В Парковом сносят сквер – пенсионер, создавший его своими руками, рассказал об обиде на власти.
В Парковом под ковш пошел сквер Кормщикова – такое народное название дали территории, которую своими руками четверть века строит местный пенсионер Владимир Михайлович. Раньше здесь был пустырь, засыпанный мусором, потом, вычистив участок, его закрыли торфом, тот горел – и Кормщиков решил его засеять. Пожары прекратились. А Владимир Михайлович начал строить сквер – с годами тут появились деревья, лавочки, тропинки, памятники, детская площадка, даже тренажеры, которые Кормщиков покупал за свои или спонсорские деньги. В 2020 году пермяк стал победителем экомарафона журнала National Geographic. «Владимир своими силами создает сад на месте пустыря: высаживает деревья и самые разные цветы», – писали тогда на странице журнала в соцсетях.
Но спустя больше двух десятков лет оказалось, что здесь проходит охранная зона теплопровода и ничего, кроме гравия, над ней быть не должно. Сейчас сквер частично демонтируют. Свои позиции уже высказали и в ресурсоснабжающей организации, и в городской администрации. Корреспондент 59.RU встретился с самим создателем сквера Владимиром Кормщиковым.
С первых минут встречи Владимир Михайлович стал рассказывать, как в понедельник начали принудительный демонтаж части сквера. «Зеленый партизан», как его уже прозвали в обществе, акцентировал внимание на отношение к себе от районной администрации.
– Какая-то мадам в администрации района командует, куда что ставить. Я спросил, почему она командует, а со мной никто не советуется. Та наглая мадам ответила: «Не ваше дело! Вот решение суда, мы все делаем, как суд сказал». Но ведь там не сказано, куда и как переносить!
83-летний создатель сквера признался, что отреагировал на подобное отношение к себе эмоционально.
– Я в таком состоянии был, чувство обиды страшное. Беспардонная женщина. Я же для города сделал, весь сквер построил за свой счет. Раньше отдельно были детская и взрослая площадки. Теперь тренажеры поставили вразнобой для взрослых и детей, а шведскую стенку некуда переставлять, и придется часть распилить.
Возмутило Владимира Кормщикова и то, как именно рабочие выполняют перенос объектов. Владимир Михайлович рассказал, что некоторые вещи разрушили, другие увезли в неизвестном направлении.
– Все развалили, утащили, украли. Были два уникальных флагштока, в городе таких нет – они их не выкопали, а спилили, оставив метр в земле по-варварски. Еще конструкция была, которой я щебень утрамбовывал вместо катка, – ее как мусор увезли. Песочницу перенесли, не спросив куда, а песка теперь нет, нужно снова мне покупать, привозить и засыпать. Произвол страшный.
Вдоль демонтируемой детской площадки уже выкопали и засыпали щебнем 57 метров газона с цветами, от которых осталось лишь несколько штук. Отдельное недоумение у народного героя вызывает демонтаж забора между живой изгородью и проезжей частью.
– 40 метров ограды сняли и увезли, она стояла между зеленой изгородью и проезжей частью. Все это за мой счет было, а теперь там будут ходить по газону с пешеходного перехода на остановку, – огорченно отмечает создатель самого народного по происхождению сквера в Перми.
К содержанию зеленой изгороди Владимир Михайлович также высказывает замечания. После передачи сквера городским властям, которые уполномочили заниматься этим районную администрацию, кустарник подстригали лишь дважды, и то не выполняя пожелания и предостережения специалистов.
– Агрономы говорят, что нужно стричь на уровне 160 сантиметров, иначе низ будет вымирать и станет голым. Я ребят просил сделать ниже, но они не послушали и оставили высоту 180 сантиметров, а сейчас там уже все 185, в этом году и вовсе не стригли.
Главная угроза, по словам Владимира Кормщикова, из еще не демонтированных объектов нависает над колоннадой, которую автор посвятил жертвам национал-фашизма в 1941–1945 годах, о чем информирует посетителей сквера расположенная рядом табличка.
– Колоннада, говорят, мешает. Я говорю: «Вы что, с ума сошли? Памятник жертвам войны!» Они же называют это ротондой и говорят, что она ни к чему здесь. Какая ротонда? Ротонда круглая, а это колоннада по древнегреческому стилю. Такие колоннады строили для вечной памяти и называли храмами.
Сама колоннада сейчас не в лучшем состоянии: облицовка постамента местами отсутствует. Создатель сквера рассказал, что виной тому участившиеся кражи.
– Женщина говорит: видела двух парней с какой-то пластиной. 24 плит уже не хватает, каждая плитка сейчас стоит 380 рублей, я 12 уже приобрел, – рассказал Владимир Михайлович. – Комитет по охране памятников уже поставил таблички у двух других о том, что они охраняются городом, а третий – колоннаду – не успели. И сейчас какая-то, извините, сволочь обдирает плитки.
Валентин Михайлович признается, что создавать пространство ему помогали доброжелатели и друзья. Однако сейчас, в трудную минуту, они либо не могут содействовать, либо перестали выходить на контакт.
– Друзья помогали мне, особенно товарищ Валентин. Но он попал в аварию, теперь инвалид уже, – делится Владимир Михайлович.
Дорогое прорезиненное покрытие для площадки приобрели благотворители, но кто именно – Владимир Михайлович точно не помнит.
Кроме таких же героев из народа оказывали содействие и более влиятельные пермяки. Несколько раз создателю сквера оказывал помощь депутат Пермской городской думы Михаил Черепанов, а также строительная компания ПЗСП, в которой Черепанов работает техническим директором. Однако в последние три года после передачи содержания на баланс районным властям ПЗСП перестала помогать.
– Сейчас не могу до Черепанова дозвониться, дозвонился до заместителя, Елены Викторовны. Она сказала: «Я приду, позвоню, повстречаемся». Но не пришла, поэтому я позвонил Пирогову – это помощник Демкина. Но Демкин-то ушел сейчас. Пирогов сказал: «Я позвоню вам, не переживайте, решим все». Как не переживать, если почти все уже убрали?
Мы спросили Владимира Михайловича о том, как ему помогают городские и районные власти, которые и уполномочены содержать территорию после передачи сквера на баланс. Пенсионер рассказал, что его неоднократно благодарили чиновники, однако помощи от них он так и не дождался.
– Все главы администрации района все знали, грамоты выдавали. В последний раз в прошлом году мэр Демкин выдал грамоту почетную, даже с деньгами. Но сейчас всем наплевать, – констатировал Владимир Кормщиков.
По словам 83-летнего «зеленого партизана», один из глав Дзержинского района, фамилию которого он отказался называть, объяснил свое бездействие отсутствием финансирования.
– Я как-то к одному из глав района приходил, а он: «Михалыч, у нас денег нет, копейки нет. Мы сами страдаем: у нас есть сквер Дзержинского, я беру кредит, чтобы его ремонтировать, потом рассчитываюсь. Никто не помогает, город не помогает». Правда или неправда – не знаю, но так мне сказали. Он даже главбуха пригласил, чтобы мне сказали, кто и как финансирует сквер Дзержинского.
По информации сайта 300-летия Перми, реконструкцию сквера Дзержинского софинансировала корпорация «Метафракс», которая выделила в качестве благотворительности более 30 млн рублей.
– Сперва не могли помогать, потому что территория была неофициальная, к ним не относилась, и они говорили: «Это не наша территория». А теперь я все построил, они теперь хозяева, и внаглую вместо благодарности – пакости, – резюмировал всю сложившуюся ситуацию Владимир Кормщиков.
На встречу с журналистами 83-летний Владимир Кормщиков пришел с тростью. Пока говорили, несколько раз жаловался на здоровье.
– Я калекой стал: у меня нога отказывает, со слухом проблема, здесь я повредился. 24 года как я здесь вел стройку, а до этого еще года три просто убирал территорию и посадил первые четыре березки. Получается, 27 лет, как я здесь тружусь, – отметил Владимир Михайлович. – И сейчас продолжаю убирать, хоть формально и город, точнее, район должен. Клумбы сам сажаю, поливаю, песок сам таскаю, клумбы удобряю, тоже все сам покупаю и делаю.
Создатель сквера эмоционально признался: смотря на, как он сам говорит, варварский демонтаж сквера, он считает, что напрасно доверил содержание городским властям.
– Возраст-то у меня большой, три года назад думаю: кто после меня будет? Передал городу и теперь жалею. Город хитро сделал, или так положено: земля городская, а обслуживает ее район, на территории которого находится. А я думал, что будет содержать город и будет все нормально. Я встречался почти со всеми главами района, Субботин даже предлагал на Мулянке такой же сквер сделать, это было пять лет назад. Так мне заканчивать надо было здесь, работы хватало, но теперь…
В разговоре с корреспондентом Владимир Михайлович старался не говорить о деньгах, акцентировал внимание на затраченных усилиях и времени. Однако некоторые моменты создатель сквера все-таки раскрыл.
– Недавно заказал новый тренажер, уже внес залог 20 тыс. рублей, а стоит он ровно 70 тыс. рублей. Куда вот его теперь ставить? Я уже позвонил, объяснил им ситуацию, а они: «Вы не волнуйтесь, хоть когда в любое время, год-два роли не играет», они готовы ждать.
Чтобы были деньги на содержание сквера, 83-летний пенсионер занимается мелкими работами по договоренности с тремя разными компаниями. Расположенный вблизи сквера автодилерский центр предоставил Кормщикову в пользование контейнер, в котором он хранит полезный инвентарь и проводит работы, которые запрещены в жилом помещении.
На вопрос о том, как пермяки могут помочь в сложившейся ситуации, Владимир Михайлович грустно опустил руки.
– Я живу здесь 33 года, как сюда переехал. За это время никто не возражал строить, никто не возмущался, а добрые люди помогали. Почему никто за это время ничего не сказал? И теплотрассу эту ремонтировали уже дважды, проблем не было. Почему сейчас все это возникло?
Кирилл ХАФИЗОВ
Пермь