Встречи на Шуше




После смерти Владимира Ильича Ленина в 1924 году большевики многое сделали, чтобы увековечить память о нем. Возникли музеи, которые рассказывали и показывали дореволюционную жизнь и быт Вождя мирового пролетариата во время его пребывания в этих местах в те или иные годы.

Впечатляющим памятным местом является мемориальный музей-заповедник в селе Шушенское нашего Красноярского края, где с 1897 по 1900 гг. Ленин отбывал ссылку по судебному преследованию царской власти за пропаганду революционных идей и коммунистического мировоззрения.

Дорога из Петербурга до места ссылки в Шушенское заняла у Владимира Ильича более 80 дней. Проехав тысячи километров, он вживую увидел многострадальную родину, угнетенную помещиками, алчным чиновничеством, нарождающимся классом капиталистов. Последним городом на его пути стал Красноярск, где он провел 2 месяца, ожидая отправки в глухое село. В это время он работал в доме на улице Мельничной (ныне Марковского), 27. К сожалению, данное здание хоть и является памятником федерального значения, но находится теперь в заброшенном состоянии, так как история этого дома, связанная с личностью Ленина, является «бельмом на глазу» сегодняшних политиков. Приезжал Владимир Ильич и позже, под предлогом лечения, а по сути, для того, чтобы встретиться с товарищами-марксистами.

 

Шушенское отстоит от Красноярска на 300 км вверх по течению Енисея. Сегодня добраться туда можно разными способами, но в 1897 году Ленин преодолевал часть своего пути до Шушенского на пароходе св. Николай (Примечательно, что за шесть лет  до этого события, в 1891 году, цесаревич Николай, будущий император России, добирался из села Березовка до Красноярска именно на этом пароходе). Вместе с Ульяновым в ссылку направлялись В.В. Старков и Г.М. Кржижановский. Из-за мелководья пароход дошел только до станции Сорокино, а дальше пришлось добираться на лошадях. В село Шушенское В.И. Ульянов прибыл 8 мая 1897 г. За ним сразу же был установлен полицейский надзор.

Интересны впечатления молодого Владимира Ильича о месте ссылки.

В письме матери и сестре Владимир Ильич рассказывает:

«Ты просишь, Маняша, описать село Шу-шу-шу… Гм, гм! Да ведь я, кажись, однажды уже описывал его. Село большое, в несколько улиц, довольно грязных, пыльных – все как быть следует. Стоит в степи – садов и вообще растительности нет. Окружено село… навозом, который здесь на поля не вывозят, а бросают прямо за селом, так что для того, чтобы выйти из села, надо всегда почти пройти через некоторое количество навоза. У самого села речонка Шушь, теперь совсем обмелевшая. Верстах в 1–2-х от села (точнее, от меня: село длинное) Шушь впадает в Енисей, который образует здесь массу островов и протоков, так что к главному руслу Енисея подхода нет. Купаюсь я в самом большом протоке, который теперь тоже сильно мелеет. С другой стороны (противоположной реке Шушь) верстах в 1–2-х – «бор», как торжественно называют крестьяне, а на самом деле преплохонький, сильно повырубленный лесишко, в котором нет даже настоящей тени (зато много клубники!), и который не имеет ничего общего с сибирской тайгой, о которой я пока только слыхал, но не бывал в ней (она отсюда не менее 30–40 верст). Горы… насчет этих гор я выразился очень неточно, ибо горы отсюда лежат верстах в 50, так что на них можно только глядеть, когда облака не закрывают их… точь-в-точь как из Женевы, можно глядеть на Монблан. Поэтому и первый (и последний) стих моего стихотворения содержит в себе некую поэтическую гиперболу (есть ведь такая фигура у поэтов!) насчет «подножия»… Поэтому на твой вопрос: «на какие я горы взбирался», могу ответить лишь: на песчаные холмики, которые есть в так называемом «бору» – вообще здесь песку достаточно».

Первой квартирой ссыльного В. Ульянова, а точнее говоря комнатой, стал дом зажиточного крестьянина А.Д. Зырянова. Здесь он прожил с 1897 по 1898 гг. Поначалу снимал часть комнаты, где жил вместе с хозяевами, а после попросил выделить ему отдельное помещение. Аполлон Долматьевич согласился. Владимиру Ильичу была выделена крайняя комната в доме, в которой он проживет следующие 14 месяцев. Впоследствии Зырянов поставил в комнате кровать, угловик, стол, четыре стула и сделал полки для книг.

7 мая 1898 г, через год ссыльной жизни, к Ленину приехала на тот момент Надежда Константиновна Крупская вместе со своей матерью. Как известно, и Ленин, и Крупская были атеистами, а поскольку свадьбы проходили только в церкви, то жениться они не собирались.

У экскурсантов иногда возникает вопрос: почему в учебниках пишут муж и жена, а они не собирались жениться?

Ответ прост: по законам России того времени Надежда Константиновна не могла находиться с Лениным в ссылке, так как их отношения не узаконены перед Богом. Как позже вспоминала Крупская: «Пришлось проделать всю эту комедию». 10 июля 1898 г. в местной церкви священник Иоанн Орестов совершил таинство венчания. Запись в церковной метрической книге села Шушенского свидетельствует, что административно-ссыльные православные В.И. Ульянов и Н.К. Крупская венчались первым браком.

Ленин с семьей переезжает в дом крестьянки О.В. Петровой, где и остается до конца ссылки.

За время ссылки Ленин напишет важные работы: «К характеристике экономического романтизма» (1897), «От какого наследства мы отказываемся?» (1897) и ставшую знаменитой книгу «Развитие капитализма в России» (1899). А также сделает множество набросков для будущих трудов.

О «полицейском надзоре». Во время ссылки у Ленина не просто получалось спасти от жандармов нелегальную переписку, но и удавалось скрывать.

Началось все с трагического случая: в 1898 г., находясь в ссылке в г. Верхоленске Иркутской губернии, покончил жизнь самоубийством организатор марксистского кружка в Казани Николай Федосеев. Об этом в письме В.И. Ульянову рассказал Яков Ляховский, находившийся вместе с Федосеевым в ссылке. Перехватив квитанцию, жандармы нагрянули в дом О.В. Петровой для обыска Владимира Ильича и Надежды Константиновны. Из воспоминаний Н.К. Крупской: «Обыск был произведен в мае 1899 г. Письмо они нашли, оно оказалось очень невинным, пересмотрели переписку – и тоже ничего интересного не нашли. По старой питерской привычке нелегальщину и нелегальную переписку мы держали особо. Правда, она лежала на нижней полке шкафа. Владимир Ильич подсунул жандармам стул, чтобы они начали обыск с верхних полок, где стояли разные статистические сборники, и они так умаялись, что нижнюю полку и смотреть не стали, удовлетворившись моим заявлением, что там лишь моя педагогическая библиотека».

После окончания ссылки Ленин развернул мощную революционную борьбу. Он создаст газету «Искра», партию большевиков, в своих гениальных трудах будет развивать марксистское учение, готовить социалистическую революцию и приводить страну к великому Октябрю, к утверждению в России власти Советов.

После смерти, 21 января 1924 г., было принято решение увековечить память о Владимире Ильиче Ленине. В этом же году был создан первый мавзолей, и начали создавать музеи и музейные комплексы, в связи с чем большинство вещей, связанных с жизнью и бытом Ленина, были отправлены в московский музей В.И. Ленина. До 2012 г. это была самая большая экспозиция, посвященная жизни и деятельности Владимира Ильича. Но впоследствии, с развалом СССР, музей был ликвидирован (неофициально) и переделан под историю Отечественной войны 1812 года. Большинство предметов, так тщательно собранных со всей страны, стали возвращать. Так, например, книжный шкаф, книги, кровать, стулья и т.д., взятые из Шушенского, вернулись обратно.

После 2012 г. музей-заповедник в селе Шушенском стал самым большим памятным местом о В.И. Ленине. Его площадь превышает 16 гектаров, на его территории расположено 29 домов, из которых 23 подлинные. На домах О.В. Петровой и А.Д. Зырянова расположены мемориальные доски с указанием, когда здесь жил Владимир Ильич. Возле второго дома, где проживал Ленин, расположен его памятник.

Посещая музей, посетители часто обращают внимание на некоторые предметы быта, после чего задают вопросы экскурсоводам. Вот некоторые из них:

Почему кровать, на которой спал Владимир Ильич Ленин, таких скромных размеров?

Работники музея отвечают на этот вопрос так: прежде всего, это связано с двумя вещами. Во-первых, кровати у крестьян стали появляться только в середине 19-го века и были предназначены только для супругов, остальные члены семьи спали на печах и лавках. Также важно помнить, что люди того времени были глубоко верующими и суеверными, поэтому спать на кровати приходилось полусидя, так как было поверье: «вытянувшись спят только покойники». Кровать, представленная в музее, является оригиналом той самой, на которой спал Ленин.

Удобно ли ему было спать полусидя?

Все зависит от роста человека, в личном деле Владимира Ильича указаны следующие приметы: Ульянов В.И. ростом 2 аршина и 5,5 вершка. Если переводить в сантиметры, то приблизительно рост Ленина составлял 166 см. Ответ на поставленный вопрос будет таким: кровать, предложенная В.И. Ульянову, была коротковата для него.

Откуда у Ленина в Шушенском появилось ружье бельгийского производства?

Охотой Ленин увлекся, именно находясь в ссылке, а человеком, «заразившим» его любовью к охоте, стал хозяин его первой квартиры Аполлон Зырянов. Он вспоминал об этом так: «В ту пору я часто на охоту ходил и всегда приносил много дичи. …И вот однажды, вскоре после того, как Владимир Ильич стал у нас жить, я собрался на охоту. Увидя мои сборы, Ильич говорит: «А можно мне с вами сходить, посмотреть, как вы охотитесь?» Я ответил: «А почему нельзя, пойдемте!» Пошли мы с Владимиром Ильичем охотиться, на этот раз по берегу речки Шушь, с одним мои пистонным ружьем… Вскорости он купил себе старенькую берданку за восемь рублей, и с той поры мы с ним стали уже чаще ходить на охоту». Этим промыслом Владимир Ильич занимался вплоть до окончания своей ссылки.

Можно ли было по закону ссыльному иметь собственное ружье?

Получить разрешение на владение охотничьим ружьем мог и ссыльный. Для получения разрешения необходимо было написать заявление на имя чиновника с просьбой об одобрении на владение ружьем. Все зависело от чиновника и его отношения к конкретному человеку. Что касается бельгийского ружья, то здесь все просто. Владимир Ильич написал письмо своему брату Дмитрию с просьбой купить и отправить почтой ему новое ружье. После получения письма брат сделал все так, как и просил Владимир Ильич, кроме одного, он выслал не на имя Ульянова, а на имя его тещи, чтоб не вызывать подозрений со стороны полиции. К сожалению, дальнейшая история ружья не известна, так как оно было продано после окончания ссылки в 1901 году.

Откуда Ленин брал деньги?

По законам Российской империи, ссыльный получал ежемесячное жалование в размере 8 рублей. Трудно в точности перевести те деньги на сегодняшние рубли, но приблизительно эта сумма равна 5000 рублей. Конечно, эта сумма кажется смешной, учитывая цены, но тогда время было иное, и к тому же Шушенское отличалось своей дешевизной. Из воспоминаний Н.К. Крупской: «Дешевизна в этом Шушенском была поразительная. Например, Владимир Ильич за свое «жалованье» – восьмирублевое пособие – имел чистую комнату, кормежку, стирку и чинку белья – и то считалось, что дорого платит. Правда, обед и ужин были простоваты – одну неделю для Владимира Ильича убивали барана, которым кормили его изо дня в день, пока не съест; как съест – покупали на неделю мяса, работница во дворе в корыте, где корм скоту заготовляли, рубила купленное мясо на котлеты для Владимира Ильича, тоже на целую неделю. Но молока и шанег было вдоволь…»

Таковы ответы на распространенные вопросы посетителей музея в Шушенском.

Сегодня село Шушенское посещают много желающих посмотреть на жизнь конца 19 – начала 20 века, а также посмотреть на ленинские места. За год музей встречает более 250 тысяч человек. Конечно, уже нет тех больших скоплений пионеров и комсомольцев, которые съезжались раньше со всей страны, для того чтобы посетить этот музейный комплекс, как это было при СССР. Но это не значит, что молодежи это неинтересно! Каждый год музейный комплекс на Шуше привлекает все больше и больше девушек и юношей. Молодые родители привозят с собой детей, чтобы с малых лет привить им любовь к истории, показать и рассказать про Ленина и его заслуги пред нашей страной.

Именно знакомство с молодым Лениным в Шуше подталкивает молодых людей к изучению трудов Владимира Ильича. Многим простого изучения мало – им необходимо посетить ленинские места с целью почувствовать ту атмосферу и отдать дань уважения великому Вождю трудящихся всего мира, товарищу Владимиру Ильичу Ленину!

Павел ПИРОГОВ, секретарь крайкома РКСМ

Максим ДЕМИДОВ, студент

г. Красноярск

Другие материалы номера

Приложение к номеру