Компания Илона Маска SpaceX 20 апреля со второй попытки провела запуск самых больших в истории человечества ракеты-носителя Super Heavy и космического корабля Starship. Запуск оказался успешным лишь частично: в отличие от первой попытки, ракета с кораблем стартовала с космодрома, но через несколько минут они взорвались. «Неконтролируемое рассоединение» – так это назвали в трансляции Space X. Старт состоялся в 8:34 утра по местному времени с небольшого космодрома в городке Бока-Чика, штат Техас.
По плану первая ступень Super Heavy должна была приземлиться сразу после старта, а Starship – выйти в космос. Однако через 4 минуты корабль не смог отделиться от ракеты-носителя, вся система начала кувыркаться и взорвалась. Несмотря на аварию, компания Space X заявила, что считает этот испытательный запуск успешным: они говорят, что успехом следует считать уже то, что вся конструкция из ракеты и корабля смогла отправиться в полет. Сам Илон Маск поздравил своих сотрудников с успехом и сообщил, что через несколько месяцев состоится новый испытательный запуск.
«Мои поздравления команде Space X по случаю воодушевляющего испытательного запуска Starship! Мы многому научились перед следующим испытательным запуском, который будет через несколько месяцев», – написал Маск в Твиттере.
Представители SpaceX в официальном аккаунте компании в Твиттере заявили: «При таких испытаниях успешным результатом является то, чему мы научились, и сегодняшнее испытание поможет SpaceX – компании, стремящейся распространить жизнь на другие планеты, – повысить надежность Starship».
На прошлой неделе, в преддверии первой попытки, Илон Маск сказал, что команда готова к неудаче, потому что речь идет о ракете-гиганте невероятной мощности. Если что-то вызовет опасение специалистов, запуск будет перенесен, что и случилось по техническим причинам.
Высота корабля-гиганта Starship составляет почти 120 метров, а тяга почти вдвое превышает мощность любого когда-либо построенного космического корабля. По замыслу, он должен был совершить почти полный оборот вокруг земного шара. После старта Starship должен был отделиться от ракеты и продолжить путь уже на собственных двигателях над Карибским морем, а затем на высоту более 100 км над поверхностью Земли. Выход на орбиту должен был занять шесть минут и 23 секунды. Задача корабля состояла в том, чтобы за следующие 90 минут совершить почти полный оборот вокруг планеты, вернуться в атмосферу Земли и опуститься в акватории Тихого океана к северу от Гавайских островов.
И. Маск рассчитывает, что ракета Starship полностью перевернет индустрию ракетостроения и освоения космоса. Она предназначена для полного и быстрого повторного использования и, по замыслу Маска, сможет совершать несколько рейсов в день, доставляя на орбиту людей или грузы. Компания SpaiceX рассматривает Starship как транспортное средство, которое может открыть эру межпланетных путешествий для обычных людей.
Мощность 100 сверхзвуковых лайнеров
Верхний и нижний сегменты корабля тестировались отдельно друг от друга, теперь им впервые предстояло подняться в сцепке. Саму ракету несколько раз запускали на относительно небольшую высоту. Нижняя часть, названная разработчиками Super Heavy (сверхтяжелая), представляет собой гигантский ускоритель с 33 двигателями. В феврале запуск протестировали статично – закрепив ракету на стартовой площадке и вдвое снизив мощность двигателей. Если, как планируется при запуске, SpaceX выйдет на 90-процентную тягу, нижняя ступень должна обеспечить ракете мощность, близкую к 70 меганьютонам. Это эквивалентно силе, необходимой для обеспечения взлета почти 100 сверхзвуковых авиалайнеров Concorde. Чтобы справиться с огромным перегревом во время спуска, на ракету нанесен специальный защитный слой. По словам разработчиков, первое приземление будет скорее напоминать нырок в воду брюхом, но в дальнейшем и ракета-носитель, и корабль будут совершать контролируемые посадки, чтобы их можно было дозаправить и перезапустить.
Что касается ускорителя Super Heavy, в SpaceX рассчитывают, что он вернется к побережью Техаса, вертикально cпустится к земле, на некоторое время зависнет над поверхностью – после чего ему позволят упасть в воду и затонуть. За испытаниями Starship пристально наблюдает государственная аэрокосмическая администрация НАСА. На разработку варианта Starship, способного доставить экипаж на Луну, НАСА выделило SpaceX почти 3 млрд долларов.
Профессор астронавтики Университета Южной Калифорнии и консультант SpaceX Г. Райзман говорит, что Маск хочет проникнуть в Солнечную систему еще глубже. «Он рассматривает Starship как потенциально еще один гигантский сдвиг парадигмы, невероятный скачок возможностей – к примеру, масштабной доставки людей на Марс. При этом он видит в проекте определенные риски – в частности, связанные с размером ракеты Starship, которая, по меньшей мере, вдвое крупнее самого большого аппарата, когда-либо созданного в истории ракетостроения», – сказал Райзман в своем интервью.