Skip to content
Top Menu
07.12.2025
  • О газете
  • Редакция
  • Блог редакции
  • Подписка
  • Правила поведения на сайте
  • Реклама
  • Старый сайт
  • Старый HTML сайт
Газета "Советская Россия"

Газета "Советская Россия"

Выпускается с июля 1956 года

 Версия сайта для слабовидящих
  • Главная
  • Новости
    • Главные новости
    • В мире
    • В потоке событий
    • Голос народа
    • Культура
    • Социальная хроника
    • Политика
    • Слово партнёрам
  • Номера
    • Все номера
    • 2023
    • 2022
    • 2021
    • 2020
  • Авторы
  • Об издании
    • О газете
    • Редакция
    • Блог редакции
    • Написать в редакцию
  • Подписка
  • Реклама
Main Menu
В потоке событий

В Мурманск под огнем

05.05.202310.05.2024 - 1 комментарий
1
Поделился

Накануне Дня Победы над нацизмом и окончания Второй мировой войны публикуем интервью с ветераном войны из стран антигитлеровской коалиции. Британец Джон Харрисон уча, участник северных конвоев, доставлявших через Норвежское и Баренцево моря помощь западных союзников в северные советские порты.

Встреча участников юбилейного конвоя моряков Советского Союза, США и Англии, ходивших в арктические рейсы, крайний слева – Джон Харрисон

С августа 1941-го по май 1945 года караваны британских торговых судов в сопровождении кораблей Королевского военно-морского флота доставляли в Мурманск и Архангельск в рамках программы ленд-лиза военные материалы и вооружение для Красной армии. Северные, или арктические конвои, получившие в Великобритании кодовое название «операция «Дервиш», проходили в условиях арктической непогоды и непрерывных атак немецких подлодок и авиации. Это была одна из самых героических и тяжелых операций британского флота во Второй мировой войне. В ее ходе союзники потеряли 85 торговых и 16 боевых кораблей сопровождения, а также более 3 тыс. моряков.

За четыре года 78 британских конвоев, в составе которых было около 1400 торговых судов, доставили в Мурманск и Архангельск более 4 млн тонн грузов, в том числе 7 тыс. самолетов и 5 тыс. танков. Британский ветеран северных конвоев Джон Харрисон встретил войну 24-летним лейтенантом. Он служил на легком крейсере «Белфаст», одном из кораблей британского флота, входивших в боевое охранение конвоев. Его корабль участвовал также в высадке союзников в Нормандии летом 1944 года. Сейчас крейсер «Белфаст» пришвартован к набережной Темзы в Лондоне и превращен в мемориальный военный музей. В интервью радио «Свобода» Джон Харрисон вспоминает, что с энтузиазмом воспринял объявление Великобританией войны нацистской Германии в 1939 году.

– Это был вздох облегчения. Все мы на корабле с радостью восприняли объявление войны. Я сразу же привел в боевое состояние корабельные орудия. Я был артиллерийским офицером, и это входило в мои обязанности, как и хранение боеприпасов. В дальнейшем я этим занимался на всех кораблях, на которых служил.

 

– Как вы попали на флот?

– Это был мой собственный выбор. По профессии я инженер, и это сыграло свою роль в моем выборе. Мне нравилась моя профессия, и когда меня призвали на флот, то сразу же предложили заняться корабельной артиллерией. В моем подчинении находились корабельные орудия всех калибров, я отвечал за их боеспособность. Такая должность существовала на всех кораблях Королевского флота. Боевая мощь корабля была зоной ответственности таких офицеров, как я.

– В вашей семье были военные? Участвовал ли ваш отец в Первой мировой войне?

– Мой отец работал инженером на авиационном заводе в Фарнборо. В Первую мировую оттуда не брали в армию. Когда мы жили в Фарнборо – мне тогда было четыре года – там работал пленный немецкий офицер, который помогал ремонтировать самолеты. Помню, он подарил мне серебряный бокал и компас. Я тогда впервые увидел этот прибор. Он объяснил, как им пользоваться и как летчики используют его во время полетов. Думаю, это также сыграло свою роль в том, что я стал морским офицером.

– Вы были ранены, когда «Белфаст» подорвался на немецкой магнитной мине. Как это произошло?

– Я служил на «Белфасте» с первого дня, когда он сошел на воду в 1939 году. Мне очень повезло в тот день, когда корабль подорвался на магнитной мине. Было это в ноябре 1939-го. Стояла прекрасная погода, и почти весь экипаж находился на верхней палубе. Пробоина была ниже ватерлинии. Из-за этого всем нам повезло: был ранен лишь 21 человек, в том числе и я, и только один человек погиб. Это стало уроком для Адмиралтейства: после этого инцидента был изобретен способ размагничивать корабли. Это спасло многие жизни и множество военных кораблей и торговых судов.

– После ремонта «Белфаст» участвовал в северных конвоях, и вы продолжили на нем служить. Насколько опасны были походы в Мурманск с грузом для Красной армии?

– Служба на море, где бы вы ни находились, всегда опасна. Особенно во время войны. А суровые погодные условия походов в Мурманск под атаками немцев были вдвойне опасны. Если вы идете служить на флот, вы ожидаете непогоду. Нашей главной заботой во время конвоев было избежать атак немецких подлодок и самолетов, особенно при проходе у берегов оккупированной немцами Норвегии. Меня больше всего заботили на «Белфасте» корабельные орудия, их боеготовность и исправность. Мы эскортировали и охраняли торговые суда, причем не только британские, но и русские. Поход в Мурманск был очень опасным. Когда мы добирались туда, русские нас очень благодарили за грузы и за охрану. Надо сказать, что это была нелегкая работа – пробиваться в Мурманск под немецким огнем. Потери всегда были немалые. После ранения врачи списали меня с корабля и отправили в госпиталь. Я хотел было остаться в строю, но врачи приказали: «Госпиталь! Только госпиталь, и никаких разговоров!»

– Какой груз перевозили северные конвои?

– Продовольствие и вооружение. Главным образом продовольствие, но за оружие русские были особенно благодарны. Помню, случился один странный эпизод. По приходе в Мурманск кто-то из моряков дал женцине на пирсе плитку шоколада, но у нее ее отобрали какие-то официальные лица.

– Какое впечатление произвели на вас русские в Мурманске?

– Мне они понравились. Они прекрасно понимали, что происходит, и были очень гостеприимны, давали нам все, что мы хотели. Чаем угощали. Конечно, рекой лилась водка. В общем, нас принимали очень хорошо. Русские были очень благодарны за груз и за то, что я приводил в порядок орудия на их кораблях. Надо сказать, что я отвечал еще и за все орудия, которые были на торговых судах, а многие из них принадлежали русским. Их благодарность была безмерной. Меня удивило тогда, что у русских все врачи были женщинами. И они были очень благожелательны. Все русские, с которыми мы встречались, относились к нам просто замечательно.

– Как сложилась ваша жизнь после войны?

– Меня откомандировали в штаб-квартиру Королевского флота, где я получил новое назначение в Глазго. Там я долго работал после войны. Когда я вернулся домой – как сейчас помню, в 3.30 пополудни, – то сказал жене, что я в полном порядке, полностью излечился после ранения. На что она ответила: «Замечательно, ступай наверх, отдохни!» Однако из-за моего не совсем удовлетворительного после ранения состояния мы с женой решили, что не будем больше иметь детей. У нас был ребенок, но он умер во время войны.

Генри МАКСАМ

The New York Times (США)

Другие материалы номера

  • С праздником Победы!
  • Прочитано в СР
  • Наша память – наша совесть – наша сила
  • Концерт на поле боя
  • Клятва народных мстителей
  • День Победы и Четвертый рейх
  • Водяной — соратник Мотороллы
  • В небесную команду Гастелло
  • Бессмертный полк семьи
  • Банкстеры
  • «Бессмертный полк» шагает по планете

Похожие новости

Знаковый день декабря

05.12.2025

Право на «наличную свободу»

05.12.2025

Глубокое доверие между странами

05.12.202505.12.2025

Навигация по записям

Предыдущая новость «Бессмертный полк» шагает по планете
Следующая новость В небесную команду Гастелло

Свежий номер

  • 136 (15692), 6 декабря 2025 г.

    136 (15692), 6 декабря 2025 г.

    06.12.2025

Календарь публикаций

Май 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
« Апр   Июн »

Архив номеров

Май 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
« Апр   Июн »

Опрос

Подорожание чего Вы сильнее всего ощутили в последнее время?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Мы в соц.сетях




Блог редакции

  • Как стать участником форума (комментатором) на сайте. Подробная инструкция
  • Требуется ваша помощь!
  • Обновляем сайт
  • Готовимся к переезду

Свежие комментарии

  • indago2020 к записи Знаковый день декабря
  • yurij к записи Сталинцы должны сплотиться вокруг КПРФ
  • Prokoview к записи Знаковый день декабря
  • yurij к записи Пойманы кибермошенники
  • yurij к записи Пойманы кибермошенники

Слово партнёрам

  • Маркизы для дачи: особенности выбора и эксплуатации

  • Методы улучшения качества воды и их необходимость

  • Авторские букеты с доставкой: идеальный подарок для любого повода

  • Вступление в Реестр НРС: пошаговое руководство

  • Когда может потребоваться анализ воды в лаборатории

Праздники

Декабрь 2025

Воскресенье, 7 декабря

Весь день
День Пермского края

Праздник, в который жители Пермского края — субъекта Российской Федерации, расположенного на востоке Европейской части страны, — чествуют свой регион, появился в календаре 27 апреля 2007 года. В этот день был издан Устав Пермского края, в котором

https://www.calend.ru/holidays/0/0/3112/
Повторяется ежегодно
День инженерно-авиационной службы ВКС России

7 декабря отмечают свой профессиональный праздник специалисты инженерно-авиационной службы (ИАС) командования Военно-воздушных сил ВКС Российской Федерации. В 2016 году ИАС отметила свой 100-летний юбилей.Несмотря на то, что в числе официал

https://www.calend.ru/holidays/0/0/3418/
Повторяется ежегодно
День сетевика в России

В первое воскресенье декабря в России отмечается День сетевика. Это профессиональный праздник участников сетевого (многоуровневого, структурного) маркетинга и бизнеса прямых продаж. Для сетевиков этот день, конечно, повод весело и с пользой отмети

https://www.calend.ru/holidays/0/0/2308/
Повторяется ежегодно

Об издании

Газета «Советская Россия»

Свидетельство о регистрации СМИ №01218 от 29.06.1992

Главный редактор: В. Чикин

Разработка

Сайт создан в Site Works

ВОЗРАСТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ

21+

Меню

  • О газете
  • Редакция
  • Блог редакции
  • Подписка
  • Правила поведения на сайте
  • Реклама
  • Старый сайт
  • Старый HTML сайт
Авторсие права: © 2025 Газета "Советская Россия".
Работает на Wordpress
Главная
Вход
Вход
Регистрация
Регистрация
Авторизация
Регистрация
*
*
Войти, используя социальный аккаунт
Вход Потеряли пароль ?
Авторизация
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти, используя социальный аккаунт
Зарегистрироваться
Авторизация Регистрация
Генерация пароля
Получить новый пароль