Внешкольное воспитание требует возрождения
«Очень важно, чтобы внешкольное дело не шло каким-то самотеком», «важно, чтобы школа за всем смотрела», – подчеркивала выдающийся педагог Н.К. Крупская. Ее наказы помнит и воплощает в жизнь тоже педагог, наш современник, один из самых известных в нашей стране специалистов по внешкольному воспитанию детей и молодежи Виктор Петрович ГОЛОВАНОВ.
Его любимое выражение «Праздное время, в пользу употребленное», возникло давно, но абсолютно актуально и сегодня, подчеркивает Голованов, – «свободное досуговое время детей и молодежи должно служить и воспитанию, и получению дополнительных знаний, и развитию их интересов».
– Виктор Петрович, расскажите читателям «Советской России» о себе, о вашей благородной работе, которой занимаетесь много лет.
– Часто озвучиваю такую поговорку: я исхожу не из основного образования, а из дополнительного. Началось все с детства. Это были непростые послевоенные годы. Родители отправляли меня на лето в деревню. А моя тетка Надежда Никифоровна была культпросвет-работником, по-деревенски – избачом. Изба-читальня, сельский клуб располагались в бывшем помещичьем доме. Романтично было: соломенные крыши, не было электричества, радио. Это были пятидесятые годы. Приходилось даже пасти скотину. А Надежда Никифоровна, между тем, собрала детей, немного взрослых и создала агитбригаду. Мы ставили представления, читали стихи, пели – то, что называлось культпросветработой, выросшей из внешкольного образования, появившегося в России во второй половине XIX века.
А в ноябре 1917-го, когда пришла советская власть, при Наркомпросе во главе с Луначарским был создан отдел внешкольного образования, которым руководила Надежда Константиновна Крупская, и это положило начало новой теории внешкольного воспитания.
А я, по сути дела, с семи лет к этому прикоснулся. И где бы потом ни работал, видел потенциал свободного времени, досуга, которым человек вправе распорядиться, проявить свои интересы.
…За свою жизнь я работал в разных сферах. Начинал, как руководитель кружка в Доме пионеров, в клубе был киномехаником, в армии продолжал развивать потенциал организации свободного времени растущего человека. Дальше – вожатый, учитель, директор школы, инструктор райкома партии, сотрудник Министерства просвещения СССР, департамента образования города Москвы, потом занялся научной деятельностью.
В настоящее время я доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией детства некоммерческого партнерства Центра развития образования, науки и культуры «Обнинский полис». Возглавляю Общероссийское общественное детско-молодежное движение авторской песни «Многоголосье». Имею и другие звания – заслуженный учитель РФ, почетный работник сферы молодежной политики РФ, почетный работник общего образования, член научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при отделении философии, образования и теоретической педагогики Российской академии образования. Ну и поскольку я был на госслужбе, то являюсь советников РФ третьего класса.
– Вы очень титулованный человек. Какие предметы в школе преподавали?
– По образованию я учитель истории и обществоведения. По жизни иду в логике событий нынешних, прошедших. Прошлое многому учит. Например, пионерское движение. Оно пришло на смену скаутскому, возникшему в 1909 году. Позже пионерия стала самостоятельным детским общественно-политическим течением – массовым, активным. К сожалению, пионерство сегодня смущает российских чиновников. Но пионерство – это не просто идеология, не просто политика, это философия жизни, образ жизни человека, вовлекаемого в социальное, общественное творчество, в самосовершенствование, оно учит бескорыстному служению Родине.
– В школах пионерия заменяется Российским движением детей и молодежи «Движение первых». Раньше были октябрята – внучата Ильича, пионеры, комсомольцы. У каждой группы ребят были свои цели. А в «Движении первых» как? Кто первее?
– В РДДМ ДП есть лукавство. Назвали бы «Движение юных». Ведь пионер XXI века – это растущий человек. И нужно работать на позицию растущего человека, который готов протянуть руку помощи Отечеству, природе, другому человеку. Детство сопряжено именно с этим. А что может быть прекрасней детства, в котором заложен смысл служения Отчизне? Растущий человек должен видеть в детском движении перспективу будущей интересной жизни. Но не всегда он это видит. Не всегда осознает социальную значимость этой деятельности, не всегда доволен реализацией своих интересов, запросов, потребностей. Безусловно, РДДМ – это ступенька, чтобы смотреть в будущее.
– Но зачем отбрасывать пионерию? Для внешкольного воспитания она имела огромное значение в советское время, и сегодня не исчерпала себя. Вы говорите, Крупская, Луначарский, создавая пионерскую организацию, брали лучшее из скаутского движения. Была преемственность. А сейчас Крупскую вычеркнули, пионеров задвинули. Хотя КПРФ продолжает и пионерское движение сохранять, и комсомол поднимать. Ежегодно коммунисты во главе с Г.А. Зюгановым в честь Дня рождения пионерии проводят в столице на Красной площади массовый прием в пионеры. Но нынешним властям не нравится, что пионерия имеет четкую идеологию. Нынешняя установка – не должно быть идеологии. А как же тогда подростку понять, в чем смысл жизни? Без идеологии школьниками овладевает индивидуализм, а то и озлобленность появляется.
– На мой взгляд, сегодня требуется диалог прошлого и настоящего. Говорят, не должно быть идеологии? Не надо лукавить. Идеология существует. Воспитание не может быть без идеологии. Появился указ президента о воспитательной составляющей – об РДДМ. А у меня вопрос: зачем изобретать велосипед?
Я преклоняюсь перед Надеждой Константиновной Крупской, ее имя для меня знаково трижды. Во-первых, я работал во Дворце пионеров и школьников на Стопани (это «Чистые Пруды»), который носил имя Крупской. Я учился в Московском областном пединституте им. Крупской, там была секция Крупской педагогического общества, с этими людьми я сотрудничал. Некоторое время преподавал в Марийском педагогическом институте им. Крупской.
Конечно, я дружил с Любовью Кузьминичной Балясной, которая была наследницей Крупской, реализовывала ее идеи.
– О Балясной говорят, что она воспитала полстраны.
– Да, она возглавляла советскую пионерию, была замминистра просвещения СССР, положила начало таким спортивным соревнованиям, как «Кожаный мяч», «Золотая шайба». Где сейчас эти игры?
Надежда Константиновна Крупская говорила: «Воспитывать – значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Крупская также писала: «Внешкольное воспитание направлено на то, чтобы в каждом ребенке развить его способности, поднять его активность, сознательность, всесторонне развить его личность, его индивидуальность». Разве это не актуально?
Внешкольной работе нужен непрерывный процесс, отдельных акций недостаточно. Взрослые спустили сверху команду – детям организоваться в РДДМ. А Надежда Константиновна не уставала повторять, что нужно создавать не организацию для детей, а организацию самих детей с живыми, яркими формами работы. Она рассматривала внешкольное воспитание в контексте детской самоорганизации. Я за возрождение именно такого внешкольного воспитания.
– Существуют другие формы?
– Сегодня появилось понятие дополнительного образования. В него в кучу все закладывают. А у растущего человека в свободное время могут быть разные социально-воспитательные практики – работа с родителями, участие в детско-юношеских организациях. Это тот канал, где в чистом виде происходит процесс становления человека.
Часто вспоминаю такое высказывание: человек рождается на свет, чтоб творить, дерзать, и как иначе? Чтоб оставить в жизни добрый след, и решить все трудные задачи.
…Решить трудные задачи растущему человеку удастся в том случае, если он впитает не только знания, но и усвоит лучшие человеческие качества. Вот такой мой взгляд, субъективный.
Сегодня же процесс воспитания характеризуется имитацией внешкольного воспитания. Бюрократизацией воспитания.
Я на всех этапах жизни занимался проблемами воспитания детей растущих. Моя точка зрения: любая образовательная организация априори и воспитательная. Просто не было субъектов на организацию воспитывающей деятельности.
Не совсем согласен, когда на федеральном уровне принимается программа воспитания. Не думаю, что единообразие в такой тонкой сфере правильно. Воспитание – процесс диалогичный. Говорят: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться».
…Сегодня боятся почему-то слова «вожатый». Это же вожак! Нет, придумали – советник директора школы. Какие советы могут давать эти советники, если они неграмотны ни теоретически, ни педагогически? И финансирование их происходит через образование и через Межрегиональный центр по делам детей и молодежи «Росдетство».
Сегодня проводят форумы классных руководителей. Но ведь классный руководитель – это не должность, это приложение. Была инициатива об освобожденном классном руководителе. Думаю, это было бы верным решением. Но его не приняли.
Начали увлекаться, по моим наблюдениям, «бантиками», «фантиками», различными шоу, словесными формами воспитания. Почему во внеурочную деятельность ввели понятие «разговоры о важном»? Нет такой формы. Есть диалог, рассказ, беседа… «Разговоры стихнут скоро, все как есть останется», – иронизирует веселая песня.
Понимаю, что «разговоры» эти – нагрузка на классных руководителей. Но цель может быть достигнута только тогда, когда «разговоры» станут диалогом исполнительной, законодательной власти разного уровня с молодым поколением, чтобы школьники услышали голос сегодняшнего, понимали его смысл. А взрослые, отягощенные прошлым, иногда пытаются идти вперед с головой, повернутой назад, навязывая ученикам что-то свое… У нас преобладает момент ретро-инноваций.
– А почему бы не реанимировать полностью и внешкольное, и дополнительное образование?
– Сейчас дополнительное образование формализовано. Главным вопросом рассматривается не организация дополнительного образования, не атмосфера диалога педагога и ребенка, а образовательная программа, которую реализуют и в школе, и в дошкольных организациях.
Внешкольное воспитание – это, прежде всего, регионально-муниципальная система, где задается код своеобразной региональной, муниципальной идентичности, это закрепляет принадлежность растущего человека к общности региона, муниципалитета. Это трехуровневая система ценностей, которую будут разделять все жители конкретного региона, муниципалитета, система отношений. Когда министр просвещения Сергей Сергеевич Кравцов говорит о едином образовательном пространстве, он забывает, что должен быть приоритет воспитательного пространства детства на федеральном, региональном, муниципальном уровнях.
– Что это значит для педагога?
– Значит то, что в педагогически организованную конкретно историческую социальную среду интегрируется воспитательный потенциал всех основных структур и пространств. Здесь стираются грани между культурой, спортом, социальной защитой и создаются условия и возможности для индивидуально-личностного развития детей и их взросления.
– Но вернемся к Дворцу пионеров, который носил имя Крупской, его основательницы. Теперь он лишился этого имени и стал называться Центром детского творчества. И тут надо еще добавить: на коммерческой основе. Потому что все кружки, секции в этом Центре платные, родители должны заплатить за участие своих детей в кружках, секциях. Дети это видят и тоже загораются желанием добывать деньги. Красота жизни, творчество и желание проявить себя с высшей человеческой сути – все разбивается об этот монетаризм, на нем построена государственная политика.
– Вы правы. У нас появилось понятие менеджмента в образовании, в воспитании. Я читаю курс менеджмента в образовании и вижу, как «эффективные» менеджеры не знают закономерностей современного менеджмента, их внимание сосредоточено на коммерческой составляющей вместо создания условий и возможностей для функционирования и развития организаций. Отсюда у нас много структур, дублирующих функции друг друга. Условно говоря, есть министерства просвещения, культуры, спорта, они занимаются работой с детским сообществом, дублируя друг друга… А если вспомнить период Луначарского, Крупской, тогда Наркомпрос объединял и образование, и культуру.
Сейчас нет консолидированного подхода к нацпроектам… По отдельности появляются нацпроекты «Образование», «Культура», «Спорт», каждый из них требует финансирования. А если их объединить, то можно было бы более эффективно решать проблемы.
– Многие утверждают, что в стране есть деньги.
– Деньги есть, но оседают они не там, где надо. Нам нужно менять систему налоговой политики. У нас налоги собираются наверх, на федеральный уровень, а потом спускаются на регионы, муниципалитеты. По ходу оседают в неких карманах. У нас есть местное самоуправление, но оно в принципе не работает, а семья, ребенок живет на конкретной территории.
Недавно проходило совещание работников дополнительного образования. Проводило его Министерство просвещения. А должно было проводить Правительство РФ, потому что дополнительное образование – это пребывание ребенка в пространстве свободного времени, где культура, спорт, социальная защита, МВД сужают поле негативного влияния на школьника. И как раз на уровне правительства важно определиться с институциональными признаками современного воспитания в условиях постоянных законодательных изменений.
К сожалению, у нас не происходит консолидации таких видов воспитания, как семейное, внутришкольное, внешкольное, и законодательно ничего не закреплено. Есть религиозное воспитание, воспитание в социуме, которое тоже забыто.
Стали возвращаться макаренковские времена. Речь идет о коррекционном воспитании, когда уже нужно перевоспитывать маленького человека. При том, что у нас есть хороший опыт системообразующего внешкольного воспитания. Были внешкольные учреждения, где собирались пионерский и комсомольский активы, где все желающие занимались социальным творчеством. Сейчас этого нет, осталась всего лишь лоскутно-заплаточная политика в области воспитания.
Нужны меры? Приняли нацпроект «Молодежь и дети». И опять же неправильно его озаглавили. Молодежь выходит из детей, на первое место надо ставить детство.
Не срабатывает РДДМ «Движение первых», оно насильно продавливается с использованием административного ресурса. Формируются наблюдательные, научно-методические советы, аппарат «Движения первых», на что тратится немало денег. А в итоге гора родила мышь.
– В чем причина?
– Не учтен запрос самих детей и молодежи участвовать в РДДМ ДП. Я сравнил ценности, которые были у пионерии, и ценности, предложенные РДДМ, и выяснил: две ценности выпали из нового движения, в нем нет игры и нет заботы.
– А Крупская как раз говорила, что в игре должен развиваться ребенок.
– Именно так. Пионерия полностью отвечала этим принципам. Вы в болевую точку попали. Как раз в Десятилетие детства этот пласт культуры, посвященный октябрятам, пионерам, комсомольцам, нужно возродить. Мы обязаны вернуть детям те высокие духовные ценности, которые служили подрастающему поколению.
И еще, о чем бы хотел сказать. Никак не могу согласиться с тем, что наше исконно русское слово «добровольчество», означающее «творить добро», а это было традицией на Руси, затем было яркое продолжение нашей традиции – тимуровское движение, сейчас неожиданно заменено тем, что пришло к нам из Запада, – волонтеры. И чью ж волю выполняют эти волонтеры? Творить добро, созидать, помогать нуждающимся – это, по сути, мировоззренческая политика.
– Мы только что говорили о Дворце пионеров, который, лишившись имени Крупской, стал иной структурой, чем внешкольному воспитанию нанесен непоправимый урон. Сейчас дамоклов меч занесен над школой №353 им. Пушкина, обладающей огромным опытом и достижениями в области образования и воспитания школьников, о чем неоднократно говорилось на страницах «Советской России».
Школе, построенной в начале 30-х годов прошлого века там, где стоял дом, в котором родился А.С. Пушкин, грозит полное уничтожение, несмотря на то, что ей за высокие достижения присвоено звание «Школа века», а также она – объект культурного наследия. В школе руками школьников, учителей, родителей были созданы несколько музеев, посвященных творчеству Пушкина, истории школы, родственникам поэта, поддерживавших связь со школой, музей памяти о жертвенном подвиге героев 7-й дивизии народного ополчения Бауманского района г. Москвы. Дивизия формировалась прямо в школе, и защитники сразу же уходили на линию сражений за Москву. После войны начал создаваться музей. Но увидеть богатство собранных в школьном музее экспонатов не удастся посетителям в наступающем 80-м году Великой Победы. Не удалось побывать в музеях Пушкина ученикам, педагогам, гостям в этом юбилейном пушкинском году – в честь 225-й годовщины со дня рождения Александра Сергеевича.
За сохранение школы, которая уже более 5 лет стоит закрытой, в ожидании не то ремонта, не то сноса, борются общественники – выпускники, родители учащихся.
Один из Московских пединститутов планирует школу №353 сделать своей наглядной лабораторией, на примере которой будут обучаться педагоги.
Столичным властям уже пришлось ответить на десятки обращений, включая депутатов Госдумы, с просьбой отремонтировать Школу века и вернуть ее москвичам, городу, пединституту. Но пока власти не обещают пощадить объект культурного наследия; говорят, что ремонт будет дорогим, у них якобы нет таких денег. Что делать, Виктор Петрович? Как сохранить пушкинскую школу, где так успешно сочетались образовательный и воспитательный процессы?
– Проявить твердость и отстоять Школу века. А деньги на ремонт найдутся. Я знаю историю этой школы. Там каждый директор был штучным. Вожатыми работали отличные специалисты, например, Вера Линчева. Не раз там бывал на пушкинских праздниках, я рядом работал в 348-й школе. В ней тоже был накоплен богатый опыт. Мы создали музей Героя Советского Союза летчика Александра Лукьянова. Но школу снесли, поставили новое здание. От того памятного времени осталась улица имени летчика-Героя Лукьянова, названная так по нашей инициативе.
– Есть чем гордиться…
– А сейчас меня очень волнует проблема выработки национальной доктрины воспитания в РФ, причем касающейся не только детей, но и взрослых, которых тоже нередко нужно воспитывать. И чтобы доктрина эта была универсальным проектом, не только на уровне образования, но и других отраслей, ведомств, бизнес-сообщества и т.д. Согласится ли фракция КПРФ взяться за это ответственное дело?
– Во фракции есть опытные специалисты в этой области. Но надо конкретно договариваться… Тогда сотрудничество продолжится.
Спасибо вам, Виктор Петрович, и удачи!
Беседу вела Галина ПЛАТОВА