В четверг, на прошлой неделе (23.03.23 г.) «Советская Россия» в приложении «Голос народа» опубликовала щемящий душу принципиальный материал «Школу века стереть с лица Москвы?» Речь о знаменитой 353-й школе. В добрые давние времена, в культурной революции, когда широкие народные массы открывали для себя «Солнце русской поэзии», народная власть на месте, где стояла пушкинская колыбель, воздвигла святилище – школу для советских детей. Школа имени Пушкина одарила счастьем несколько поколений питомцев и воспитателей. И вот она обречена к уничтожению московскими властями.
Общественность взволнована, звонят и приходят в редакцию. На сайте редакции разгорелся горячий диспут. Представляем школьно-пушкинский форум.
Георгий ГДЛЯН
Статья правильная, спасибо автору, который выразил мнение 99,9% людей, прямо или косвенно связанных со знаменитой школой за номером 353 г. Москвы, спасибо газете «Советская Россия», опубликовавшей данную статью.
От себя хочется сказать, что пушкинскую школу г. Москвы методически уничтожали начиная с 90-х годов, помнится такой эпизод, когда Наталью Никитичну новые «хозяева жизни» в кресле выносили из вспомогательного помещения школы, которым, в итоге они завладели. Но это было только началом процесса ликвидации любимой всеми школы, который закончился в 2019 г. слиянием со школой 345. С тех пор здание пушкинской школы вот уже 4 года стоит как безжизненное пространство, и никто не ведает о ее дальнейшей судьбе, хотя она стоит, вдумайтесь, на месте, где родился великий Пушкин, куда приезжали туристы из разных стран, включая паломников из далекой Африки, посмотреть на свою святыню. Так что же получается, для африканцев это святое место, а для России, где он родился, вырос и творил, не святое, что ли? Ответ, да, для 0,009% в лице нашего несокрушимого чиновничества, может, оно и не святое, а иначе не творилась бы такая вакханалия на глазах у всего честного народа, а для 99,99% населения Москвы и всей России, оно, это место появления на свет нашего любимого поэта, однозначно святое! И еще. После развала Союза в тех же 90-х бывшие союзные республики стали менять школы, носящие имена Пушкина, Чехова и др. российских писателей и поэтов, на своих национальных, но если это еще где-то понять можно, хотя в целях политкорректности этого делать было нельзя, то вопрос: наши мастодонты какую цель преследуют, разрушая частицу Русского мира!?
Алейникова
Не буду останавливаться на безусловных заслугах Пушкинской школы №353, чтобы не повторяться. Выскажу выстраданное: в драме нашей школы три составляющих, на первый взгляд, независимых друг от друга.
Первый этап – объединение со школой №345 и детсадами в одно учреждение. Это слияние произошло во исполнение приказа о реорганизации системы образования города Москвы (приказ ДОгМ №489 от 29.06.12). Школа №353 им. А.С. Пушкина вошла как структурное подразделение №3 в ГБОУ СОШ №345.
В результате реорганизации школ в сентябре 2013 года наша школа стала уже не школой, а подразделением с немыслимым названием: «СОШ №353 им. А.С. Пушкина – структурная единица ГБОУ города Москвы «Школа № 345 имени А.С. Пушкина».
В течение 2012–2014 годов еще несколько раз менялась аббревиатура названий наших учреждений (т.е. школ). На сайте 345-й школы говорится о назначении Гуманковой Веры Вульфовны директором нашей школы с 28 августа 2014 года. А уже 8 сентября 2014 года значится, что ГБОУ г. Москвы СОШ №353 имени А.С. Пушкина ликвидирована.
В настоящее время бывший коллектив педагогов и учеников бывшей пушкинской школы №353 является структурной единицей Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа №345 имени А.С. Пушкина» с наименованием: улица Бауманская, д. 40. При этом любой несведущий человек, открыв Интернет, увидит под фотографией здания на ул. Бауманская, 40:
– в Google – текст: «Компания «Школа №345 им. А.С. Пушкина» закрыта навсегда».
– в Яндексе – подпись: «Больше не работает».
Второй этап – так называемый ремонт и «бегство» из здания на ул. Бауманская, дом 40. Это тоже давняя история. Здание построено в 1936 году. В 1987 году был проведен единственный в его истории капитальный ремонт. В конце XX века встал вопрос о необходимости его реконструкции. В таком же положении было здание и соседней школы №354 им. Д.М. Карбышева (построенное в 1935 году). Началось обследование и исследование грунтов, строительных и инженерных конструкций. В результате карбышевскую школу закрыли «на ремонт», здание срыли до котлована, и в 2001 году на этом месте построили новое современное просторное здание школы по авторскому проекту. А о здании Пушкинской школы как будто забыли, или перенесли рассмотрение вопроса на потом. Конечно, срыть «объект культурного наследия» не так просто, а заниматься настоящей реконструкцией – чересчур хлопотно. Время шло, но ничего не происходило, кроме ежегодных мелких аварий, протечек, латания кровли, прорыва труб отопления, обрушения штукатурки и косметического ремонта. Так продолжалось до 2019 года.
И вот тут все сошлось: летом 2019 года здание школы признается аварийным, значит снова – обследование и исследование… А настоящего хозяина, болеющего за школу, нет. И это и есть третья составляющая «драмы». Руководить ГБОУ города Москвы «Школа №345 имени А.С. Пушкина» в 2018 году назначили нового директора – Егорову М.А., человека, как говорится, «со стороны», чужого в полном смысле слова: и к образовательной системе школы №345 (некогда знаменитой кронгаузской), и к нашей – пушкинской. Мария Анатольевна – человек жесткий, далекий от гуманитарных принципов учебно-воспитательного процесса и, похоже, совершенно не заинтересованный в сохранении коллективов и развитии того хорошего, что накоплено в опыте и традициях доверенных ей школ. Все разногласия решались в ультимативной форме: «Не согласны, не нравится – пишите заявление, я никого не держу!» Само собой, не многие выдержали такой прессинг.
О стиле и уровне ее руководства можно судить хотя бы по двум эпизодам на первых же ее руководящих шагах. Было дико узнать, что эта руководительница предложила бывшему директору нашей 353-й школы Языковой Наталии Никитичне, пришедшей к ней побеседовать как к преемнице, «записаться к ней на прием на следующей неделе». А потом еще распорядилась не впускать ее в здание школы – школы, в которой Наталия Никитична училась с 1944 года и служению которой посвятила всю свою жизнь. Уважаемую и всеми любимую, отработавшую в школе только директором больше 30 лет, но оказавшуюся перед охранником без паспорта (проявление бдительности!), ее только после звонков и согласований соизволили «пропустить под ответственность завуча и сопроводить». Я лично плакала от такого, специально срежиссированного унижения.
Вообще, остается недоумевать: как, совмещая работу в ГБОУ «Школе №1247» с заочным обучением в Московском медико-стоматологическом университете по специальности «Клиническая психология» и на курсах по программе «Образовательный менеджмент», она оказалась в директорах? Была надежда, что после прохождения в 2022 году в Корпоративном университете (известном нам как МИОО) курса «Эмоциональная компетентность современного руководителя в управлении коллективом» что-то изменится в ее стиле руководства, но увы: и в текущем учебном году – все то же.
Полагаю, даже когда (боюсь, что уместнее было бы написать «если») дождемся выполнения обещания, данного Егоровой М.А. на школьном сайте: «По окончании противоаварийных работ и работ по капитальному ремонту зданий образовательный процесс в них будет возобновлен» (а ремонт-то и на сегодняшний день еще не начинался!..). Такой человек не должен быть руководителем.
Какой можно сделать из этого вывод? Либо эти три составляющие драмы Пушкинской школы №353 не такие уж независимые, и кто-то целенаправленно расчищает удобную территорию в своих интересах, либо в органах управления образованием некому подумать о духовном будущем России (простите за высокопарность). И разве это порядок, что в Центральном округе Москвы четвертый год безжизненно стоят два школьных здания (на ул. Бауманской и в Елоховском пр.), а «образовательная деятельность» учреждения, которому они принадлежат, осуществляется на разных «площадках»?! (Я удивляюсь, что кто-то из учеников еще остался. Вот от нашего педагогического коллектива из 40 человек осталось только шестеро…)
Кто-то, может быть, скажет: «Какая разница, какое у школы название, чье имя она носит, в каком здании учиться?..» Разница – огромная! И ее хорошо знают те, кто был согрет теплом и пушкинской атмосферой «родного дома» – школы №353 имени Александра Сергеевича Пушкина, построенной на историческом месте Москвы – в бывшей Немецкой слободе, где родился наш великий поэт – «Солнце русской поэзии».
Светлана
Я, Новолетова Светлана Евменовна, лауреат премии г. Москвы в области образования, лауреат конкурса «Грант Москвы» в области гуманитарных наук, отличник просвещения, проработала в школе им. Пушкина 30 лет учителем словесником, завучем по воспитательной работе и методистом по Пушкинской работе. Я, Гаврилова Елена Эдуардовна, проработала в школе 20 лет режиссером. Мы хотим выразить свое отношение к создавшейся проблеме – исчезновения с карты Москвы школы №353 имени А.С. Пушкина по адресу: Бауманская, 40. Наша школа являлась Пушкинским перекрестком, собирающим лучшие традиции воспитательного и творческого пространства не только России, но и дальнего и ближнего зарубежья. Школа издала методическое пособие по воспитательной работе «Воспитание традицией» «Пока в России Пушкин длится», которое является образчиком лучших форм Русской воспитательной системы. Школа – связующая нить между прошлым, настоящим и будущим: Международные театральные фестивали, Пушкинские балы, Пушкинские ассамблеи, игры «Что? Где? Когда?» по жизни и творчеству Пушкина, турниры школьных поэтов. Выпущено 30 школьных альманахов с детским творчеством. Школа участвовала в городской инновационной площадке филологического образования «Традиция как воспитательная мировоззренческая основа духовно-гуманитарного образования». В школе работало 5 живых музеев, один из них посвящен ополченцам 7-й Бауманской дивизии. До сих пор не теряются связи учеников с учителями. В школе существовала преемственность многих поколений. Загубить такую школу? Это преступление. Уничтожить воспитательную систему – это значит отказаться от своих корней, литературно-культурного наследия. Сейчас, когда говорится о духовности Русской нации, самое время вернуть школе имя и дать ей жизнь, Школе №353 имени Александра Сергеевича Пушкина.
Светлана
Добрый день. Я училась с Пушкинской школе с 1 по 11 класс. Невозможно в одном комментарии выразить всю признательность коллективу школы. Это потрясающая школа, где нас обучали и воспитывали на высшем уровне. С детства нам прививали любовь к прекрасному. Проводились различные мероприятия. Мы с нетерпением ждали Пушкинскую весну, когда произведения великого писателя играли на сцене. А какие были Пушкинские баллы! Платья, фраки, вальс. Это невозможно забыть. Все жизненные ценности нам прививали с самых юных лет.
Что касается обучения, то правильно написано в статье, что нам не нужны были репетиторы. Учась в школе, я твердо решила, что хочу быть учителем, и без проблем поступила в МПГУ ( им Ленина). И вот уже 22 года как работаю в школе и с гордостью говорю своим ученикам, что училась в любимой 353-й школе. Считаю, что ни в коем случае нельзя было закрывать эту школу и даже включать ее в состав других школ. Она должна оставаться на века Школой 353 имени А.С. Пушкина. И, если бы я не была вынуждена уехать жить далеко от школы, то и мои дети, и внуки обязательно учились бы в этой школе. Не представляю, как сейчас больно нашему директору Н.Н. Языковой. Она ведь всю себя посвятила нам и школе. Таких людей сейчас мало. Спасибо Вам, Наталья Никитична и все наши Учителя (особенно Вере Вульфовне, Светлане Евменовне), за наши счастливые школьные годы и за все то мудрое и светлое, что вы вложили нас. Будем вместе бороться за восстановление школы, чтобы хотя бы в будущем дети смогли почувствовать всю сказку, которую таят в себе стены нашей неповторимой школы! 2023 год – год Педагога и Наставника. И именно Педагоги и Наставники с большой буквы работали в 353-й школе. Низкий поклон всем вам! Я верю, что правда восторжествует и школа вновь распахнет свои двери для детей! Останина (Хальцева) Светлана
Galina Zhurkina
Я отучилась в школе №353 им. А.С. Пушкина с 4 по 11 класс до 1992 г. Превосходный директор Языкова Наталья Никитична, которая знала каждого ученика по имени и всегда наблюдала за их развитием. А какой был педагогический состав… просто идеальный! Я с большим удовольствием вспоминаю Пушкинскую весну – фестиваль театральных постановок каждым классом произведений Пушкина. Эта школа была особенным домом для многих учеников с ее традициями и с правильным педагогическим подходом к ученикам, чтоб они развивались и наполнялись знаниями. А какие росписи на стенах по мотивам произведений А.С. Пушкина встречали детей при входе в школу!.. И что, все это теперь не нужно? Ошибаетесь, нужно. Сейчас откликнутся те, которым судьба школы №353 им. А.С. Пушкина небезразлична, поэтому зря кто-то придумал такое – уничтожить школу… «Рукописи не горят». Дай Бог поддержки тому, что несет ценность для развития наших детей и общества, как наша школа им. А.С. Пушкина.
Екатерина
Я училась в этой школе всего два года, 10 и 11 классы, заканчивала в 92-м году, 31 год назад. Мне было с чем сравнить, но именно эту школу я называю «Моя Школа», именно сюда я приходила уже после окончания школы к своим любимым учителям, поделиться своими достижениями или неудачами. Именно здесь я нашла близких мне по духу людей, с которыми мы общаемся и дружим всю жизнь. Именно здесь, в стенах этой школы, я и многие мои одноклассники получили такой мощный заряд любви и энергетики от наших любимых учителей, что это вдохновляет нас всю жизнь. Я мама троих детей, младшие уже заканчивают школу, за плечами уже 17 школьных лет моих детей, и хочу сказать, что современные школы в угоду менеджменту и «эффективному управлению» превращаются в «безликие фабрики» по производству таких же безликих детей, которые все больше и больше проваливаются в пучину интернет-зависимостей. Считаю кощунством и преступлением развал Пушкинской школы, со всеми ее традициями, наработками и устоями. Я очень благодарна всем нашим учителям, которые в непростые 90-е годы, в годы развала страны, каждый день давали нам знания, прививали чувство прекрасного! Вера Вульфовна, Светлана Евменовна, Елена Михайловна и другие! Наша директор, Наталья Никитична, каждое утро встречала нас на пороге школы, каждого знала по имени! Здесь уже много сказали про Пушкинские балы, Пушкинскую весну, Болдинскую осень и другие мероприятия, которые проводились в школе благодаря руководству и учителям. Считаю, что нельзя утрачивать такие традиции!
С уважением, Умеренкова Екатерина
Е.Н.
Надо спасти пушкинскую школу! И здание школы, и «пушкинскую школу», как систему воспитания. Пока стоят стены, пока, невзирая на статус «объекта культурного наследия», ее не прихватизировал какой-нибудь ловкач – как уже было в истории этой школы с одним из строений, принадлежавших ей. Надеюсь, еще живы фонды школьных музеев и богатой костюмерной! Если уж педагогам не позволили забрать свои личные вещи, то что с бесценными экспонатами – даже трудно представить! Уверена, что театральную «Пушкинскую весну» уж точно не забыл никто, кто хоть раз побывал «артистом», постановщиком или зрителем. Подумать только: каждый год в конце марта (как раз в эти дни!) каждый, без исключений, класс ставил свой мини-спектакль на школьной сцене: в костюмах, в декорациях, с афишами, программками. Вы еще где-нибудь такое видели? А «Новогодние балы» с 1-го по 11-й классы! Вообще Пушкиным там было наполнено все: только входишь в двери школы – и перед тобой пушкинское Лукоморье в исполнении палехских художников, далее на стенах вдоль лестницы – галерея «Заслуженных артистов школы», на этажах – фото-вернисаж, «комната сказок» (тоже палех), на пятом этаже – Музей А.С. Пушкина «Края Москвы, края родные», Музей истории пушкинской школы «В начале жизни школу помню я». Сохранялась в школе и память о московском ополчении – работал Музей 7-й Бауманской дивизии 1941 года, штаб которой располагался здесь. Школа гордилась своими выпускниками – огромная выставка портретов медалистов школы, жаль, что она не пополнялась с 2014 года; а еще – витрина со спортивными достижениями. Понятно, что это только внешние атрибуты той огромной работы, ежедневного труда людей, работавших в этой уникальной школе №353 имени Александра Сергеевича Пушкина. Присоединяюсь к неравнодушным людям, которые призывают тех, от кого зависит судьба школы, возродить Пушкинский дух на историческом месте бывшей Немецкой слободы.
Анна
У каждого должно быть место, куда можно прийти вспомнить милые сердцу школьные годы, увидеть людей, делающих из тебя человека и личность, – учителей! Таким местом для меня могла бы быть школа 353 им. Пушкина. Она была моим вторым домом не так много, как хотелось бы, но именно туда мне хочется возвращаться снова и снова. Стены в этом месте пропитаны любовью к культуре, детям, учебе. Учителя в этой школе были людьми, прежде всего, готовыми прийти на помощь в любой момент. Зачем уничтожать такую школу? Зачем отбирать у учителей, выпускников и учеников место самых счастливых лет жизни? Ответ на этот вопрос мне не удается найти до сих пор. Неужели просто так?
Павел
Спасибо «Советской России», что хотя бы через нее вопрос о защите Пушкинской школы №353 стал достоянием общественности. То, что творили с именными школами, сливая их в безликие кластеры, – вопиющее безобразие. Я сам, хоть и недолго, учился в этой замечательной школе; уверен, что все, кто соприкоснулся с Пушкинианой, сохранили в своем сердце тепло и нежное отношение и к родным пенатам, и к людям, которые вкладывают в детей любовь к Пушкину, любовь к своему Отечеству, к своему языку.
Неравнодушный гражданин
Школа 353 им. А.С. Пушкина – это уютный дом, прежде всего, где была собрана отличная команда талантливых, любящих свое дело, педагогов! Каждый ребенок и родитель в округе знает и любит эту школу.
Глупо, жестоко, безответственно лишать детей достойного образования в атмосфере любви и уважения к человеку и традициям нашей страны.
Андрей Андреевич Удовицкий
Статья актуальна. Однако замечание автору по поводу критики в адрес Новокрещенова И.В. С 2008-го учебного года Новокрещенов И.В., будучи в должности директора 353-й, поддерживал Пушкинские традиции в школе. Благодаря его старания был произведен ремонт актового зала, в котором проводились основные воспитательные мероприятия, такие как «Болдинская осень», «Пушкинские новогодние балы», Международная «Пушкинская весна» и многие другие. В 2009 году была приобретена новая усилительно-акустическая аппаратура, дорогостоящие широкополосные микрофоны, японский микшерный пульт «Yamaha», что позволило качественно проводить театральные фестивали и концерты детской самодеятельности. Постоянно поддерживался авторитет педагогов, методистов, режиссеров, сотрудников школы. Особенно И.В. поддерживал Заслуженного учителя РФ Языкову Наталию Никитичну, которая возглавляла 353-ю школу им. А.С. Пушкина более 30 лет. Именно Наталия Никитична подготовила Новокрещенова И.В. как своего приемника на должность директора. Хочу заметить, что во время директорства Ильи Владимировича продолжали успешно работать учителя «старой гвардии», такие как Заслуженная учитель РФ Алейникова Е.Н., Гуманкова В.В., Заслуженный учитель РФ Макаров Н.С., учителя начальной школы, учителя-предметники, методисты, режиссеры, сотрудники, проработавшие в школе более 10, 20, 30 и более лет. Развал 353-й начался после объединения с 345-й школой. Но не сразу. Директор Тверская Н.В. еще долго старалась поддерживать Пушкинские традиции школы. Но вот с приходом Егоровой М.А. на должность директора 345-й началась текучесть кадров. Особенно создавались условия, при которых учителя 353-й, да и 345-й, вынуждены были увольняться по собственному желанию или попадали под сокращение. Приведу пример: если в 2007 году в 353-й работало более 40 учителей, то на период 2022 года из учителей 353-й им. А.С. Пушкина осталось 6 человек. И никто не задается вопросом, как удалось Егоровой М.А. допустить окончательный развал Пушкинской школы, разбазарив самое ее ядро, высокопрофессиональных учителей «старой гвардии».
Ignat
«Здание школы №353 им. А. Пушкина по адресу Бауманская, 40, словно оцепенело от пустоты и безжизненности. На нем уже нет привычного школьного номера 353, в нем не проводятся уроки, молчит школьный звонок, не спешат в классы ученики. Строение осиротело.
Познакомившись со статьей, с комментариями (учащихся, что убедительнее всего!), мнение можно выразить коротко: совершается преступление, так характерное для власти, расстрелявшей Советскую власть.
Позор власти капитала и скорейшей кончины. Спасибо за публикацию, это один из тысяч документов для Суда Истории.
Victorovich
Радуют комментарии под данной статьей, сколько неравнодушных людей еще есть в нашей стране, и это вселяет надежду на счет ее будущего. Главное сегодня – не потерять веру в светлое, в это тяжелое и непростое время сплотиться всем неравнодушным для достижения справедливости и чтобы восторжествовала правда. А вся ложь, грязь, несправедливость ушли из нашего общества, и чтобы снова над нашими просторами засияло голубое небо, и чтобы снова были на лицах наших детей счастливые улыбки.
Желаю всем неравнодушным к судьбе своей Родины быть стойкими и не идти на пагубные компромиссы с теми, кто довел ее до такого состояния своим предательством, алчностью и недомыслием.
Счастья вам на вашем непростом пути к светлому будущему!