Сокращенный текст выступления О.Н. Смолина в Госдуме от фракции КПРФ. 10 октября 2023 года.
Как известно, 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Предыдущий год учителя был провозглашен в 2010 году. Но в начале текущего года я не раз слышал от педагогов: неужели опять объявят наш год и реально ничего не сделают?
На самом деле Годом учителя был скорее 2012-й. По оценкам педагогов, именно тогда они получали самую высокую зарплату в пересчете на нагрузку. Кстати, это подтверждают и данные Высшей школы экономики: если принять за 100% финансирование образования в 2006 году, в 2012-м оно составило 180%, а в 2015-м – уже 149%, то есть на 31% меньше.
Но давайте обо всем по порядку. Все мы говорим о необходимости повышения статуса педагогического работника. При этом один из трех самых выдающихся социологов всех времен и народов, наряду с Карлом Марксом и Эмилем Дюркгеймом, Макс Вебер определил две составляющие статуса:
1) объективное положение (в том числе материальное и юридическое);
2) оценка этого положения обществом, группой, личностью (престиж).
Начнем со второй составляющей – престижа. Хорошо, что в Год педагога и наставника об учителях в широком смысле слова – от младшего воспитателя до профессора – стали говорить больше. По официальным данным, проведено более 50 разного рода мероприятий на эту тему. Педагоги получили больше возможностей выходить на аудиторию телевидения и других СМИ. И им есть что сказать народу.
Напомню: в конце 1980-х творческие учителя собирали такие аудитории, которые сейчас сравнимы с самыми популярными «попсовиками» – каким-нибудь Моргенштерном. Других фамилий не называю. Но мы не можем не видеть, что при этом современного учителя необходимо защищать, причем с двух сторон.
Во-первых, защищать от чиновника. Хочу рассказать молодым депутатам: в «проклятую эпоху застоя», когда меня изредка приглашали на радио или телевидение, я никогда не спрашивал у начальства, можно ли мне туда пойти и что сказать. Сейчас для того, чтобы пригласить учителя или директора школы на совершенно неполитическую телепрограмму «От прав к возможностям», которая посвящена социальной защите инвалидов, я каждый раз пишу письмо в соответствующий департамент: разрешите великодушно!
Скажу больше. Я руководитель рабочей группы по дошкольному и общему образованию инвалидов при президентской комиссии по делам инвалидов. Но даже для того, чтобы пригласить на заседание рабочей группы ее члена или гостя, я каждый раз пишу все то же письмо: разрешите великодушно! Почему чиновники рассматривают учителя как свою собственность? Или как раба?
Разве мы не помним завет Константина Ушинского: «воспитатель – не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель»? Или завет Блаженного Августина: «доверяйте больше тем, кто учит, а не тем, кто приказывает»? Где свобода педагогического творчества? Где, наконец, права человека?
С другой стороны, учителя приходится – увы! – защищать от учеников. По данным опроса НИУ «Высшая школа экономики» весной 2018 года:
70% опрошенных заявили, что сталкивались с разными формами травли;
50% сталкивались с травлей два-три раза;
6% учителей подвергаются травле со стороны учеников регулярно.
Причем нередко это происходит из-за низкого уровня благосостояния. Например, современным девицам из старших классов, воображающим себя «новыми русскими», не нравится, что учительница ходит в одной и той же одежде. И они прямо признаются, что это повод для травли! Они выучили свои права, но забыли про обязанности.
В «проклятую эпоху застоя», работая в вечерней школе, я получал наслаждение от общения со взрослыми людьми в школе мастеров. Но не стеснялся выгнать из класса несовершеннолетнего хулигана, который мешал мне вести занятия. Сейчас за это учитель может быть наказан. Сколько это будет продолжаться?
Но вернемся к главному: месту учителя в системе общественных отношений, в том числе к его материальному положению.
В российском образовании очевидный кадровый кризис. По данным главы Центра экономики непрерывного развития РАНХиГС Татьяны Клячко (2021 год), в стране не хватает 250 тыс. учителей. Кстати, их общее количество с 2019 года, когда на больших парламентских слушаниях перед нами выступала министр Ольга Васильева, сократилось с 1 млн 300 тыс. до 1 млн 252 тыс.
При этом количество учеников за те же годы увеличилось на 750 тыс.
Напоминаю: средняя нагрузка российского учителя – более 1,8 ставки, то есть более 32 уроков в неделю. Как учитель в течение более двух лет я утверждаю: это безумие!
Эксперты, называющие дефицит в размере 250 тыс., очевидно, исходили из того, что учитель должен работать почти на полторы ставки. В свое время молодым парнем я вел полторы ставки и уверяю вас: это нелегко.
Представьте теперь ситуацию, например, в городе Омске, где учитель в среднем работает на 2,1 ставки, то есть ведет 38 уроков в неделю! Причем в большинстве это женщины постбальзаковского возраста.
А теперь о зарплате. Еще в 2015 году Общероссийский народный фронт провел опрос 5000 учителей. Опрос показал, что в 75 регионах Российской Федерации из 85 на тот период не исполнялся Указ президента РФ от 7 мая 2012 года №597. С тех пор ситуация только ухудшилась.
По данным опроса НИУ «Высшая школа экономики», в 2020/21 учебном году:
80% учителей получали зарплату ниже 40 тыс. рублей;
более 40% учителей приходится ограничивать себя в любых тратах, кроме расходов на еду;
около 20% не хватает денег на покупку одежды.
Перевожу на язык социологии: из представителей средних слоев значительная часть учителей превратилась в пролетариев умственного труда, причем ограниченных в правах.
Вот некоторые данные о средней заработной плате педагогов в России и моей родной Омской области. Очевидно: Указ президента РФ №597 от 7 мая 2012 года не исполняется в стране в целом.
Россия | Омская область | |
Средняя заработная плата | 73 534 | 51 906,3 |
Средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций | 48 346 | 37 601,6 |
Средняя заработная плата педагогических работников образовательных организаций общего образования | 63 632 | 47 472,3 |
Средняя заработная плата педагогических работников организаций дополнительного образования детей | 57 793 | 42 170,8 |
Средняя заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций начального и среднего профессионального образования | 63 445 | 50 766,8 |
Средняя заработная плата преподавателей образовательных организаций высшего профессионального образования | 130 118 | 95 223,2 |
А вот зарисовка из жизни. На выпускной вечер прихожу в школу на окраине города Омска. Школа хорошая. Педагоги, несмотря на безумную нагрузку, любят детей. Спрашиваю директора:
– Сколько получают учителя?
– Если учитель работает на две ставки и ведет два классных руководства, в общей сложности 45 тыс. (35 тыс. за уроки и 10 тыс. за два классных руководства).
При этом средняя заработная плата в Омской области на тот период – около 50 тыс. рублей.
Кто не понял: учитель работает за двоих, но не получает того, что ему положено даже за себя! И это не считая бюрократической нагрузки, по которой, согласно международным исследованиям, российский учитель является абсолютным рекордсменом мира. Ах, в чем-нибудь бы другом!
Вспоминая школьную задачку про бассейн с двумя трубами, нетрудно предсказать: сколько бы кадров ни вливалось в образование, утекать будет больше.
Спрашиваю в хорошей сельской школе Омской области:
– Как же учителя выходят из положения?
– Сейчас интернет позволяет за полчаса подготовиться к урокам!
Иначе говоря, из интернета берутся готовые штампы и механически переносятся на детей с абсолютно разной подготовкой и культурным уровнем. Спрошу еще раз: какое будет качество образования?
Если вы думаете, что я сгущаю краски, послушайте классика советской педагогики Василия Сухомлинского:
«Чем меньше у учителя свободного времени, чем больше загружен он всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам».
Он же говорил: «чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света». Современная ситуация абсолютно не позволяет учителю работать над собой.
Спросим себя теперь: куда же уходят учителя?
Ответ: куда угодно, в том числе очень часто – в репетиторы. Еще один привет ЕГЭ!
Помимо прочего вреда, это «безобразие из трех букв» убивает образование как сферу влияния личности на личность. Обычный репетитор – не педагог-воспитатель, но, скорее, дрессировщик. Конечно, хорошие репетиторы входят в роль и начинают относиться к ученикам как к личностям. Но это не правило. Репетиторство вытесняет настоящее образование теми самыми образовательными услугами, против которых на словах выступает большинство депутатов.
Пора переходить к предложениям. Их четыре.
- Во внеочередном порядке принять проект федерального закона №1075801–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу повышения статуса педагогических работников», предусмотрев его поэтапное введение в действие в течение трех лет.
Законопроект предусматривает нормы, аналогичные Указу президента №597 от 7 мая 2012 года при работе педагога на одну ставку.
- Если законопроект не будет принят, создать межфракционную рабочую группу для подготовки нового законопроекта о статусе педагогического работника. В основу должно быть положено Постановление Государственной думы №6683–7 ГД «О рекомендациях парламентских слушаний на тему «О мерах по повышению качества образования в РФ» от 23 июля 2019 года, за которое единогласно голосовали депутаты всех фракций.
Ключевая идея: базовый оклад (ставка при работе 18 часов) педагогического работника должен быть не ниже 70% средней заработной платы по региону.
По затратам из бюджетной системы РФ это сравнимо с проектом федерального закона о повышении статуса педагогического работника. По оценкам Минпросвещения, затраты бюджетов должны составить около 400 млрд рублей в год.
- При рассмотрении проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов» предусмотреть рост расходов на повышение заработной платы педагогических работников до соответствующих уровней в течение трех лет. В том числе в бюджете на 2024 год – не менее 125 млрд рублей.
- Необходимо восстановить утраченные или урезанные социальные гарантии для сельских педагогов, а именно:
– вернуть 25-процентную надбавку к заработной плате, предусмотренную, в частности, законом РСФСР от 21.12.1990 №438–1 «О социальном развитии села»;
– восстановить в полном объеме компенсацию на оплату жилья и коммунальных услуг, предусмотренную Законом РФ «Об образовании» в редакции 1992 года. В настоящее время финансирование этих выплат переложено на регионы и в подавляющем большинстве из них резко сократилось.
А закончить хочу строками поэта Роберта Рождественского, которого мы, омичи, тоже считаем своим.
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить Земля,
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя!
Не на словах, а по вещей традиции,
Которая завтрашней жизни под стать.
Учителем надо будет родиться
И только после этого – стать.
В нем будет мудрость талантливо-дерзкая,
Он будет солнце нести на крыле.
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле!
Давайте постараемся хоть немного приблизить это время!