Потолок косится на урок

В школах Псковской области так и не доделали ремонты

Псковская область не может закончить ремонт в нескольких школах. Уже месяц после начала учебного года дети учатся в неспециализированных помещениях, родители устраивают шумиху в соцсетях, а строители, отчаявшись выбить свою зарплату, идут крушить свою же работу.

На капитальный ремонт 33 школ Псковской области по программе «Модернизация школьных систем образования» из федерального бюджета выделили 1,5 млрд рублей. Еще в конце лета обеспокоенные родители начали писать гневные посты в соцсетях о неготовности образовательных учреждений к учебному процессу. Сообщения об этом доходили из Куньинского района, Печор, Великих Лук и Пскова. Проблему был вынужден признать и губернатор Псковской области Михаил Ведерников: на совещании по нацпроектам он заявил, что общее исполнение нацпроектов составляет 52%.

Двери псковской школы №10 открылись по расписанию – 1 сентября, однако внутри школьники увидели недоделанные кабинеты, свисающие провода, строительный мусор и слоняющихся рабочих. Чтобы совмещать учебный процесс со стройкой, администрация приняла решение сократить количество уроков. Ученики жалуются, что занятия из-за нехватки кабинетов проходят где придется, а родители обеспокоены, что из-за строительного мусора у детей могут обостриться аллергия и астма. К октябрю ситуация кардинально не изменилась: отремонтировали только гардероб и убрали часть парт из коридора. Дети по-прежнему страдают от строительной пыли, а из-за ремонта спортзала уроки физкультуры даже в дождь проходят на улице.

В Жижицкой средней школе райцентра Кунья дети начали учиться без электричества в кабинетах – родители жаловались на пыль, грязь и строительные леса. После публикации жалобы на сайте губернатора свет подключили, а строительные лестницы убрали. «Спасибо, стало чище», – отреагировали местные жители.

Хуже дела обстоят в приграничных Печорах. Там идет капитальный ремонт двух из трех существующих школ – Печорской гимназии №1 и средней общеобразовательной школы №3. По контракту работы должны были закончить до 30 сентября, но на деле родители надеются, что школу откроют хотя бы к новому году.

– Нам учительница говорила, что первую четверть детям придется учиться в саду, – рассказывает Оксана, мама учеников школы №3. – Если она так говорит, то первая четверть явно не 30 сентября закончится. Все родители между собой обсуждают, что это затянется. Лишь бы с нового года выйти. Те, кто там работает, говорят, что там вообще ничего не сделано: окна не везде вставлены, канализация вся раздолбанная, ни одного нормального туалета. В классе, где мы учились в прошлом году, кроме нового окна вообще ничего нет. Ну а что мы можем сделать? Мы просто смирились. Нас в мае предупреждали о том, что они вовремя не справятся с таким объемом работ. Можно сказать, что все были к этому готовы. Никого это особо в шок не ввергает, но доставляет неудобства: мы учились в первую смену, а сейчас учимся во вторую. Для меня как для мамы, которая работает, это довольно проблематично. Конечно, это ненормально.

Пока школы закрыты на ремонт, младшие классы учатся в детском саду, а старшие – в Доме детского творчества. Дети вынуждены посещать занятия в несколько смен, часть уроков проходит в дистанционном формате.

– Детей не кормят, они слоняются где-то – нарушен режим, – рассказывает Елена, мать школьника из Печорской гимназии. – Они сейчас учатся в три смены: сорок минут они учатся, сорок минут ходят везде, потом опять учатся, просто кошмар. Кто-то на дистанционке опять. Мы очень недовольны.

Ремонтные работы на объектах затянулись, в том числе и из-за невыплаты зарплат работникам. Уже несколько месяцев им обещают отдать деньги, но доходят лишь небольшие авансы.

– Я ни разу не получал зарплату в полном объеме, платят какие-то крошечные авансы, – рассказывает Андрей, он подсобный рабочий в первой школе. – Многим ребятам деньги не дошли, и они забили на это. Некоторым сказали, что всё выплатили, а когда выплатили, никто не знает. Люди до сих пор ждут. В третьей школе многих обманули и ничего не заплатили, там осталось мало работников. Пару недель назад работали буквально два человека. Деньги не платят, никто работать не хочет. Прорабы говорят, что деньги будут через неделю. Потом еще через неделю. Сейчас мне заплатили процентов пятнадцать от того, что обещали. Я планирую закончить там работать, как только получу деньги.

Хоть администрация и уверяет, что деньги будут, мать рабочего из Печорской гимназии Ольга Лицовская убеждена, что им так и не заплатят. А в контролирующие организации обращаться бесполезно – большинство работников устроены неофициально.

– Приезжал Ведерников, губернатор наш, говорил: деньги в пути. Сын у меня свято верит, что деньги будут. Я ему говорю: «Сынок, если бы вам хотели заплатить, уже бы заплатили. Вам не заплатят». – «Нам обещали – вот деньги в пути». В каком, говорю, пути деньги? Ну смешно! Ну вот они все еще обещают, но я денег так и не видела. Ни копейки из того, что он заработал. Они что, там официально устроены? Нет. Набрали мальчишек, дали объявление во «ВКонтакте», за полторы тысячи в день. Боже, какая хорошая зарплата для наших мальчишек подработать! Как им теперь дадут денег, если у них даже договора нет? Я как бухгалтер понимаю, что никто не будет платить даже налоги с этих денег. Оформит это кто-то на себя, что типа работал, и всё. Зачем заморачиваться? Поработали бесплатно. Они что, пойдут в прокуратуру жаловаться? Нет. У них даже на руках нет никаких документов. Тут завязана наша администрация и управление образования, кто там связывался с этой казанской организацией.

Тендер на ремонт в печорских школах вы-играла подрядная организация ООО «Сармат» из Казани. Компания пришла в Псковскую область в ноябре прошлого года, пытаясь доделать «Социальный городок» в деревне Борисовичи под Псковом, который строится с 2013 года. В апреле 2022 года губернатор региона Михаил Ведерников заявлял, что объект будет сдан через месяц, но этого так и не произошло. С фирмой «Сармат» заключено еще четыре контракта по ремонту помещений, три из которых – школы в Печорском районе. Представитель подрядчика отказался отвечать на вопросы «Север.Реалий».

Несколько очевидцев рассказали, что обманутые работники из Печорской гимназии однажды пришли громить свою же работу. Но им помешали.

– Приезжала полиция. Люди хотели побить плитку, которая уже положена, – говорит рабочий Андрей.

Директор печорской школы №3 Нина Ярославцева только разводит руками. С подрядчиком, по ее словам, было оговорено, что работы начнутся позже, чтобы дать детям возможность закончить учебный год в очном режиме. Фирма обещала принять во внимание изменившиеся условия и усилить темпы работы летом.

– Мы с большим трудом вышли на этот ремонт, очень долго оформляли все бумаги, – вспоминает она. – 30 марта заключили контракт на капитальный ремонт, который длится шесть месяцев. В марте, апреле и мае мы не освободили им помещение. Поговорили с подрядчиком, они обещали усилить работу. Это же всё по просьбам родителей, они не хотели, чтобы дети уходили на дистанционное обучение. Говорили, что лучше в сентябре посидим на дистанционке.

Старшеклассники учатся в музыкальной школе, а младшие – в садике, рассказывает директор.

– Мы надеемся, что подрядчик справится за месяц, потому что все уже хотят в отремонтированную школу, но это мы надеемся, отвечать за подрядчика я не могу, – говорит Ярославцева. – По понедельникам у нас планерка с подрядчиком, мы каждый раз упрашиваем закончить побыстрее. У нас здесь еще управление капитального строительства, им тоже, бывает, что-то не нравится, например, плитку положили не так, плитка снимается и укладывается заново. Когда попадается хороший подрядчик, самодостаточный, тогда проще, а здесь получилось, что он распылился на три школы в нашем районе. Если бы здесь работали человек сто каждый день, то, может быть, и получилось бы, а когда такими группами, то я не знаю.

Бывший работник Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Псковской области Иван Прищепа говорит, что проблема недобросовестного строительства – общая для всех регионов. В основном проблема связана с 44-ФЗ, который контролирует систему госзакупок, из-за него невозможно проследить добросовестность подрядчика, пока он не приступит к работам.

– Мост через Милевку (река в Пскове) должны были сдать к ноябрю прошлого года – и до сих пор работы ведутся, – говорит он. – Это проблема не только для школ, а вообще для всех объектов. То есть находится подрядчик, выигрывает тендер, потом оказывается, что он не готов, работы в срок не сдаются. К сожалению, эти конкурсы ведутся так: к подрядчику есть какие-то минимальные требования, он их выполняет, а на деле – никто не проверяет, что это за организация. Раньше, если не было каких-то специалистов, их приглашали или подключали другие фирмы, а сейчас вроде боремся с коррупцией и предоставляем равные возможности, а из-за этого вытекают большие проблемы.

–…Власть не контролирует, что делается в Пскове и Печорах. Об этом люди пишут в комментариях, что мы сами без штанов… Вот наш знаменитый долгострой – кампус ПсковГУ, ему лет 30, сменилось девять подрядчиков, и все никак не достроить. Сейчас в школах каждая неделя начинается с поднятия флага и прослушивания гимна, а также ввели уроки «Разговоров о важном», тем самым они поднимают уровень патриотизма у детей. В одном сообществе увидел видео, где в спортзале местного университета протекает потолок. Завершите ремонт, сделайте всё качественно и современно – вот вам и патриотизм. А так все это на словах. Студенты же не дураки, они все понимают прекрасно.

Псковская обл.

Другие материалы номера

Приложение к номеру