Мособлдума все-таки приняла закон об объединении Серпухова с двумя городами, имеющими статус наукоградов: Протвино и Пущино. Старт процессу дали серпуховские депутаты, выступившие с такой инициативой в конце прошлого года.
Жители были уверены, что Протвино и Пущино лишатся статуса наукоградов, а «Большой Серпухов», как называют проект объединения городов, его не получит, в результате пострадают научные интересы страны. Чиновники на это уверенно заявляли, что раз получилось с Королёвом (который объединили с соседним маленьким Юбилейным) – получится и с Серпуховом. При этом не приводилось никаких расчетов, хотя это был бы самый простой способ доказать правоту.
В соответствии с законом наукограды имеют право на получение денег из федерального бюджета, при этом они его могут тратить как на развитие научного и научно-производственного потенциала города, так и на «развитие инфраструктуры наукограда». В самом законе о наукоградах в основном описана процедура получения статуса.
Согласно закону, для получения статуса наукограда город должен удовлетворять конкретным критериям. В частности, либо более половины основных фондов хозяйствующих субъектов города должны принадлежать градообразующему научно-производственному комплексу, либо более половины продукции хозяйствующих субъектов города должны характеризоваться как научно-технические. Однако на резонные опасения жителей Пущино и Протвино, которые неоднократно пытались выяснить, есть ли такие обоснования, ничего толком не было предъявлено.
Вместо этого в Сеть попал документ, якобы относящийся к созданию наукограда на базе «Большого Серпухова», в который планируется слить три городских округа. Якобы – потому что подлинность этого документа подтверждена не была. Но даже если эта пояснительная записка за подписью заместителя председателя правительства Московской области Марии Нагорной подлинная, в ней ничего не говорится о том, на каком основании «Большой Серпухов» должен стать наукоградом.
Ведь города не становятся наукоградами автоматически, для этого должно быть вынесено постановление правительства, а выносится оно на основании перечисленных выше и других критериев. В частности, плана стратегического развития наукограда. Который тоже не представили публике, хотя логично было бы это сделать: это бы сняло многие вопросы, которые были у обеспокоенных судьбой Протвино и Пущино общественников.
Вместо этого говорилось о том, что нынче наукограды очень дотационны, а Серпухов менее дотационен (то есть более эффективен экономически), поэтому надо, мол, присоединить неэффективные Протвино и Пущино к эффективному Серпухову. В частности, об этом говорил на встрече с жителями Пущино глава города Алексей Воробьев. «Наш уровень софинансирования за счет бюджета Московской области составляет… 85%, Протвино – 88%, а Серпухова – 76%. Понимаем, что самый менее дотационный – это городской округ Серпухов. <…> По доходам местных бюджетов наша территория высокодотационна», – описал он ситуацию. Получалось, что если присоединить наукограды к ненаукограду, то в получившийся «большой наукоград» пойдут большие деньги и он будет более эффективен. Жители пытались добиться обоснования, хоть каких-то выкладок – тщетно. Схожая ситуация сложилась и в Протвино.
В результате это вылилось в фактически провалившиеся публичные слушания в обоих наукоградах. Они прошли в один день, и вначале шли по одному сценарию. Приходившие заранее на слушания жители городов обнаруживали, что зал маленький, а часть мест уже занята. В результате части граждан было предложено перейти в другое здание, в котором была организована трансляция из основного зала, где велись слушания. Само по себе такое действие – уже профанация слушаний, которые, по идее, должны проводиться в форме диалога – иначе можно было бы просто опубликовать решение совета депутатов в газете.
В Пущино сценарий практически удался, а в Протвино граждане проявили настойчивость и потребовали внести изменения в регламент мероприятия. Им было отказано, и тогда граждане начали скандировать «регламент, регламент!». Зам. главы городского округа Протвино Александр Козырин-Гаак зачитывал доклад, тщетно пытаясь перекричать собравшихся. Фактически слушания были сорваны, но… объявлены состоявшимися. На сайте защитников наукоградов жителей призывают обращаться в полицию, прокуратуру, суд, опубликованы образцы заявлений.
Ни советы депутатов Пущино и Протвино, ни совет депутатов Серпухова, ни депутаты Мособлдумы по существу не приняли во внимание наличие протестов, фактически сорванные слушания в Протвино и Пущино. На сайте протестующих утверждается, что под обращением в Российскую академию наук подписалось уже более 700 человек, открытое письмо к депутатам Пущино, Протвино и Серпухова подписали более 550 граждан.
Несмотря на это, депутаты всех трех образований признали слушания состоявшимися и на основе них одобрили слияние трех городов. А уже, меньше чем через два месяца, после возникновения инициативы серпуховских депутатов, Мособлдума большинством голосов одобрила законопроект об объединении городских округов в «Большой Серпухов».
Глава г. о. Серпухов Сергей Никитенко так объявил о результатах обсуждений: «По результатам общественных обсуждений и детального изучения данного вопроса сформировано единое мнение как местных властей, так и большинства жителей городских округов, в том числе представителей научного сектора, бизнес-сообществ, что объединение даст вновь образованному муниципальному образованию сильную и разностороннюю научно-производственную базу, значимый научный и промышленный потенциал, откроет возможность претендовать на звание самого большого по площади и численности населения муниципального образования со статусом „наукоград“ в Российской Федерации».
Стоит напомнить, что депутаты Пущино отвергли поддержанную территориальной избирательной комиссией инициативу граждан о проведении референдума по этому вопросу.
Никитенко также указал на один из мотивов объединения: самый большой по численности населения наукоград сможет претендовать на бóльшие субсидии из федерального бюджета, чем небольшие Пущино и Протвино. Он даже указал на причину подобных ожиданий: ранее именно так произошло с Королёвом после объединения с Юбилейным.
Такая скорость принятия решений и согласованность действий депутатов различных уровней указывает на то, что за ними стоит субъект, управляющий процессом и имеющий возможность оказывать воздействие на депутатов. Искать его не надо: это правительство Московской области, которое стоит за всеми объединениями городских округов области и уже отработало процедуру до мелочей. Не случайно на утекшей пояснительной записке стоит штамп зам. главы председателя правительства Московской области Марии Нагорной, под чьей эгидой проходили все слияния городов Московской области.
Новизна ситуации только в том, что объединяются не рядовые областные города, а наукограды, статус которых утвержден на федеральном уровне, а теперь де-факто отменяется на областном. Впрочем, на слушаниях и в Мособлдуме уверенно говорилось о присвоении статуса наукограда «Большому Серпухову». Что заставляет чиновников и депутатов быть уверенными в таком решении? Мы полагаем, что одним из главных факторов стало выделение правительством РФ на научные разработки почти по 500 млрд рублей в год.
Часть больших инвестиций как раз должна была пойти в Протвино, где планировалась реализация проекта «Сила» по созданию нового мощного синхротрона. Под это стало возможным подверстать проекты «инфраструктурного развития», в которые, судя по пояснительной записке, должны войти суперкомпьютер для анализа информации в Интернете, система учета спортсменов и перевод в Серпухов всех букмекерских контор. Как говорилось в фильме «Буратино» – «три корочки хлеба, а к ним…»
По-видимому, имели место и закулисные договоренности, на которые намекнул спикер Мособлдумы Игорь Брынцалов. Отвечая на реплику главы фракции КПРФ в Мособлдуме Александра Наумова, предложившего не торопиться с принятием законопроекта, он сказал: «Много слухов и кривотолков… вроде бы всё хорошо, но что-то забыли и что-то не учли, и надо бы посоветоваться. С кем посоветоваться? Московская область – регион-лидер. Естественно, мы не на Луне живем, мы здесь, столичный регион. Мы, естественно, советовались и с соответствующими министерствами, ведомствами, администрацией президента [РФ] – все те, кто участвует в принятии таких важных, значимых решений».
«Задачи, которые стоят перед страной, вполне четко вырисовываются – и в медико-биологическом направлении, и в физике высоких энергий. Серьезные проекты заявлены, на них выделяются средства. В данном исполнении, в территориях этих наукоградов их реализовать просто невозможно», – объявил Брынцалов, предъявив и мотив, и повод для объединения.
Таким образом, можно зафиксировать, что депутаты всех уровней приняли решение о слиянии городских округов кулуарно, не утруждая себя донесением обоснований до граждан. Можно только догадываться, почему было так сделано. Если оказавшаяся в публичном доступе пояснительная записка о проекте создания «Большого Серпухова» подлинная, то речь идет о весьма специфическом «развитии инфраструктуры наукограда», включающем в себя перенос в город всех букмекерских контор, создание регулятора такси и агрегатора информации по мигрантам.
Поскольку указания, какие средства могут получать наукограды и как должны их тратить, в законе прописаны достаточно неконкретно, все эти проекты вполне могут попасть в план под эгидой «развития инфраструктуры». Кроме того, вероятно, по формальным признакам «Большой Серпухов» и не подходит под определение наукограда, и потому понадобились закулисные договоренности, чтобы как-то утрясти этот вопрос. Но это догадки, рождающиеся в отсутствие четкой информации.
Но это не беспочвенные догадки. У жителей Московской области перед глазами годы хозяйствования команды губернатора Воробьева, и возможностей ознакомиться с опытом слияния других городов было достаточно. По мнению ученых, последствия объединений будут катастрофичными для наукоградов и российской науки, об этом говорится в открытых письмах, размещенных на сайте «Спасем Пущино и Протвино от слияния».
У протестующих есть основания так говорить. Несмотря на заверения авторов законопроекта, что опыт объединения Королёва и Юбилейного является положительным, фактов в подкрепление этого тезиса не приводится. А опыт того же Королёва не свидетельствует о развитии научного потенциала после укрупнения, напротив, город продолжил превращаться в один из спальных пригородов Москвы, а жителям пришлось отстаивать от вырубки один из зеленых уголков города – Комитетский лес, вопросы сохранения которого после объединения только обострились.
В письме же в РАН высказываются законные опасения, что Протвино и Пущино, утратив статус наукоградов (собственно, это уже произошло), попадут в зависимость от администрации Серпухова, что отрицательно скажется на научных организациях и проектах. А самое главное – что раздельное существование трех городов никак не мешало их взаимодействию и кооперации.
Но больше всего поражает уровень непрозрачности решений.
Перед горожанами выступает градоначальник и говорит: «У нас город дотационный, вот объединимся с другим немного менее дотационным городом – и станет лучше». Его спрашивают: «А цифры где, расчеты?» Градоначальник отмалчивается. То же самое происходит на публичных слушаниях. То же самое демонстрируют депутаты городских округов, безо всяких цифр и фактов на голубом глазу утверждающие, что большинство жителей округов принимают реформу, хотя единственный реально действенный способ в этом убедиться – провести референдум, но от него почему-то отказались.
Депутат Андрей Голубев, выступая в день голосования, утверждает, что Протвино и Пущино сохранят свой статус наукоградов несмотря на объединение, и далее будут его сохранять. Не опираясь ни на какие нормативные акты, законы и так далее. А в чем, простите, тогда смысл объединения? И почему ему надо верить, когда в пояснительной записке к законопроекту объединения округов говорится, что после объединения трех округов новое образование получает статус городского округа?
Наконец, депутаты Мособлдумы принимают закон об объединении городов, голосование по которому вносится в повестку заседания буквально накануне, руководствуясь очень скромным набором документов, выложенном на сайте Мособлдумы. В пояснительной записке нет никаких обоснований эффективности объединения и ни слова про статус наукоградов.
После этого сетовать на наличие «слухов и кривотолков», как это сделал спикер Мособлдумы Игорь Брынцалов, просто неприлично. Депутаты и чиновники всех уровней, сделав процесс объединения округов максимально непрозрачным, сами создали питательную среду для слухов, а отказавшись вести диалог с гражданским обществом и проведя операцию по объединению округов с невероятной стремительностью, укрепили подозрения в том, что дело нечисто. Этим самым они снова дискредитировали органы власти и в очередной раз подорвали доверие к себе.
В ситуации, когда с нашей страной уже ведутся разнообразные войны, включая информационную и политическую, разрыв диалога власти с гражданским обществом страшнее, чем любые финансовые махинации, и могут обернуться для страны бедами уже в ближайшем будущем.
Владимир ВАСИЛЬЕВ
г. Пущино
Информационное агентство «Красная весна»