Чуть более года назад наши публичные обращения, даже манифест, против qr-кодов легли в основу обращений сотен и сотен городов и поселков нашей страны и пробудили независимый русский дух свободы, дух самосознания. Этот закон антинародный удалось завернуть. Я не случайно ношу с собой Конституцию Российской Федерации – потому что общее между qr-кодами, против которых мы выступали, и цифровым рублем – это то, что они оба антиконституционные, они нарушают наши гражданские права.
Я попытаюсь на основе документов, которые размещены в официальных источниках, показать, что цифровой рубль на самом деле не является денежной единицей и все заверения со стороны официальных должностных лиц, что цифровой рубль является валютой, таким же денежным знаком, как и наличные рубли, как безналичный рубль, по меньшей мере несостоятельны. Вот передо мной такая вот концепция цифрового рубля, она размещена на сайте Центрального банка.
Не буду останавливаться на ней очень подробно, с ней может каждый ознакомиться. Но вот одно предложение я зачитаю из этой концепции, оно находится в самом начале. «Цифровой рубль будет эмитироваться банком России, он станет третьей формой российской национальной валюты и будет использоваться наравне с наличными и безналичными рублями». Здесь и скрыт подвох.
Является ли цифровой рубль средством платежа, средством обращения и средством накопления? Власть пошла по пути внесения изменений в законодательные акты. Изменений таких много, они вносятся в закон о банках и банковской деятельности, в закон о национальной платежной системе, в таможенное законодательство, в Гражданский кодекс. И сейчас мы последовательно рассмотрим, в какие законодательные акты вносят изменения. Ну и, соответственно, увидим, что из себя представляет этот так называемый цифровой рубль.
Прежде всего хочу сказать, кто является участником платформы цифрового рубля. Это банки. Кто является пользователем платформы цифрового рубля? Мы сами, юридические лица, индивидуальные предприниматели и федеральные и региональные органы исполнительной власти, которые зарегистрируются на этой платформе. Судя по всему, все мы и все юридические лица и органы власти должны зарегистрироваться на этой платформе. Ну, судя по их планам, оператор платформы цифрового рубля определяет тарифы на свои услуги, а также размеры вознаграждения, выплачиваемого оператором платформы цифрового рубля участникам платформы цифрового рубля. То есть вознаграждение операторам платформы цифрового рубля Центральным банком будет выплачиваться участникам платформы цифрового рубля, а участники платформы цифрового рубля – это банки. То есть банки будут получать вознаграждение, а что же будем получать мы? А мы будем платить. Пользователи будут платить, и об этом написано – определяется максимальное значение размера платы, взимаемой участниками платформы цифрового рубля с пользователей платформы цифрового рубля. То есть мы будем платить за операции с цифровым рублем на платформе цифрового рубля, на платформе Центрального банка. Эти операции не будут бесплатными, мы будем платить соответствующие комиссии, какие установит Центральный банк. Их никто не раскрывает. Мы не понимаем на данный момент, каковы условия функционирования этой платформы. Вначале зарегистрируйтесь на платформе, а потом уже мы решим. А каким будет этот договор, мы не знаем. Оператор определяет максимальное значение суммы операций с цифровыми рублями. Будет какой-то лимит на какую-то операцию. И этот лимит определяет Центральный банк. Центральный банк еще определяет порядок, перечень операций и сроки обеспечения кредитными организациями возможности совершения операций с цифровыми рублями для своих клиентов.
То есть эти деньги будут иметь определенный срок использования на выполнение определенных операций. То есть деньги будут иметь срок «годности», в течение которого мы должны будем их использовать. И они теряют свою функцию накопления. Эти деньги не могут быть накоплены. Оператор платформы цифрового рубля непосредственно обеспечивает доступ к цифровым счетам, кошелькам, кредитным организациям. Через кредитные организации мы будем осуществлять эти операции, взаимодействовать с иным лицам, указанными в статьях 46 и 48 настоящего Федерального закона.
Рассмотрим закон о Центральном банке. В статьях 46 и 48 настоящего закона написано следующее. Статья 46: Банк России вправе оказывать возмездные услуги по передаче финансовых сообщений российским юридическим лицам в порядке, установленном нормативными актами банка и, самое интересное, также иностранным юридическим лицам, международным организациям, иностранным центральным национальным банкам на основании заключенных с ними договоров. Вот какие финансовые сообщения будут уходить от Центрального банка в адрес иностранных юридических лиц, международных организаций и центральных банков на основе заключенных соглашений? Ну я думаю, что мы сути этих соглашений тоже не будем знать на самом деле.
Следующее. Банк России в случаях, установленных законодательством Российской Федерации в этой же статье, безвозмездно оказывает федеральному казначейству и его территориальным органам услуги, тоже по передаче финансовых сообщений в порядке, установленом нормативными актами Банка России. То есть все наши какие-то операции, совершенные нами, могут быть переданы и третьим лицам и, соответственно, внутри страны тоже федеральному казначейству, ну с какой целью, можно только догадываться.
Еще очень любопытные такие изменения, которые вносятся в закон о валютном регулировании и валютном контроле. Вот в первой статье, в первой ее части, написано, что для целей настоящего Федерального закона, то есть закона о валютном регулировании, валютном контроле, используются следующие основные понятия. Валюта Российской Федерации – это первое, это вполне понятно. И второе – это средства на банковских счетах и банковских вкладах, что тоже понятно. То есть у нас есть наличная валюта и безналичная валюта в виде остатков на вкладах. А вот второй пункт, речь там идет об иностранной валюте. И вот сюда вводится понятие «иностранная валюта», «иностранная цифровая валюта», выпущенная иностранными центральными банками. То есть в пункт 1 не вводится понятие цифрового рубля как денежной единицы. Хотя это было бы логично. А в иностранную валюту они вводят понятие иностранного цифрового рубля. А вот в пункт один они не дополняют.
Валютой Российской Федерации остаются денежные знаки в виде банкнот, то есть наличная валюта или безналичная валюта в виде остатков на вкладах. А что же такое тогда цифровой рубль? Он вообще не является денежной единицей. Вот и я думаю, что мы на первых порах не заметим, на этапе внедрения, никакой разницы между теми декларациями, которые дает Центральный банк, и тем, что в итоге мы получим на самом деле к 2025 году, когда цифровой рубль будет окончательно введен. А до 25 года, 23 и 24 годы – это идет пилотный проект по внедрению цифрового рубля, как он пойдет, мы тоже не понимаем, с чего они начнут и кого они будут использовать и каким образом.
Интересные изменения вносятся в закон о национальной платежной системе, закон 161. Здесь они определяют понятие цифрового рубля (что это информационная система) и правила платформы цифрового рубля, что это такое. Это нормативные акты Банка России, содержащие условия доступа к платформе цифрового рубля, требования к участникам платформы цифрового рубля и пользователям платформы цифрового рубля, порядок осуществления операций с цифровыми рублями, а также суммы размера вознаграждения, выплачиваемого оператором платформы цифрового рубля участникам. Какие будут условия доступа, мы тоже пока не видим, очень много завуалированного в законопроекте, не все раскрывается сразу. Еще дополнение такое: перевод цифровых рублей посредством выдачи получателю средств наличных денежных цифрового счета кошелька не осуществляется. То есть мы не можем получить наличные деньги со счета цифрового рубля, в законе написано: перевод цифровых рублей посредством выдачи получателю средств наличных денежных с цифрового счета не допускается.
Центральный банк, оператор платформы цифрового рубля, вправе приостанавливать доступ к платформе цифрового рубля, к цифровым счетам в случае нарушения участниками платформы цифрового рубля, пользователями платформы правил платформы цифрового рубля. Опять же, что это за правила и когда мы увидим эти правила, непонятно. Все находится в руках Центрального банка, он в любой момент может все поменять. Они вправе взимать с пользователя цифровой платформы плату за совершение операции в рамках платформы цифрового рубля и тарифы на услуги оператора платформы цифрового рубля, и размеры вознаграждение оставляет за собой Центральный банк. Центральный банк получает безграничные возможности для контроля, отслеживания всех операций.
По поводу возможностей оператора Центрального банка, правила платформы цифрового рубля могут содержать иные положения, необходимые для обеспечения функционирования платформы цифрового рубля. Центральный банк вообще наделил себя неограниченными возможностями, возможностью создавать условия функционирования этой платформы. Происходит контрреволюция своего рода в финансовой системе Российской Федерации. Центральный банк забрал на себя такое количество полномочий, просто превратился в какого-то монстра. Центральный банк – это наращивание полномочий, оно прослеживается на этапах существования Центрального банка в Российской Федерации.
В первоначальной версии закона о Центральном банке было всего несколько полномочий, а сейчас там 19 полномочий. Резкий скачок произошел в 2013 году, когда Центральный банк был объявлен мегарегулятором. В 2013 году Центральный банк оттянул на себя регулирование пенсионными фондами, инвестиционными фондами, страховыми компаниями, финансовыми организациями. То есть все эти организации вошли в сферу деятельности Центрального банка, и он получил статус мегарегулятора. Более того, он еще и распростер свое влияние на реальный сектор экономики. В статье 4 закона о Центральном банке появился подпункт со следующей формулировкой: осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах. То есть он даже на бизнес распространил свое влияние. Но это касается тех компаний, которые работают на финансовом рынке на самом деле. Ну в общем, фактически Центральный банк управляет всей отечественной экономикой, получается так. И что делают остальные министерства и ведомства профильные, если фактически все функции выполняет Центральный банк? Он все везде регулирует и надзирает за всем.
Некоторые думают, что Центральный банк проверяет Счетная палата, но это неправда. Не Счетная палата проверяет финансовую деятельность Центрального банка.
До 2017 года это была международная аудиторская компания Price Waters House Coopers. В 2018 году это одна из крупнейших аудиторских международных компаний «Эрстен Янг», которая входит в четверку крупных компаний аудиторских мира, в большую четверку, и находится она в Лондоне. Можно только догадаться, что это значит для нас и для Центрального банка. Потому что Центробанк отчитывается не перед нашим правительством, не перед нашим государством, а перед иностранными компаниями. И надо сказать, что эти вот аудиторские фирмы, они оказывают не только аудиторские услуги, они оказывают консалтинговые услуги. Ну и можно догадаться, какие предложения ложатся на стол руководителей Центрального банка по результатам проверки отчетности. Они выдают рекомендации, предложения.
В 22 году компания объявила, что уходит с рынка, по известным причинам, естественно. А уже в июне она объявила о ребрендинге в России, и теперь подразделение, которое в России находится, вот этой компании «Эрстен Янг», а там работают порядка 5 тысяч человек, они будут работать под брендом B1. Они будут осуществлять ту же деятельность, проверять и организации, и, очевидно, Центральный банк. Нет еще аудиторской проверки отчетности за 2021 и 2022 годы, кто будет проверять, пока непонятно, но она остается на рынке под новым брендом. Она столько лет работала как филиал британской компании, что понятно, чьи она интересы будет представлять, там выученные сотрудники сидят. Ну конечно, не наши интересы собираются защищать.
А МВФ… Я хочу сказать, что мы являемся членами Международного валютного фонда, и представляют нас в Совете международного валютного фонда Набиуллина и Силуанов. И, кстати, прозвучало в СМИ, что Международный валютный фонд принял решение по комплексу мер кредитования военной операции на Украине непосредственно из Международного валютного фонда. Это решение принял совет, в которой входят наши руководители Центрального банка, и они приняли решение финансировать украинскую сторону из наших денег. Мы же платим еще взносы в этот Международный валютный фонд.
Цифровой рубль не является денежной единицей, не является валютой Российской Федерации, исходя из этих документов, которые мы рассмотрели. Что не скажешь про цифровой юань Китая. Народный банк Китая все время подчеркивает, что цифровой юань является цифровой валютой Центрального банка Китая, то есть он является денежным средством.
А что же делать простым людям, в чем риск для простого человека? В 90-е годы были распространены талоны на продукты. Я вот как себе представляю, что представляет из себя этот так называемый цифровой рубль. Это некий набор комплекса услуг, который нам вручают в обмен на наши живые наличные и безналичные деньги. Они живые и они конституционно подкреплены, а нам предлагают свои деньги перевести в некий цифровой рубль, который не является валютой Российской Федерации. И каким образом предлагают это сделать?
Открывается цифровой кошелек, вы должны поставить свою электронную подпись, вам будет присвоен двадцатизначный код, а дальше вы не нужны, дальше все операции будут совершаться с помощью этого электронного кода, дальше ваша подпись не нужна, по сути. На платформе Центрального банка, на платформе цифрового рубля собираются персональные данные, ваша электронная подпись, создается ваш цифровой профиль. Вы уже не нужны, дальше все осуществляется без вас, но осуществляется без вашего присутствия, по условиям, которые установит Центральный банк. Что, где, когда и в каком количестве – это все будет определять Центральный банк. То есть можно предположить, если у меня есть какая-то сумма, которую я должна потратить исключительно на ЖКХ, я не могу потратить ее на продукты питания. Нет никакой гарантии, что они не введут окрашивание этих денег. Вот эти деньги вы можете потратить на продукты, а вот здесь можете купить одежду. Но самое главное, что защищенности наших персональных данных практически нет, и банк не гарантирует защищенности. Он декларирует защищенность, но он ее не гарантирует. Вот этот цифровой двойник от вашего имени вполне может совершить какие-то действия, и вы об этом не будете знать, вы предоставили уже это право банку, оператору этой цифровой платформы. А что он может сделать? А он может зарегистрироваться на госуслугах, или выдать доверенность, или продать вашу имущество. То есть фактически человек теряет свободу.
И что же надо делать? А надо не входить в эту систему!
Должны быть какие-то условия для того, чтобы человек сам захотел туда войти. Ну, я думаю, что там, может быть, бонусы какие-то будут, скидки какие-то будут обещаны. Особенно для пенсионеров это очень актуально. Для того чтобы открыть цифровой кошелек, мы все-таки должны предоставить свою подпись электронную, без нас никто ничего не сделает в любом случае. Не надо на это соглашаться потому, что, дав один раз эту свою подпись, согласие, обратного хода уже не будет. Сегодня вы ради скидки какой-нибудь в 10 процентов в «Пятерочке», предоставите свои данные, а завтра вас за что-нибудь оштрафуют, лишат просто этих самых цифровых денег, лишат вас вообще средств существования. То есть это потеря свободы, причем окончательная и бесповоротная потеря не только для себя, но и для своих детей. Потому что у вас еще существует выбор, а у ваших детей уже не будет этого выбора. Вы определяете своим решением будущее своих детей и будущих поколений. Войти в систему легко, а вот выйти из нее будет очень проблематично.
Государство перед нами имеет обязательства, они все вот в этой Конституции. А Банк России не отвечает по обязательствам государства. Получая широчайшие полномочия, Центральный банк фактически узурпирует на себя и финансовую, и денежно-кредитную систему, и экономику он замыкает на себя. То есть все собирается на этой платформе цифрового рубля, все организации, все люди. Представляете, какая колоссальная власть у Центрального банка?!
Недавно на сайте Центрального банка появился годовой отчет Центрального банка. Это очень большой документ, почти 400 листов, из которых можно сделать представление о финансовом состоянии Центрального банка. Финансовый результат за 2022 год – это убытки в сумме 722 млрд рублей. Причем убыточную деятельность банк ведет пятый год подряд. Центральный Банк России, который определяет денежную кредитную политику и финансовую политику, убыточен. Суммарный убыток за 5 лет – 1,8 триллиона рублей. А согласно закону о Центральном банке, 75 процентов прибыли ЦБ должны идти в бюджет Российской Федерации. То есть получается, что пятый год подряд в бюджет Российской Федерации не поступает ничего от Центрального банка. Основная причина – это убыток от операций с золотовалютными резервами, которые составляют больше половины актива баланса. Мы знаем, что у нас золотовалютных резервов 600 миллиардов, и половина из них было заморожена. Раз золотовалютные резервы заморожены, соответственно, они не приносят никакого дохода. Вот этот финансовый результат от операций с золотовалютными резервами, он выражается фактически в убытке в 670 млрд рублей. Для сравнения: за 2021 год золотовалютные резервы показывали прибыль в 200 миллиардов рублей.
Начнется этот процесс цифровизации с малообеспеченных людей, пенсионеров, скорее всего, бюджетников. Поскольку они находятся в зависимости от бюджетного финансирования, но в любом случае власти должны спросить вашего разрешения. И что бы работодатель ни говорил, что это обязательно, что это какие-то установки вышестоящего руководства, что это вот надо подписаться просто, вот здесь. Ничего не подписывать и стоять на своем!
Надо, конечно, уходить в наличность, нам нужно продержаться какое-то время потому, что все равно мир в целом идет к глобальному финансовому кризису. Происходит банкротство банков Германии, США. Мы все видим, понимаем, Россия не может остаться в стороне; естественно, нас это тоже затронет. Каким образом, трудно сказать, но вот нам, рядовым людям, нужно понимать, что делать. Не заходить в эти системы, нужно оставаться с наличными.
Елена Носкова