ШКОЛЬНЫЕ ДОЖДИ

Это исполнение «майских указов» президента, сохранение кадрового потенциала региона, а также развитие информатизации в сфере образования.
Не умаляя значимости затронутых проблем, скажу, что в официальной информации с коллегии не отражена проблема текущего дня – о готовности школ к приему учеников 1 сентября. 
 

Чем больна сельская школа

Вряд ли в чем-то виноваты мальчишки и девчонки села Кырчаны Нолинского района, что им выпало получать образование в сельской школе-девятилетке. Условия, прямо скажем, далеки от комфортных. Наверняка, собираясь на занятия, ребята прикидывают: если ночью в селе прошел дождь, то в классах на полу снова соберутся дождевые лужи… 
Двухэтажное кирпичное здание школы было построено четыре с лишним десятилетия назад. Существенного ремонта здания не проводилось ни разу. Единственное – подремонтировали стены и окна спортивного зала лет десять назад. Особенность конструкции здания в том, что у него плоская кровля, состоящая из рубероида и битума, которая с годами дала течь в нескольких местах, и две соседствующие стены здания стали от этого вбирать в себя влагу. За многие годы протекания кровли из стен стали выпадать кирпичи, а несущие конструкции школы привели к угрозе аварийности.
Органы Роснадзора уже давно требуют замены электропроводки, промывки батарей отопления, прокуратура усматривает нарушения в области противодействия терроризму и экстремизму, так как территория не полностью ограждена забором, а у школы нет денег даже на оформление смет, не говоря уже о непосредственном устранении нарушений. Куда только не обращалась за помощью М.Г. Иванцова, директор школы, за свои 13 лет работы руководителем. Но кроме личных эмоций и испорченных отношений с руководством – результатов никаких.   
6 марта 2018 года после очередного обращения к главе района в школу прибыла комиссия. В акте осмотра здания зафиксированы разрушения кладки стен, выпадение камней, глубокие трещины в швах, коррозия арматуры, проседание оконных коробок, многочисленные протечки на стенах и в потолках. Заключение гласит о необходимости проведения капремонта. С той поры прошло еще 5 месяцев, совсем скоро начало нового учебного года, а ремонт так и не проведен. В этому году в школу придут 29 учеников и 10 воспитанников дошкольного возраста. 
В селе Кырчаны имеется своя сельская администрация, есть сельхозпредприятие молочного профиля. Но школа с ее проблемами не в свете их интересов. Такова сегодня вертикаль управления, что власть и общество проживают в разных измерениях, словно бы не замечая друг друга.

Философия современного управления

В России в разных уровнях и сферах чиновничества сформировались управленцы, убежденные в том, что проблемы могут решаться сами собой, и в эти процессы зачастую не следует вмешиваться. Есть даже статистика, что «рассасывается» без приложения усилий примерно 90 процентов проблем. Результатом такого иждивенческого подхода к управлению государством стали брошенные населенные пункты, разрушенная экономика и загнанные в тупик социальные проблемы населения. Государственные планы превращены в «дорожные карты», которые по факту не работают. Например, проблему заросших кустарниками и борщевиком полей чиновники решают путем перевода земель в лесные угодья. А сколько детских садов и школ уже не нужно строить и ремонтировать, когда в регионе обезлюдели тысячи сел и деревень? И уже дороги не нужно строить, природный газ проводить. Такие вот современные цифровые технологии.
Согласно статистике, размещенной на сайте министерства образования, в регионе работают 695 учреждений дошкольного образования, 562 учреждения общего образования, еще 65 – среднего профессионального, и 9 – высшего. 136 158 учеников нынче проходят обучение в общеобразовательных школах, а всего армия обучающихся, включая дошкольников, учащихся средних профессиональных и высших учебных заведений, составляет 381 308 человек. Это наше ближайшее будущее, от которого зависит судьба и благополучие региона. 
К сожалению, молодые люди, получая образование, в последние годы из региона вскоре уезжают. Область по уровню жизни вошла в тридцатку наиболее депрессивных регионов. И если средняя зарплата по России составляет 42 550 рублей, то здесь застряла у черты 26 384 руб., то есть в 1,61 раза ниже. А еще регион лидирует в ПФО по задолженности в выдаче заработной платы.

Проблемы образования в области в последние годы не рассосались, если не сказать – усугубились.
В 2016/2017 учебном году вторая смена в общеобразовательных школах присутствовала в 21 из 45 муниципалитетов области. Свыше 20 тыс. учащихся из 83 школ обучались в две смены. Вряд ли обстановка нынче улучшилась, поскольку потребности в школьных местах на ближайшие 10 лет, с учетом демографии, будут расти – число учащихся школ в этот период возрастет на 15%.
В госпрограмме Кировской области «Создание новых мест в общеобразовательных организациях» на 2018–2025 годы преду­смотрены как строительство новых школ, так и капитальный ремонт старых. Как отмечено в программе, на 1.01.2017 года 38 зданий в 33 общеобразовательных организациях требуют проведения капитального ремонта, а прогнозируемая потребность в новых местах до 2025 года составляет около 25 тысяч. За семилетку планируется строительство и приобретение зданий и объектов 32 общеобразовательных учреждений, не считая мероприятий по капремонту. Требуемое финансирование – 12,48 млрд рублей, из которых средства федерального бюджета составляют лишь 1,24 млрд, областного – более 7,753 млрд, а еще на дотируемые местные бюджеты планируется возложить почти 3,5 млрд рублей.
И возникает вопрос: реальны ли планы строительства и капремонта школ на ближайшую семилетку? В 2017 году в г. Кирове построена единственная за год и за последние 20 лет школа на тысячу мест. На строительство еще 3 школ в 2018 году выделены субсидии 1,6 млрд рублей, на эти средства строятся две школы в областном центре и еще одна – в г. Зуевке. 105,6 млн рублей предусмотрены на капремонт 6 других объектов. Где взять деньги на строительство и ремонт школ, если госдолг региона перед Федерацией только на 15 процентов меньше годового бюджета?

Когда слова расходятся с делами

Многие десятилетия в г. Нолинске работали две средние общеобразовательные школы, которые постоянно находились в состоянии созидательного соревнования коллективов и учеников. В 2009 году здание школы №1 отремонтировали и продали в частные руки, и сегодня там размещается торговый центр. Школу №2 с 1 сентября 2012 года закрыли на капремонт. В итоге здание до сих пор не отремонтировано, а на отопление пустующих площадей каждый год тратилось примерно по 1,3 млн рублей.
С того злополучного сентября 2012 года около 800 школьников с 1-го по 8-й классы сосредоточили в здании начальной школы на 450 мест. Уроки для 9–11-х классов (более 300 учащихся) проводятся в здании местного техникума механизации сельского хозяйства. Тогда в начальной школе пришлось потеснить даже площади туалетов, по чьему-то рационализаторскому предложению в них разместили раздевалки. В школе нет спортивного зала, игровых комнат и учительской.
По вопросу строительства в городе новой средней школы проводилось множество совещаний, в том числе с выездом министров правительства в Нолинск. Написано множество родительских обращений в разные инстанции. На протяжении шести лет, до июня 2016 года, обещания выстроить в городе школу на восемьсот мест щедро раздавал бывший губернатор области Никита Белых. Не случилось. Сегодня еще более щедр на обещания новый губернатор региона Игорь Васильев, но и его слова явно расходятся с делом. 

А 21 января 2018 года в Нолинске состоялось настоящее театральное представление. Лично губернатор с профильными министрами и руководством «ЕдРа» собрал представителей родительского комитета и объявил, что уже весной в городе начнется строительство новой школы, а к 1 сентября в ней запустят учебный процесс. «Новая школа в Нолинске станет не просто образовательным учреждением, а центром всего города с целым перечнем востребованных социальных объектов: бассейном, концертным и спортивным залами, школой искусств и кинотеатром, – заверил Игорь Васильев. – Новый комплекс заработает не только для учеников школы, но и для всех жителей». Публично было дано задание министерству в течение недели подобрать проект, планировалось использовать на строительство федеральные средства. Но вот на носу 1 сентября, а строительство школы не начато, нет денег. Средства по договору государственно-частного партнерства предложил депутат ОЗС Константин Гозман, владелец фирмы «Дороничи». Но условие возврата денег в течение 3 лет показалось правительству неприемлемым. Захотелось 10 лет, когда следов этих чиновников в области уже не будет, а деньги превратятся в мусор.

Напоминание о прошлом

Вячеслав Молотов, бывший нарком иностранных дел и глава советского правительства, свою малую родину связывал с Нолинском. Здесь жили его родители, в этом купеческом городке прошли годы его юности. История сохранила рассказы крестьян Нолинского уезда, которые приезжали к В. Молотову со своими бедами, и он им помогал. Например, после визита в Москву председателя колхоза «Прогресс» в селе Юртик появились электростанция, автомобиль и пилорама.
Сегодня внук Вячеслава Молотова, Вячеслав Никонов, не первый созыв возглавляет в Госдуме комитет по образованию. Еще в январе 2016 года нолинчане направили ему подробное письмо о своих бедах. Речь шла не о пилораме и автомобиле, а о школе. Когда один из нолинчан позвонил в Госдуму, оказалось, В. Никонов письмо не прочитал. На следующий звонок ответил, что над решением проблемы думает. А еще позднее последовал письменный ответ, перепечатка письма губернатора Никиты Белых, из которого следовало, что школа в Нолинске отвечает требованиям закона. Такова современная философия управления государством и обществом.

Другие материалы номера