В шахте на момент обрушения находились 192 человека. «Ситуация на шахте не несет опасности для сотрудников шахты, работающих на остальных участках предприятия, эвакуация из шахты не проводится», – сообщили в министерстве угольной промышленности Кузбасса.
Серьезные аварии на шахтах, притом с человеческими жертвами, случаются в Кузбассе чуть ли не еженедельно. И нынешняя, даже не такая страшная, как в прошлом году на «Листвяжной», которая унесла жизни более 50 человек, к сожалению, не последняя. Пока люди будут идти под землю, никто не сможет на 100 процентов исключить возможности повторения подобных ЧП. А потому обеспечение безопасности в шахтах – это всегда надежда на то, что шахтеры смогут выйти на поверхность живыми.
Те многочисленные проверки, которые прокуратура и прочие органы, устраивают после аварий, показывают: требования законодательства о промышленной безопасности, об охране труда нарушаются повсеместно. Эксплуатируются неисправные системы пылеподавления, аэрогазового контроля, не выполняются замеры уровня метана. Шахтеры не обеспечиваются средствами индивидуальной защиты и пожаротушения. Но, пожалуй, главная причина многочисленных происшествий на шахтах – следствие желания ее руководства увеличить объемы добычи угля и, соответственно, финансовой прибыли. При этом контроль за выполнением взрывозащитных мероприятий на шахте, порученный сотруднику Ростехнадзора, по убеждению следователей, фактически не осуществлялся.
В России сейчас осуществляют добычу более 50 шахт. Большая часть из них опасны по внезапным выбросам угля, породы и газа, самовозгоранию угля и другим факторам. Невольно возникает вопрос, почему травматизм на шахтах в России выше, чем в развитых угледобывающих странах? Ответ давно известен. В современной России прибыль владельцев шахт стала приоритетом. Безопасность горняков ушла за последние тридцать лет на задний план. И еще важнейшее обстоятельство, подвергающее шахтеров смертельной опасности, – глобальной проблемой является общее понижение уровня квалификации специалистов угольной отрасли. «Снизился уровень образования настолько, что ни у руководства, ни у работников нет понимания степени риска. Глаза закрываются практически на все, находятся причины, по которым можно уволить работников, которые начинают говорить о нарушениях…» – уверен генеральный директор «Росинформуголь» Анатолий Скрыль.
Шахта «Талдинская-Западная-1» входит в ОАО «СУЭК-Кузбасс», основным владельцем которой является олигарх и долларовый миллиардер Андрей Мельниченко. Поле шахты расположено в центральной части Ерунаковского геолого-промышленного района Кузбасса и является частью Талдинского и Северо-Талдинского каменноугольных месторождений. Уголь разрабатываемого пласта энергетический, марка угля – Д.
***
Когда номер был готов к печати, стало известно, что спасатели вывели на поверхность двух рабочих шахты «Талдинская-Западная-1», которые оказались заблокированными в выработке. Самочувствие у них нормальное, травм нет. В ходе спасательных действий все службы отработали оперативно, согласно протоколу ликвидации аварии. Для этого были задействованы два отделения военизированной горноспасательной части. Создана и начала работу специальная комиссия по расследованию всех обстоятельств произошедшего.