Россия готова следовать по пути, указанному Лениным, заявляли участники круглого стола, проведенного фракцией КПРФ в Госдуме на тему о ситуации в образовании и науке нашей страны в условиях санкций и о принятии антикризисных мер. По их мнению, ленинские слова особенно актуальны сегодня, когда борьба за восстановление в нашей стране системы подлинного образования, позволяющего личности развиваться и строить большое будущее, стала линией фронта за будущее России.
Почему сила ленинского завета зазвучала с новой силой в эти дни? Народ невольно сравнивает, как в первой трети XX века из полуграмотной России советская власть в кратчайшее время явила миру государство всеобщей грамотности, что и стало залогом Великой Победы СССР над германским фашизмом и величайших научных открытий.
Последние 30 лет Болонская реформа корежила нашу уникальную систему образования. Но, когда в послании Федеральному Собранию президент РФ заговорил о повороте к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов, российская общественность восприняла сказанное, как сигнал к действию по отмене «болонки», включая ЕГЭ и ОГЭ.
Лидер коммунистов Геннадий Андреевич Зюганов, открывая круглый стол, напомнил, с чего начинал Ленин в трудные годы становления советской власти: «…Он создавал не только чрезвычайные комиссии по борьбе с преступниками и бандитизмом, но и чрезвычайные комиссии по борьбе с безграмотностью и беспризорностью. Наша страна через десять лет стала самой грамотной. Мы вкладывали в образование и науку все, что могли тогда вкладывать. Даже когда фашисты стояли в 17 километрах от Москвы, а также стояли на Волге под Сталинградом, советская страна тратила на образование более 7% бюджета. В победном 1945-м в СССР тратили почти 14%, а в 1950-е каждый пятый рубль вкладывали в науку и образование. Неслучайно мы первыми прорвались в космос. Сейчас РФ тратит на образование куда меньше».
Бюджетные данные: по отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов на образование составит в 2023 и 2024 годах 0,9%, в 2025 году – 0,7%.
Наши беды, по словам Г.Зюганова, начались после 1991-го: всю экономику отдали Чубайсу и посадили 50 цэрэушников руководить процессом, «приватизировали» 80 тыс. заводов и фабрик по стоимости менее чем за 3%.
В результате денег не оказалось ни на науку, ни на образование, ни пенсионерам, ни детям войны, ни многодетным семьям. «Сейчас выруливаем из этого тупика. Но без поддержки качественного образования решить проблему невозможно».
Пока его только разваливали, отбросив ленинский наказ. Реформаторы руководствовались предписаниями Всемирного банка. Г.Зюганов показал доклад этого банка, на нем красовался гриф «секретно», назывался он «Россия: образование в переходный период». В нем, по словам Зюганова, «…было расписано, как рушить наше образование: начальную школу – убрать, систему общественных дисциплин – убрать, базовые предметы – математику, русский, литературу – все, что формирует гражданина, убежденного человека, полноценного специалиста, – убрать. Инженеры не нужны, нужны бакалавры, магистры… Этот план все эти годы выполнялся российским Минобром… Да, и по сию пору он действует. Хотя КПРФ не раз призывала остановить разбой, начиная с проведения процедуры импичмента Ельцину».
Пока в РФ ломали через колено традиционное образование, Китай, встав на путь социализма, развивался семимильными шагами. Стоявший в то время во главе КНР руководящий состав почти весь учился в советских вузах. А в СССР почитали заповеди Конфуция, произнесшего за 500 лет до новой эры: детей надо учить бесплатно. Мудрец обращался к правителям мира. Но его услышали не все.
В России лучшую систему бесплатного образования «накрыли» Болонской реформой и опустили на самое дно… В школах обучение подменили натаскиванием школьников на сдачу ОГЭ и ЕГЭ.
По этой причине, как рассказал участник круглого стола, студент Филипп Болгов, «…учащиеся перестают любить школу, они начинают ее ненавидеть… Натаскивание на ОГЭ, ЕГЭ – это не учеба. Плохая оценка становится чуть ли не приговором: ты плохой ученик. Никто не думает, как помочь человеку тройку исправить на пятерку, его только клеймят, зарождая в нем ненависть… к знаниям, ко всему остальному». По словам Филиппа, в общеобразовательной школе «половина предметов толком не преподавалась, биология – учебник и все, на информатике учили устаревшему языку. Ученики понимали, что такие уроки для галочки, что их пичкают бесполезными знаниями, и ненавидели такую школу. Образовательный процесс был бесцельным, бессмысленны ОГЭ и ЕГЭ, из-за них отменено получение знаний».
Не потому ли, юные террористы, зарядившиеся с малолетства ненавистью, идут в свои школы расстреливать всех подряд? Этим вопросом задавались собравшиеся на круглом столе.
Проблемы школы, заявлял Сергей Сотник, представившийся как «советский пионер навсегда», – проблемы общества. «Школа станет нормальной, когда обновится общество. Сейчас система ценностей – деньги, власть и собственность. Нам нужно поднять наши исконные русские, советские ценности – справедливость, честь, совесть, порядочность, коллективизм».
Сотнику аплодировали. А студент Болгов хотел понять, «зачем ходить в школу». Говорят, чтобы поступить в вуз. «А зачем – в вуз?». Чтобы получить корочки, и тебя хоть куда-то возьмут на работу. Вот только после бакалавриата трудно куда-либо устроиться, потому что бакалавр – непонятно кто: и не ученик уже, но и не специалист.
Филипп Болгов не жил в Советском Союзе, но знает от старших и из книг, как тогда было: отучился в учебном заведении, получил специальность, а вместе с ней и распределение на работу. Для нынешней молодежи такой порядок – мечта. Но ее у них отняла «болонка».
В масштабах страны зловредная «болонка» отняла целое поколение необходимых кадров. На этом заострил внимание Олег Николаевич Смолин: «Для Союза промышленников и предпринимателей ключевая проблема – дефицит инженеров, в школах недостает учителей математики, иностранного языка, русского языка и так далее… В медицине в полтора-два раза меньше врачей, особенно – скорой помощи. Люди работают за себя и за того парня, а не получают даже за себя. Нагрузка на учителей в среднем по стране больше, чем на 1,7 ставки, в моем родном Омске педагоги работают на 2,1 ставки. Значительно обострилась ситуация в медицине… А зарплата что у педагогов, что у медиков в среднем по России меньше 40 тыс. рублей, исключение – Москва и Питер, где платят заметно выше».
Все меньше в стране научных работников. РАН бьет тревогу: количество научных работников за постсоветский период уменьшилось в 2,7 раза. «Во всем мире в последние годы шел приток желающих заниматься наукой, – подчеркивал Смолин, – например, в Южной Корее на 120% возросла численность научных работников, а Россия стала единственной страной из «большой двадцатки», где количество ученых сократилось на 16%».
Из РФ уехали за рубеж тысячи молодых ученых – там хорошо платят и создают условия для исследовательской деятельности. Сейчас отток замедлился. А вот из школ и медучреждений кадры уходят и по сей день, куда угодно из-за низких зарплат.
«Если бы парламент принял закон «Образование для всех» и реализовывались бы его положения, то кадровый кризис, как минимум в образовании, немедленно прекратился бы, – утверждал Смолин. – Идея проста: зарплата педагога должна быть в два раза больше, чем сейчас, она не может быть ниже средней по региону и по стране. Ликвидируем эту несправедливость, и не будет отбоя от желающих работать в школах. Мы, КПРФ, многократно предлагали коллегам в Госдуме принять наш законопроект, но «Единая Россия» голосует против».
Дискуссий об образовании в РФ проходило в нижней палате немало. Но этот апрельский круглый стол отличался особой откровенностью. Народ как будто почувствовал приближение желаемых перемен и заговорил во всеуслышание о наболевшем. Такие предчувствия наполняют общество в ожидании победы над украинским фашизмом, а также слова из послания президента о переходе высшей школы на специалитет.
Владимир Анатольевич Волков, научный сотрудник института биохимической физики РАН, член межведомственной рабочей группы по формированию требований к отраслевой системе оплаты труда научных работников, отметил, что санкции против России требуют восстановления разваленной системы образования, науки, ученый и преподаватель не должны ассоциироваться с бедностью. Несправедливая оплата труда ученого отталкивает талантливую молодежь от науки не потому, что они не желают, а просто часто не могут». Волков опрашивал коллег по научной сфере, сколько они получают. Оказалось, у лаборанта – 15 тыс. рублей, у научного сотрудника – около 25 тыс., только у завлабораторией, который работает чуть ли не круглосуточно, около 70 тыс. рублей.
В прошлом году межведомственная рабочая группа направила в Министерство науки и высшего образования рекомендации: установить минимальный размер окладов научных работников не менее 34 700 рублей, старшего научного сотрудника – 41 700 рублей. «Тоже мало, но уже лучше, чем сегодня, и нельзя допустить дробления окладов», – отмечал Волков.
Крайне наболело у члена-корреспондента, заместителя президента РАН Владимира Викторовича Иванова. В его выступлении рефреном звучало: восстановить, изменив ресурсный путь, «по которому и сегодня продолжаем идти», на «созидательный… взять курс на технологический суверенитет».
Иванов сослался на документ некой Организации экономического содействия и развития от 1993 года, в котором требовали от России сократить количество ученых, количество институтов, привести финансирование «в разумные рамки для бюджета». К сожалению, по этой траектории мы идем до сих пор… – считает Иванов. – За годы такого «реформирования» у нас исчезли многие КБ, исследовательские институты, сокращено наукоемкое производство. У нас все сужали и ломали, а «там» все сохранили, даже нарастили».
Нужно, настаивал Иванов, «восстановить РАН, взаимодействие науки с образованием, научно-исследовательскую и прикладную науку, без этого никакого развития в стране не будет».
Зал, где проходил круглый стол, был переполнен, и всем хотелось выразить свое мнение. Во время прений у микрофонов выстроились очереди желающих выступить.
Представителям Минпроса нечего было возразить или предложить участникам круглого стола:
«Сэкономленное» время использовали Инна Бирич, активистка Движения родителей школьников Москвы, Сергей Бойко, Зураб Путуридзе, которые требовали принятия законопроекта Смолина–КПРФ «Образование для всех», возвращения в школы традиционных функций – обучения и воспитания, и, конечно, смены рыночного курса на социалистический.
Г.А. Зюганов заметил, что пока не видит «шевеления» в сторону освобождения образовательной и научной систем от пут «болонки».
В Госдуме, например, единороссы «продвигают» законопроект о переводе начальной школы в Якутии на обучение детей в юртах среди оленей под благовидным предлогом «не отрывать детвору от родителей». В ответ депутат-коммунист от Якутии Петр Аммосов выступил с решительным протестом.
На круглом столе был одобрен перечень мер, которые, настаивали участники, обязаны будут выполнить правительственные органы. Бесплатность, справедливое финансирование школы, вузов, науки, финансирование приборной базы, увеличение студенческих стипендий до уровня прожиточного минимума, выделение на образование не менее 7% ВВП, прекращение тайного сохранения Болонского процесса.
О.Смолин, подытоживая дискуссию, заявил, что «готовится очередная редакция нашего, КПРФ, большого законопроекта об образовании для всех и более десятка законопроектов, отвечающих требованиям общества, находится на рассмотрении Госдумы, включая проекты о статусе педагогического работника и перевода ЕГЭ для начала в добровольный режим, чтобы, по крайней мере, принудительно не заставляли учащихся следовать «болонке».
Участники круглого стола высказались за продолжение диалога в заданном русле.
Галина ПЛАТОВА