В крупнейшем аграрном регионе зреет бунт фермеров.
Фермеры Ставропольского края не могут закупить горючее, не могут продать урожай по приемлемым ценам. Тракторы и комбайны простаивают, хотя должны готовить почву под озимые. Дефициту солярки предшествовал скачок цен. Земледельцы готовы «перекрывать дороги». Об этом заявил председатель Ассоциации фермерских хозяйств и сельхозкооперативов края Сергей Колесников.
Недостаток топлива в разгар осенних полевых работ приводит аграриев Ставрополья в отчаяние. Они должны готовиться к посевной, убирать сахарную свеклу, подсолнечник и кукурузу, а заливать в баки нечего.
«Мало того что цены на пшеницу нет и продать урожай невозможно, так еще и с топливом беда, – говорит Сергей Колесников. – Рост цен на солярку бешеный, а сейчас она полностью отсутствует. Ситуация очень критическая, терпение на исходе, нервы сдают, люди готовы выходить и перекрывать дороги».
По его словам, фермеры пока просто обращаются в ассоциацию и просят совета, что делать. Но Сергей Колесников и сам не знает, где искать выход.
«Звонит фермер, хозяйство у него достаточно крупное, – привел пример глава ассоциации, – говорит, оплачено было топливо еще около двух недель назад, но до сих пор не пришло. То есть где-то на станции стоит цистерна, и пока неизвестно, когда она придет. Нет четкой и даже примерной даты».
Аграрии в недоумении, так как и власти толком не могут ответить на вопрос, почему так происходит. В антимонопольной службе, по словам Сергея Колесникова, ссылаются то на задержки на железной дороге, то на ремонт нефтеперерабатывающих заводов.
Сопредседатель Ставропольского краевого отделения общероссийской общественной организации «Опора России» и член Общественной палаты региона Павел Мовалевич считает, что Федеральная антимонопольная служба предпринимает недостаточно усилий для урегулирования цен.
«Нельзя допускать ценовых ударов по государству в такое тяжелое время, когда и доходы населения падают, и специальная военная операция идет, и полевые работы предстоят», – говорит он.
По его словам, цены скачут вверх каждый год перед осенней посевной кампанией. Начинается ажиотаж, появляются слухи об очередях на заправках, хотя никто толп там не видел, а потом на фоне информационной шумихи топливо дорожает. Земледельцы настаивают, что государству давно пора изменить методику выработки цен на горюче-смазочные материалы и отвязать их от курса доллара, потому что объем продаж топлива несравнимо выше объемов продажи валюты.
«Раньше цены пытались регулировать снижением акциза на бензин, путем демпфера, когда торгующим организациям перечисляли деньги, чтобы компенсировать выпадающие доходы при высоких ценах на бензин на внешнем рынке и низких внутри. Но компании все равно стремились продать больше топлива», – напоминает Мовалевич.
Если сейчас не обуздать аппетиты топливных компаний, повышение цен затронет все сферы, уверен он. «80% товаров перевозятся автомобильным транспортом, и если вырастут логистические затраты, подорожает все, начиная от продуктов питания. Потребительская корзина будет стоить намного больше», – предупреждает эксперт.
Проблема с недостатком топлива и ростом цен на него может серьезно ударить по агропромышленному сектору края, считают в Думе Ставрополья. Депутаты отправили обращение премьер-министру Михаилу Мишустину, в котором просят разобраться с рынком нефтепродуктов. Они сообщают, что регион успел запасти 41,8 тыс. тонн солярки и 4,2 тыс. тонн бензина, то есть только половину от потребности аграриев. Это может привести к срыву осенних полевых работ.
«Коммерческая оптовая цена на дизтопливо в крае на данный момент установлена на уровне 72 тыс. 450 рублей за тонну. С 1 июня 2023 года цена на этот вид топлива выросла на 26,5%», – указали депутаты.
Проблему нехватки топлива для сельхозработ обсуждали в Москве, на заседании оперштаба с участием представителей Минсельхоза, Минэнерго и аграрного бизнеса. Министерство энергетики обещает в течение двух недель сделать топливо доступным и урегулировать ситуацию с ценами.
Пока чиновники правительства разбираются с тем, что он, собственно, сами и сотворили, ситуация в одном из крупнейших аграрных регионов России, где до 90% территории составляют посевные площади, стала «критической».
Критической проблемой для фермеров являются и цены на зерно. По данным портала «Агробазар», посредники в Ставрополье готовы покупать пшеницу «из-под комбайна» по 7–8 рублей за кг, хотя в прошлом году цены достигали 10–13 рублей. Аналогичная ситуация в других регионах: в Башкортостане оптовики предлагают от 6 до 8 рублей за кг пшеницы, в Саратовской области – от 8 рублей, в Самарской области – от 7 рублей.
С нехваткой топлива вслед за Ставропольем столкнулись все южные регионы – Краснодарский край, Адыгея, Астраханская, Самарская и Ростовская области, где земледельцы бьют в набат и также готовы к серьезным методам протеста. Местные власти расписались в полном бессилии исправить ситуацию и «переводят стрелки» на чиновников правительства.
По словам фермеров юга России, в разгар уборочной и сезона отпусков реализация топлива на региональных нефтебазах была сокращена или прекратилась вовсе, а с дефицитом горючего столкнулись даже розничные АЗС. На одной из сетей Южного федерального округа, насчитывающей 220 заправок, к началу сентября реализация или была прекращена, или в продаже имелся только один вид топлива. И таких сообщений в социальных сетях и чатов, которые ведут аграрии, уже сотни.
По словам поставщиков нефтепродуктов, которых опросил ряд СМИ, поставки на нефтебазы в Южном ФО были ограничены по соображениям безопасности из-за близости к зоне военного конфликта с Украиной. Кроме того, транспортный коллапс возник на южных сетях РЖД, которые не справились с летним потоком туристов и грузами для армии.
«Дорога не едет совсем. Вагоны из Волгограда идут ко мне уже 40 дней. До этого цистерны мои стояли на узловой станции в 20 километрах от меня почти месяц без движения. Уже от станции назначения до нефтебазы можно прождать подачу вагона неделю – тепловозы заняты на срочных грузах», – жалуется один из оптовых покупателей топлива в Южном ФО.
Образовавшийся в России дефицит горючего может остановить уборку урожая и сев озимых, заявил накануне министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев. По его словам, еще неделю назад шла речь лишь о высоких ценах на топливо, сейчас же ситуация усугубилась. «У нас проблемы именно уже с наличием горючего. Мы сейчас остановим и уборочную, и не отсеемся по озимым. Это будет катастрофа», – предупредил Патрушев.
Анатолий ТАРАСОВ, по сообщениям информагентств