О магической силе киноискусства и его значении говорил в своем выступление в думском «часе заявлений» депутат-справоросс, народный артист РФ, лауреат премий Ленинского комсомола и «Слова к народу», член Союза писателей России и Патриаршего совета по культуре Николай Петрович БУРЛЯЕВ.
– Сегодня мы серьезно поговорим о кино – государствообразующей или государстворазрушающей субстанции, управляющей социумом. Обывательское отношение к кино как к развлечению ошибочно, кино формирует картину мира и образы будущего.
Выражение «магия кино» – точное определение гипнотического воздействия на зрителя на чувственном, эмоциональном уровне. Экранные образы, минуя цензуру сознания, подобно вирусу внедряются в глубину психики и души человека, манипулятивно воздействуя на индивидуальное и коллективное, бессознательное, согласно целям кинотворцов.
Величайший режиссер мира Андрей Тарковский утверждал: с помощью кинематографических средств воздействия разложить и духовно обезоружить публику значительно проще и быстрее, чем используя старое и традиционное искусство.
Давайте вникнем в метаморфозу российского кино, происходящую на протяжении почти 40 лет.
В 1986 году на V съезде кинематографистов СССР произошел государственный переворот, совершенный кланом либеральных кинодеятелей, разорвавших связь с традициями русской культуры. Новая Конституция отменила идеологию и цензуру, закон о культуре 1992 года предписал не вмешиваться в киноискусство, лишь обеспечивать финансирование «свободных творцов».
Слепые вожди забыли, что кино является приводным ремнем, кровеносной системой государства. Российский кинопрокат превратили в отделение американского кинопроката. Кинодельцы провозгласили лозунг: «Ассу» в массы, деньги в кассу.
Напомню название наших фильмов 1990-х годов: «Шакалы», «Живодер», «Метастазы», «Чокнутый», «Кома», «Шок», «День казни», «Палач», «Катафалк», «Распад», «Сатана», «Нелюдь». Экран заполнила тьма антигероев – банкиров, киллеров, продажных ментов, кагэбистов, бомжей и проституток, представляемых как социальная норма.
Сначала «Маленькая Вера», следом «Интердевочка» – история милой проститутки – положили начало извращению классической формулы русской литературы, где героиня всегда олицетворяла образ России: Наташа Ростова, Татьяна Ларина, Лиза Калитина, Сонечка Мармеладова.
Обаятельный герой-бандит в сериале «Бригада» подменил традиционное представление о морально-нравственных качествах положительного героя.
В массовом сознании закрепляли формулу «зло есть добро, добро есть зло». Регулярно внедрялись образы АУЕ, напомню, что это такое: «Арестантское уголовное единство», организация, запрещенная в России Верховным судом.
Появились симпатичные русские патриоты-убийцы в «Брате» и «Брате-2», киллеры-садисты в «Жмурках», потом откровенная некрофилия в «Грузе 200».
На хорошо удобренной почве ныне взошел сериал «Слово пацана», формирующий агрессивную энергию и поведенческие модели организованных преступных сообществ. Воспитанному на «привлекательных» образах АУЕ поколению в скором времени предстоит управлять Россией.
Без цензуры и редактуры были поставлены на поток фильмы, фальсифицирующие историю России, глумящиеся над православной церковью, которым Минкультуры щедро раздавало прокатные удостоверения. Например, фильмы «Орда», «Царь», «Викинг», «Сердце Пармы». Добавим до кучи русофобские фильмы «Юрьев день» Серебренникова или «Левиафан» Звягинцева, с восторгом принятые либеральными критиками и западными кинофестивалями.
Уничтожение киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького бывшим министром культуры господином Швыдким привело к катастрофе в детском кино. Люди, далекие от культуры, с придыханием говорят о кассовом успехе детских фильмов «Последний богатырь» и «Чебурашка», снятом, кстати, моим учеником, но я его этому не обучал. Я должен был порадоваться за ученика, который стал самым кассовым режиссером в нашей стране, а меня не покидает тревога.
Напомню, о чем говорит Евангелие: что пользы, если ты приобретешь весь мир, а душе своей повредишь и душам миллионов детей, попавших в увлекательный поток искажения смыслов и образов русских сказок?
Последнего богатыря Ивана авторы сделали сыном Ильи Муромца и, простите, ведьмы. Определили в неразлучные друзья очень добрую Бабу-Ягу, глубокомысленного Кощея и женоподобного упыря Водяного. Вспомним и коварную Василису Премудрую. В детское сознание внедрили мысль: добро и зло неразделимы, зло является частью добра, а русские культурно-исторические архетипические образы дышат демоническим содержанием. Не менее негативен и фильм «Чебурашка» – персонаж, украденный у породившего анимационного Чебурашку талантливого Леонида Шварцмана, имя которого даже не упомянули в титрах, в котором нет ни одного, заметьте, ни одного положительного героя, даже дети в этом фильме представлены монстрами.
Итак, вызывают тревогу сепаратистские и русофобские настроения фильмов некоторых национальных регионов, получивших гранты, прокатные удостоверения от доброго Минкульта и агитационную трибуну в российском кинопрокате: якутский фильм «Айта» и ингушский фильм «Письмо», превозносимые кинолибералами.
Последовательную государственную довоспитательную функцию российское кино сегодня не выполняет. И возникает вопрос: а почему? По недомыслию и безволию власти или это целенаправленное манипулирование общественным сознанием? Понимают ли те, кому поручено руководить кинопроцессом, по-прежнему руководствуются лозунгами «Ассу» в массы и деньги в кассу», «Культуру – на панель»?
Какие волевые усилия предпринимает администрация президента по исполнению указа 809, требующего утверждения традиционных духовно-нравственных ценностей? Не хотелось бы, чтобы в России победила установка господина Грефа, который говорил: зачем давать народу культуру? Нам трудно будет им управлять.
Никто, кроме нас, уважаемые депутаты-законодатели, никто не сможет помочь политической власти возродить российскую культуру и осознать, что «культура» и «рынок» в России понятия несовместимые.
Есть и положительные примеры, но я могу назвать всего десяток фильмов, а я профессионал, режиссер, продюсер, сценарист, десяток из 600 фильмов, которые вышли на наши экраны, десяток – очень мало.
Год назад с этой трибуны были названы конкретные меры по возрождению российского кинематографа и культуры. Председатель Государственной думы попросил профильные комитеты обратить внимание, это цитата, на высказанные предложения: «То, что сказал Николай Петрович, это вопросы к нам, потому что министров назначает Государственная дума, надо добиваться ответов на вопросы, которые мы ставим, они носят содержательный характер, не лозунговый».
Прошел почти год, но обсуждение содержательных, не лозунговых предложений не состоялось.
Надеюсь, что в скором времени мы с дорогими моими уважаемыми коллегами из комитетов по культуре и нашего гражданского общества скоро встретимся все-таки и обсудим меры просветления отечественной культуры, которого ожидает возрождающаяся Россия.
Спасибо.