В газете «Советская Россия», в №91 от 17 августа 2023 года, опубликована статья Г. Турецкого «17 мгновений Легенды», написанная в связи с «юбилейным показом» на первом канале ТВ «великого сериала «17 мгновений весны»… с пояснениями: как создавалось любимое кино».
Автор статьи называет телесериал «Семнадцать мгновений весны», состоящий из 12 серий, появившийся в 1973 году, «гениальной постановкой». Он пишет: «В часы показа улицы городов пустели. Выше всяких похвал сыграны роли: Штирлиц (Вячеслав Тихонов), Мюллер (Леонид Броневой)» и другие, названы известные советские актеры Екатерина Градова, Евгений Евстигнеев, Ростислав Плятт, Олег Табаков. На протяжении всего фильма звучит «впечатляющая» музыка Микаэла Таривердиева. Далее вся статья посвящена биографии «постановщицы этого гениального фильма – кинорежиссера Татьяны Лиозновой». Но нас в данном случае интересует только сам широко раскрученный, прославленный и до сих пор используемый антисоветским телевидением в целях пропаганды длинный фильм.
Жанр большого сериала – политический детектив, шпионский триллер; сценарий создан по одноименному роману писателя Юлиана Семенова. В кинематографе к триллерам относят детективные и шпионские фильмы, фильмы ужасов, приключенческие фильмы, а также боевики.
Мы не являемся противником развлекательных жанров, однако не разделяем восторженной оценки данного телесериала по следующим основаниям. Мы считаем, что в нем сильно облагорожены высшие чины гитлеровской Германии, чем грубо искажена историческая правда о Великой Отечественной войне и о Второй мировой войне. В сериале правящие фашистские главари представлены как порядочные, культурные, хорошо воспитанные люди, добросовестно служащие своей нацистской родине. Их поведение способно вызывать уважение и симпатию со стороны зрителей.
Мы не призываем изображать фашистских лидеров дебильными, кровожадными бандитами, однако преподносить зрителю чудовищных извергов такими человечными, как их играют талантливые артисты, значит идеализировать и приукрашивать зло, примирять с ним.
Особое умиление вызывает руководитель гестапо – «душка» Мюллер, как его иронично называют в народе, это исключительно мягкий, вежливый и обходительный начальник тайной полиции, ведет он себя как благовоспитанная, благородная дама, не произносит ни одного резкого слова. И все остальные гитлеровские главари изображены как вполне нормальные, обычные люди, приятные во всех отношениях, они не вызывают отвращения и ненависти, как враги. Но мы уверены, никто не хотел бы попасть в руки этих прекраснодушных черных «человечков», одно слово «гестапо» вызывает содрогание, которое вовсе не навязано советской пропагандой – советский народ сполна на своей судьбе испытал «благородство» этих выродков. Поэтому мы не можем относиться к ним примирительно и воспринимать их актерские роли как правдивые.
И такое неадекватное впечатление герои фильма вызвали не только у советских зрителей. После широкого, на всю страну, неоднократного – второй раз показали через три месяца – навязчивого проката по центральному телевидению, фильм решили продемонстрировать в Германской Демократической Республике. Чтобы выяснить, как воспримут шпионский сериал немецкие граждане дружественного СССР государства, в ГДР была командирована сотрудница Министерства культуры РСФСР Татьяна Васильевна Зорина. Вернувшись, она рассказала, что немецкое население было поражено, увидев, какими культурными и благородными были высшие нацистские главари. Причем казалось невероятным, что такой фильм снят в Советском Союзе, испытавшем самые страшные ужасы войны и оккупации.
Сознание немецких граждан было потрясено, они считали нацистских главарей извергами, не имевшими в душе ничего человеческого, они принесли неисчислимые страдания многим народам, включая немецкий. А тут больше всех пострадавшие жертвы нацизма показали, что главные гитлеровские преступники были вполне нормальными и даже приятными людьми. Поэтому мы не можем восхищаться этим «гениальным» творением, мы считаем этот фильм хитрой идеологической диверсией, направленной на косвенное, психологическое смягчение категоричного неприятия фашизма.
По сюжету и содержанию сериал, на наш взгляд, это просто большая развесистая, развлекательная фантазия, далекая от реальности, заполняющая головы людей мусором под личиной патриотизма. Советский разведчик штандартенфюрер Штирлиц внедрен в высшие эшелоны власти фашистской Германии, работает в центральном аппарате Службы безопасности (СД), имеет возможность попасть на прием к самому Гиммлеру. Руководителю гестапо Мюллеру никак не удается разоблачить Штирлица, который запросто встречается с рейхсляйтером Борманом, пользующимся полным доверием Гитлера, и впутывает его в свои шпионские дела. Особую остроту сюжету придает беременная, не вовремя разродившаяся и заговорившая по-русски при схватках радистка.
Автор книги и сценария накрутил из роли Штирлица супергероя, всех обманувшего, обведшего вокруг пальца и вышедшего сухим из воды. Впрочем, автор имеет право на вымысел, да и в жизни бывает всякое. Смотреть интересно, Вячеслав Тихонов и все хорошо подобранные талантливые актеры играют действительно превосходно, на них, а не на растянутом неправдоподобном сценарии, и держится весь длинный фильм. Между прочим, в нем показано, что фашисты используют буквы V и Z на рукаве мундиров и на стенах домов, это информация для любопытных.
Но нас волнует, какое воздействие на сознание зрителя оказывает художественное произведение. Чтобы внедрить в головы людей вредную идею, как правило, используется красивая упаковка. Явное облагораживание фашистских главарей – еще не самый худший, на наш взгляд, недостаток фильма. Гораздо опаснее в нем постоянная, навязчивая пропаганда алкоголя и курения. Создается впечатление, что реклама легальных одуряющих наркотиков является главной целью создателей псевдопатриотического сериала. Она ведется беспрерывно, хотя никакой необходимости для развития действия в ней нет. Но почему-то супергерои и более мелкие персонажи боевиков и триллеров без этих отравляющих средств обходиться не могут. Наверно, и сценаристы тоже.
Правда, один раз реклама алкоголя в фильме правомерна, это когда Вячеслав Тихонов, то есть Штирлиц, ударяет по голове бутылкой из-под коньяка, который они дружески распивали, своего потерявшего сознание собутыльника, поскольку не нашлось под рукой подходящего для этого важного случая орудия. Сам Вячеслав Тихонов, то есть Штирлиц, при этой попойке, как всегда, остался на высоте, он не захмелел ни на один глаз, не потерял сообразительности и координации движений, нанеся удар точный и необходимой силы так, что бутылка рассыпалась. Сцена впечатляющая, запомнилась навсегда, жалко артиста, игравшего не простого собутыльника, а сотрудника самого Мюллера. Но ничего не поделаешь, чтобы убить врага, нужно было его напоить, что Вячеслав Тихонов, то есть Штирлиц, осуществил превосходно, как настоящий супергерой.
Вообще, Штирлиц постоянно, во всякой удобной или затруднительной ситуации, успешно использует алкоголь при взаимодействии с высокопоставленными фашистами, запанибрата пьет в любое время, в основном, выполняя служебные обязанности, с Мюллером, который тоже большой любитель горячительных жидкостей. Верхушка фашистской Германии – все алкоголики и курильщики, задает тон Штирлиц – советский суперразведчик, который может, не выпуская изо рта сигарету, пить сколько угодно, никогда не пьянея. Эта его способность поразительна, он поистине супермен.
Всего существует три стадии алкоголизма. Первая – пью «культурно», по праздникам, в торжественных случаях, могу не пить. Вторая – пью при любом удобном случае, когда захочу. И третья – пью постоянно, не могу не пить. Так, если судить по сериалу «Мгновения», элита фашистской Германии находилась на второй стадии алкоголизма, на грани с третьей, последней. Что совершенно не соответствует исторической правде. Высшие руководители и сотрудники элитных подразделений Вермахта, тем более СД и СС, прекрасно знали, как действуют алкоголь и табак на организм и психику человека, и не употребляли эти наркотики, это было запрещено.
Зато главари фашизма насаждали эти сильнодействующие наркотики среди населения оккупированных территорий. Это входило в их программу уничтожения покоренных народов, особенно в план «Ост». Он был разработан в Германии накануне Второй мировой войны и предусматривал раздел Советского Союза, полный контроль над его территорией и ресурсами, сокращение численности населявших его народов – прежде всего русских, белорусов, украинцев – до минимального предела, необходимого «новым хозяевам» (План «Ост»: Как правильно поделить Россию. М., Алгоритм, 2011).
Этот план предусматривал лишить «туземцев» всех социальных программ, медицины, образования, культуры, довести их до «языка жестов», «зато дать им шнапсу и табаку, сколько пожелают». Поэтому пропаганда, явная и замаскированная, и широкая продажа алкогольных и курительных изделий полностью укладываются в план подлинных, а не вымышленных героев сериала «17 мгновений весны». Такая пропаганда является хитрой идеологической диверсией, сегодня понятной уже многим.
В настоящее время Советский Союз расчленен и разрушен, на его территории идет братоубийство, которому не видно конца, а его население, в первую очередь славянское, стремительно вымирает. Причиной этому политика геноцида, не только сокращение всех социальных программ, безработица и обнищание, ограбление в сфере ЖКХ, но и массовая наркотизация населения алкогольными и курительными изделиями. Последнее, можно утверждать, является главной причиной вымирания граждан великой в недавнем прошлом страны. Основной жертвой геноцида является славянское население, потому что православие, в отличие от ислама, не запрещает употребление алкоголя. Поэтому мы видим, как славяне спиваются, а мусульмане размножаются, рожая много здоровых детей.
Сегодня алкоголизм заметно помолодел. Это видно невооруженным глазом, юноши и даже девушки покупают и постоянно распивают в большом количестве пиво и более крепкие спиртные жидкости. Жертвами алкоголя становятся даже дети. Постоянно происходят и массовые отравления со смертельным исходом, о чем передают СМИ.
Так, в июне 2023 года десятки людей погибли от яда под названием «Мистер сидр», содержавшего метанол, от малейших доз которого слепнут и умирают. Канистры с отравой изымались в Ульяновской, Саратовской, Самарской, Нижегородской, Челябинской, Пензенской, Курганской областях, в Удмуртии, Чувашии, даже в Москве, арестован один человек, то ли производитель, то ли продавец. Объявлено, что тяжело отравилось 106 человек, 36 умерло, в том числе ребенок. Изъято более 10 000 литров в Астраханской области, более 3000 в Севастополе, более 53 000 в Нижегородской области, 14 000 в Удмуртии. И это лишь один факт, попавший в СМИ.
По статистике в Российской Федерации от алкогольного яда ежегодно погибает до 800 тысяч человек, рождается до 200 тысяч дефективных детей, плюс от курения гибнет более 500 тысяч человек. В основном это русскоязычное население. («Подспорье», №1, 2022) Размеры алкогольного геноцида потрясают, смертность постоянно растет, но это не ведет ни к каким мерам, направленным на спасение вымирающего населения.
К сожалению, скрытая пропаганда алкоголя и курения в художественных фильмах началась еще в советское время, при Сталине, а при троцкисте Хрущеве была развернута полномасштабная человеконенавистническая программа «культурного» спаивания советского народа. Эта программа не остановлена, а действует на полную мощь.
Спасение может быть делом только самих погибающих, сегодня русские находятся на грани полного исчезновения, как североамериканские индейцы, пристрастившиеся к «огненной воде». К сожалению, эту страшную правду алкоголизированное население, потерявшее, а точнее, пропившее свое государство, отдавшее его разбойникам с большой дороги, не способно даже осознать, потому что у пьющих людей отмирает мозг.
Поэтому все, кого волнует судьба детей и страны, должны отказаться от употребления легальных наркотиков, которыми завалены все магазины, одних названий только водки существует 7 тысяч, в разных бутылках с красивыми этикетками, хотя везде налит один и тот же яд. По ГОСТу СССР 1972 года алкоголь отнесен «к сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы». Пьющий народ может только деградировать и вымирать. Поэтому борьба за трезвость является борьбой за спасение Отечества, не менее важной, чем сражение наших героических предков на фронтах Великой Отечественной войны.
Дети берут пример с взрослых, в первую очередь, со своих родителей. Если «культурно» пьют родители, то дети, как правило, идут дальше и погибают быстрее, что вполне закономерно, потому что у них ослаблен генетический аппарат, алкоголь и современные курительные изделия разрушают наследственность.
Выдающийся академик медицинских наук Ф.Г. Углов в конце ХХ века писал: «Уже сегодня можно сказать, что под угрозой находится генетический код нации, а он-то и есть главное ее сокровище. Наш общественный мозг должен, наконец, осознать, что разрушение и потеря генетического уровня нации есть величайшее преступление не только перед живущими поколениями, но и перед будущими. Глубина деградации может быть столь велика, что генофонд нельзя будет спасти. Нужно раз и навсегда отказаться от иллюзии «безвредной» дозы алкоголя – для наркотиков нет таких доз».
Поэтому любая пропаганда алкоголя и курения, под каким бы соусом, патриотическим или юмористическим, она ни подавалась, является абсолютным злом и преступлением против народа. В шпионский сериал о весенних мгновениях заложена бомба длительного действия, поэтому мы не можем воспринимать его как шедевр.
Нам близка позиция В.И. Ленина, сказавшего: «В отличие от капиталистических стран, которые пускают в ход такие вещи, как водку и прочий дурман, мы этого не допустим, потому что как бы это ни было выгодно для торговли, они поведут нас назад к капитализму, а не вперед к коммунизму». (ПСС, т. 43, с. 326) Сегодня эти слова еще более актуальны, только трезвый народ может восстановить законную Советскую власть.
Е. ВАСИЛЬЕВ