В России продолжает распространяться практика введения косвенных налогов на потребление. С 1 сентября этого года производителей воды для детского питания обяжут маркировать свою продукцию
Соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин, сообщает Finanz.ru.
В результате вся питьевая вода на полках российских магазинов будет проходить процедуры обязательной маркировки. Процесс, который начался 1 декабря 2021 года, будет завершен, отметили в Минпромторге.
Единым оператором цифровой маркировки товаров с 2019 года выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). На 50% он принадлежит холдингу USM миллиардера Алишера Усманова, 25% держит «Ростех», а еще 25% – «Элвис-Плюс групп» Александра Галицкого. Компания работает на основе государственно-частного партнерства.
При маркировке каждая единица продукции получает уникальный двумерный код Data Matrix, позволяющий отслеживать весь жизненный цикл товара – от производства до утилизации.
Один код обходится в 0,5 руб. без НДС. Однако в цену товаров также закладывается стоимость оборудования и расходных материалов для него, в том числе программного обеспечения.
ЦРПТ зарабатывает на продаже кодов. В 2019 году, когда маркировка только вводилась, выручка компании составляла 2,7 млрд руб., но уже в 2020-м она выросла более чем в два раза – до 7,1 млрд руб.
Обязательная маркировка уже действует для меховых изделий, лекарств, обуви, табачной продукции, фотоаппаратов, автопокрышек, отдельных товаров легкой промышленности и молочной продукции. Производители неоднократно предупреждали о подорожании продукции из-за введения маркировки.
К 2024 году в России планируется ввести систему сплошной маркировки товаров. Официальная цель этого – борьба с распространением некачественной продукции и контрафакта.
Маркировка – это косвенное налогообложение бизнеса с неясными бенефициарами.
Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев отмечает:
Выстроенная схема государственно-частного партнерства может быть потенциально коррупционной.