НЕЛЕГЕНДАРНАЯ ЛЕГЕНДА

Писатель Л. Пантелеев (настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев) – личность легендарная. Псевдоним, взятый в честь знаменитого бандита Леньки Пантелеева, но при этом не предполагающий расшифровки буквы «Л». Неблагополучное детство с частой сменой городов и необходимостью с малых лет зарабатывать на хлеб. Необыкновенно раннее, в 18 лет, соавторство в написании культовой книги «Республика ШКИД»; любимый детьми и не по-детски эпичный рассказ «Честное слово» – все это позволяет считать юбиляра настоящей легендой русской литературы XX века. И пусть имя Пантелеева звучит сегодня не так громко, как имена других писателей прошлого столетия, но как минимум два его произведения по-прежнему популярны, а старшеклассникам он немного знаком благодаря экзаменационным материалам по русскому языку.
Алексей Еремеев родился в 1908 году, умер в 1987 и относится к категории людей, которые стали подлинными свидетелями века со всеми его победами и поражениями. Почти все главные исторические события минувшего столетия – от революции до перестройки – произошли на его глазах.
Однако наиболее значимым временем для становления личности писателя оказались годы детства и юности. Трудности послереволюционной эпохи, тяготы Гражданской войны нарушили спокойную жизнь семьи. Оказавшись в силу обстоятельств вдали от матери, брата и сестры, мальчик бродяжничал, перебивался случайными заработками, иногда воровал. И только петроградская Школа-коммуна для трудновоспитуемых подростков имени Ф.М. Достоевского (ШКИД) дала приют несчастному ребенку. Но и здесь за свое хулиганство Алексей получил прозвище «Ленька Пантелеев» – по имени петроградского налетчика, наводившего ужас на добропорядочных граждан.
Родную школу Л. Пантелеев прославил, написав в 1927 году повесть «Республика ШКИД» в соавторстве со своим однокашником Григорием Белых (1906–1938). Бандитское прозвище писателя превратилось в имя и фамилию одного из главных героев, а затем в варианте «Л. Пантелеев» стало псевдонимом литератора.
Первая книга принесла авторам огромную известность. В дальнейшем, когда Пантелеев и Белых работали поодиночке, им не удалось даже приблизиться к своему былому успеху. А в 1966 году история о школе для беспризорников получила вторую жизнь благодаря художественному фильму «Республика ШКИД», снятому режиссером Геннадием Полокой по сценарию Л. Пантелеева. Фильм стал одним из лидеров проката. Так сначала книга, а затем и фильм во многом способствовали формированию представления о 1920-х годах как о сложном, но прекрасном романтическом времени – времени становления нового государства и успешного решения его проблем идейными энтузиастами. Пример такого человека – директор школы Викниксор (Виктор Николаевич Сорокин; прототип – Виктор Сорока-Росинский, директор школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков имени Ф.М. Достоевского).
Кинематограф сыграл важную роль в судьбе еще одного произведения Л. Пантелеева – рассказа «Честное слово». Написан он был в 1942 году, а в 1978 году художественно переосмыслен режиссером Марианной Новогрудской и художником Вячеславом Назаруком, создавшими одноименный кукольный мультфильм. Для нескольких поколений детей история о мальчике, не покинувшем свой пост даже глубокой ночью, стала образцом чести и благородства.
В дальнейшем Л. Пантелеев в той или иной форме продолжал знакомить читателей с Республикой ШКИД и ее обитателями: в рассказе «Американская каша», созданном также в соавторстве с Григорием Белых, в написанных самостоятельно цикле «Последние Халдеи» (1931–1939) и автобиографической повести «Ленька Пантелеев» (1939). В этой повести подробно рассказано о Ленькином детстве. Герой этих произведений Ленька Пантелеев стал настоящим alter ego их автора и трудноотличим в сознании читателей от Л. Пантелеева.
Другие книги писателя менее известны, но тоже по-своему значимы. Некоторые из них также удостоились внимания кино и телевидения. Например, по рассказу «Пакет» (1933) в 1965 году режиссер Владимир Назаров снял одноименный телефильм. Свою первую серьезную роль в этой картине сыграл Валерий Золотухин, для которого тема Гражданской войны, затронутая в книге и фильме, стала в дальнейшем своеобразной визитной карточкой. Интересны также произведения Л. Пантелеева в жанре non-fiction: повесть о дочери «Наша Маша» (1966), автобиографическая повесть «Верую», опубликованная согласно завещанию писателя лишь через три года после его смерти – в 1991 году.
И хотя имя Л. Пантелеева сегодня не на слуху, личность писателя и его творчество в том или ином виде присутствуют в нашей жизни. Например, тексты, предлагаемые школьникам на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, не обходятся без фрагментов повести «Республика ШКИД». А в одном из тренировочных вариантов ЕГЭ был дан отрывок из мемуаров Даниила Гранина «Причуды моей памяти» (2009), в котором автор вспоминает об угрызениях совести, испытываемых Л. Пантелеевым из-за недостойного поведения писателей на похоронах опального Михаила Зощенко, и о восхищении по поводу случившегося там же демарша Леонида Борисова: «Я возвращался домой с Алексеем Ивановичем Пантелеевым, он говорил: «Слава Богу, хоть кого-то допекло, нашелся человек, спас нашу честь, а мы-то, мы-то…».
Судьба Л. Пантелеева и его творчество обладают одним крайне важным качеством: его жизнь и его книги – это повод, знакомясь с яркими интригующими сюжетами, задуматься о ключевых нравственных проблемах. Именно это обеспечивает своеобразную негромкую популярность литератора на протяжении почти уже ста лет, делает его нелегендарной легендой на все времена. 

Другие материалы номера