«Советская Россия» на протяжении последних лет неоднократно рассказывала об экологической катастрофе в Усолье-Сибирском. Вот только некоторые из наших публикаций: «Не превращайте Иркутскую область в свалку токсичных отходов!» (18.08.2020), «Усолье – второй Чернобыль?» (10.06.2021), «Усольский рубеж» на пути экологического Чернобыля» (17.06.2021). Редакция внимательно следила за происходящим в этом сибирском городе. Увы, ситуация менялась в худшую сторону. Жители разуверились во всех обещаниях власти. Наши коллеги из ряда сибирских изданий побывали недавно в Усолье-Сибирском, поговорили с жителями и экологами, посетили руины злополучного химкомбината. И вот какое впечатление они вынесли из этой поездки…
Власть решила сэкономить на очистке от загрязнения одной из самых серьезных зон экологического бедствия в стране – города Усолье-Сибирское Иркутской области.
Работавший здесь с 1936 года завод советской «большой химии» «Усольехимпром» оставил после себя несколько источников загрязнения, которые содержат ядовитые вещества, в частности – ртуть и диоксины в земле. Они попадают в воздух, а значит, и в легкие местных жителей, а также в реку Ангару. Когда в 2020 году федеральные власти начали заниматься этой проблемой, они обещали ликвидировать бедствие к 2024 году. Тем не менее жители города и экологи рассказали, что за последнее время экологическая ситуация в городе только ухудшилась. Но при этом расходы федерального бюджета в 2024 году на ликвидацию экологического вреда 75-тысячному городу сократили на 733 млн рублей.
Еще в 2018 году в Усолье объявили режим чрезвычайной ситуации из-за того, что на огромной территории не работавшего с середины 2010-х годов химкомбината – а это 610 гектаров – скопилось, по разным данным, от 500 до 700 тонн ртути и множество других вредных веществ. Из шламонакопителя с этими отходами ртуть стекала в Ангару, из-за чего глава Росприроднадзора Светлана Радионова в 2019 году назвала ситуацию «экологическим Чернобылем». В том же году Владимир Путин публично заявил, что «удалось предотвратить риск» экологической катастрофы – а все потому, что за дело взялся госконцерн «Росатом».
По данным союза «За химическую безопасность», на промплощадке комбината после его закрытия были обнаружены такие источники загрязнения окружающей среды, как закрытые производства хлора, тетраэтилсвинца, карбида кальция, перекиси водорода, поливинилхлорида, кремнийорганических полимеров, товаров бытовой химии (чистящих, отбеливающих средств), синтетического каучука наирита, метилцеллюлозы, гипохлорита кальция, трихлорэтилена, металлического натрия, эпихлоргидрина, эпоксидно-диановой смолы и других. В пойме реки Ангары находятся несколько шламонакопителей и золоотвалов, в которых размещены различные отходы производства.
Ликвидацией экологического вреда в Усолье-Сибирском занимается входящее в концерн «Росатом» госпредприятие «Федеральный экологический оператор» (ФЭО). Он специализируется на работе с отходами различных видов и классов опасности. В марте 2023 года ФЭО пообещал усольчанам, что к 2024 году он «не просто реабилитирует» территорию химкомбината, «но и создаст новый промышленный кластер по обращению с данными отходами». Тогда же вице-премьер Виктория Абрамченко оценила общую стоимость работ в 12,4 млрд рублей. Для обезвреживания и утилизации отходов ФЭО в 2022 году начал строить в городе экотехнопарк «Восток».
Ассигнования федеральной казны на «уборку» в Усолье – это часть финансирования национального проекта «Экология». В пояснительной записке к бюджету 2024 года сказано, что расходы этого нацпроекта по двум его разделам, федеральным проектам «Чистая страна» и «Генеральная уборка», в общей сложности сократятся на 733 млн рублей. Именно на столько решено уменьшить расходы следующего года на Усолье в сравнении с той суммой, которую в 2022 году предусмотрели в законе о бюджете на 2023 год и на плановый период 2024–2025 годов. Экономия неудивительна: российскому правительству нужно где-то взять 4,4 трлн рублей – на столько в 2024 году вырастут военные расходы. В общей сложности траты России на войну в следующем году увеличены в 1,7 раза – до 10,8 трлн рублей, или до трети расходной части бюджета. Делается это за счет других статей, включая экологию.
Местные активисты (не все из них готовы называть свое имя), а также экологи, с которыми мы поговорили, утверждают, что очистка территории ведется неправильно, а строительство экотехнопарка «Восток» не решит, а усугубит проблемы города. Спустя три года после заверения властей о том, что катастрофа «предотвращена», а очаги опасности ликвидированы, усольцы все еще не видят перемен к лучшему. На этом фоне местные жители очень удивляются новостям о сокращении расходов федерального бюджета на спасение города. И собираются жаловаться на происходящее в Генпрокуратуру.
«Совершенно непонятно, за счет чего чиновники решили сэкономить. Здесь столько работы, что деньги только подавай. И конца-края ей нет, никто тут не верит, что все закончат в будущем году», – говорит усольский активист, который попросил не называть свое имя.
Специалист-химик одного из государственных научных центров, который занимается усольским проектом и хорошо знает, как идут работы (он попросил не называть свое имя и название организации из-за «иноагентского» закона), рассказал о том, что сделано и что планируется сделать:
– Основная проблема загрязнения города, атмосферы и болезней людей – проникновение частиц ртути по воздуху. Химкомбинат оставил после себя «пылевую пустыню» в шламонакопителе: туда в 1990-е годы была сброшена жидкая смесь, содержащая ртуть. Вода испарилась, отходы постепенно превращались в пыль, ветер поднимал ее и нес на город.
Что делает сейчас ФЭО: он разбирает здания на территории химкомбината и засыпает шламонакопитель сверху слоем битого кирпича. Это высохшее озеро пылить, вероятно, будет по-прежнему, но пыль в воздух будет поступать из верхнего защитного слоя кирпичей, а ртуть лететь перестанет. Это приведет к резкому снижению поступления ртути в окружающую среду и в организмы людей.
– Это единственный источник загрязнения ртутью?
– Нет, она продолжает попадать в Ангару, но не из шламохранилища, а с других объектов бывшего комбината. На его территории есть «пятна» с превышением предельно допустимой концентрации ртути, причем где-то ее содержание превышено в полтора, где-то в два, а где-то – и в 102 раза. Эта ртуть продолжает мигрировать в сторону реки. Чтобы остановить это загрязнение, в следующем году «Росатом» продолжит строить стенку с сорбентом. Через нее будут проходить грунтовые воды, а тяжелые металлы будут задерживаться.
– Насколько серьезно сейчас загрязнена река?
– В самой Ангаре я бы не сказал, что содержание ртути сильно превышено, но оно превышено в донных отложениях. Это в основном пыль, которая садится на поверхность воды, попадает в рыбу.
– Как повлияет на ход работ сокращение расходов федерального бюджета?
– Безусловно, сокращение расходов позитивным быть не может. Повлияет ли оно настолько, чтобы это стало катастрофой? Нет. Работы так или иначе уменьшают экспозицию токсичных веществ. Но сокращение расходов немного растягивает их во времени. Могли бы закончить к 2025 году, а закончим к 2026-му, и чуть больше ртути попадет в окружающую среду. Но нечестно сказать, что это приведет к ухудшению ситуации. Может быть, будет хуже с наймом работников для проекта, но работы не остановятся.
В свете того, что рассказал специалист-химик, решение властей сократить финансирование Усолья в 2024 году выглядит еще более странным. Наш собеседник сказал, что денег на полную ликвидацию всех отходов на бывшем комбинате нужно «очень и очень много». Просто засыпать битым кирпичом содержащий ртуть шламонакопитель – это «временное решение, которое не может быть панацеей, – заявляет он. – Необособленное неизолированное ртутное хранилище не может просто стоять и чего-то ждать». Поэтому, рассказал химик, следующая задача, которая стоит перед «Росатомом» и его структурами, – разработать технологии, которые позволят полностью извлечь ртуть из отходов, и переработать их. «И на все это нужно много денег», – заключает он.
Решение «похоронить» шламонакопитель под слоем строительного мусора не сможет полностью очистить Усолье, рассказал эколог, член совета межрегионального союза «За химическую безопасность» Дмитрий Левашов. «ФЭО пошел по пути упрощения работ, и эта история ужасна для окружающей среды. Эдакие «ртутные консервы» в пойме Ангары. Источник загрязнения не ликвидирован. Ртуть из отходов не извлечена. То есть проблема откладывается до очередного светлого будущего», – говорит он. «Никто не дает гарантии, что со временем отходы шламонакопителя через почву и грунтовые воды не станут попадать в Ангару», – говорит жительница Усолья и активистка Дарья Дорогова.
Левашов отмечает, что шламонакопитель с сотнями тонн ртути – это только один из загрязнителей Усолья: «Источников ртутного загрязнения на промплощадке несколько. Полного экологического мониторинга этой территории не проводилось. А здесь есть еще два промышленных канала. Это тоже источник вреда, их не внесли в перечень объектов накопленного экологического вреда. Между тем в них ртуть, диоксины и нефтепродукты. Вопросы диоксинового загрязнения промплощадки вообще не рассматриваются».
Другой источник загрязнения – заводские очистные сооружения, которые построены в 1974 году и никогда не модернизировались. В отстойниках накопился ил с токсичными веществами от промышленных стоков комбината, говорит Левашов.
На фоне такого объема работ сокращение расходов его тоже удивляет. При этом с самого начала деятельности ФЭО в Усолье союз «За химическую безопасность» предсказывал, что объем работ на таком сложном и грязном объекте может быть гораздо больше, чем планировалось ранее. И, соответственно, денег тоже понадобится куда больше, чем ожидалось. «В этом как раз и проблема, что полной реабилитации промплощадки не предвидится и не будет, поэтому фактически происходит сокращение расходов. Его причины понятны, а жители в чем виноваты? При этом у правительства региона и муниципальных властей Усолья на это денег нет», – заключает эколог.
Позиция «Росатома». ФЭО в сентябре 2023 года отрапортовал, что демонтаж сооружений на территории «Усольехимпрома» идет с опережением графика. «Данными многолетнего мониторинга подтверждено значительное снижение концентрации ртути в атмосферном воздухе. Уровень загрязненности воздуха Усолья-Сибирского ртутью в 2023 году составляет 0,02–0,05 ПДК, в то время как в 2014 году этот показатель был 0,24 ПДК… В первом квартале будущего года планируется завершить работы по демонтажу всех расположенных на площадке «Усольехимпрома» зданий. Кроме того, в следующем году будет реализован комплекс мероприятий по ликвидации накопленного вреда на территории «нефтяной линзы» на берегу реки Ангара, включая извлечение и биодеструкцию нефтезагрязненного грунта». В октябре 2023 года ФЭО сообщил о том, что начал демонтаж последнего опасного объекта на промплощадке – цеха по производству трихлорсилана и четыреххлористого кремния. И пообещал, что заваленный строительными обломками шламонакопитель с ртутными отходами будет превращен в «зеленый газон».
Единственное, что сделал с 2021 года ФЭО – полностью снес все цеха «Усольехимпрома» и начал заваливать обломками шламонакопитель, рассказала Дарья Дорогова. Но, по ее мнению, от этого экологическая ситуация только ухудшилась из-за выброса пыли, которая содержит массу вредных веществ – ту же ртуть. «Поскольку завод стоит к городу по розе ветров неправильно, то вся ртутная завеса, ртутные облака, шли на город в течение этого лета. Мы «благодарны» за это «Росатому», – говорит она.
Местные жители любят приводить пример с тополями, которых очень много в городе: когда комбинат работал, их листья быстро чернели и увядали. После остановки производства в середине 2010-х годов они позеленели. Но в последние два года, когда стали интенсивно разбирать заводские постройки и хоронить под строительным мусором отходы, тополя снова стоят черные.
Еще одна нерешенная проблема, продолжает Дорогова, – две расположенные на промплощадке скважины с отходами токсичного эпихлоргидрина. «Если речь идет о ликвидации накопленного вреда, из этих скважин должны были выкачать все содержимое. Вместо этого выкачали только верхний слой, но не добрались до дна скважин». Активистка возмущается: 18 тыс. тонн эпихлоргидрина захоронено на территории бывшего комбината, «и это наследие останется с нами на всю жизнь, с ним уже никто ничего не будет делать». При этом отходы из скважин могут просочиться в грунтовые воды, опасаются местные жители. Нефтепродукты с промплощадки по-прежнему попадают в Ангару, говорят они.
Жители Усолья выступают против того, чтобы экотехнопарк «Восток» строился в непосредственной близости от жилой застройки. Об этом рассказали несколько горожан. Еще в 2021 году усольцы писали в администрацию президента и на имя главы Следственного комитета России Александра Бастрыкина о том, что деятельность «Востока» опасна для жителей города из-за выбросов строящегося предприятия. Послание подписали более 7 тыс. горожан.
«Допущены нарушения норм при выборе участка под «Восток», и мы подавали много жалоб. В ответ получали одни отписки – от главного санитарного врача, от структур правительства, из природоохранной прокуратуры», – рассказала местная активистка Анастасия (она попросила не называть ее фамилию). Теперь усольцы собираются обращаться в Генеральную прокуратуру.
Анастасия объясняет: жители города не против того, чтобы перерабатывались отходы химкомбината. «Но мы, конечно, против того, в каком формате это хотят делать, – непосредственно вблизи домов. По розе ветров это все несет на город, рядом река. Люди получили уже нагрузку от химкомбината, а теперь у нас еще хотят федеральный химический центр построить», – возмущается активистка.
Иркутская правозащитница и экоактивист Любовь Аликина тоже не верит в то, что «ликвидация экологического вреда» на бывшем химкомбинате принесет тот результат, о котором говорят чиновники и «Росатом»:
– Там просто ломают здания и обломками, которые сами по себе содержат вредные вещества, заваливают шламонакопитель. «Восток» строят по технологии, которая не прошла общественные слушания. А самое страшное лично для меня – это ущерб, который нанесли Ангаре сбросами вредных веществ и раскапыванием ее дна.
Еще в 2019–2020 годах город был на грани бунта. Немедленно заняться ликвидацией «Чернобыля на Ангаре» требовала большая инициативная группа местных жителей.
Но сейчас в Усолье остались буквально несколько активистов, которые продолжают писать требования в органы власти. Сами они объясняют это тем, что горожане устали и не верят в то, что протест может помочь. «Творится полный треш. Город катится в тартарары. У нас под боком будет химическая помойка. Поэтому люди ищут варианты, чтобы отсюда переехать и жить спокойно в другом месте», – объясняет Дарья Дорогова.
«Это не ликвидация экологического вреда, а ликвидация, наверное, нас», – с грустью передает настроение горожан Анастасия.
«Говорит НеМосква»
«РеальнаяСибирь»