полностью. Там ярусы просто висели…
***
— После того, как мы пережили совершенно кошмарный год из-за голода, бомбежек и обстрелов, мы как-то вычистили город… Тогда меня пригласили в новый театр на Невском. Это был маленький театрик.
***
— Трудно было нам, плохо… 125 грамм хлеба и больше ничего, но иногда нам удавалось доставать и варить столярный клей. Он был как холодец. Но надо сказать, что нам немного помогали. В театре БДТ была столовая, и люди искусства ходили туда, там давали какую-то похлебку, и мы немножко подкреплялись.
***
— В составе фронтовых бригад мы ездили на фронт. Там мы были необходимы, потому что солдаты отдыхали, глядя наши концерты. Кроме того, в госпиталях у нас были концерты. Там было действительно страшно. Но это было нужно, наши раненые бойцы были в восторге. Мы им как-то все-таки поднимали дух и настроение. Мы танцевали, были вдохновлены,…был оркестр, был дирижер… Я чувствовала, что какую-то пользу приношу. На спектаклях – это одно, на фронтах еще больше польза, в госпиталях еще больше.