Выводы наблюдателей: голосование прошло организованно, без нарушений, при высокой явке избирателей – 80% в ДНР, 77% в ЛНР. Люди выбирали руководителей на альтернативной основе: в ДНР было пять кандидатов на должность главы республики, в ЛНР – пять.
Наблюдали за ходом голосования представители из 22 стран (в том числе у Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, Греции, Италии, Ирландии, Канады, Нидерландов, Норвегии, Польши, Сербии, Турции, Финляндии и Франции), приехавшие в независимые республики вопреки санкциям, непризнанию, предвзятости политиков, игнорирующих волю людей, решивших жить собственным укладом без нацизма и олигархов.
Главой ЛНР избран Леонид Пасечник, набравший 68,3% голосов избирателей, главой ДНР стал Денис Пушилин, в его пользу высказались 60,85% избирателей. Одновременно выбирались депутаты в народные советы республик. В ЛНР наибольшую поддержку получило общественное движение «Мир Луганщине» (74,13%), в ДНР – движение «Донецкая республика» (72,5%).
От России в качестве наблюдателей в ДНР и ЛНР были делегации Госдумы, куда входили и депутаты от КПРФ. В ЛНР – Михаил Щапов, Сергей Шаргунов, в ДНР – Казбек Тайсаев, Александр Ющенко.
«Прозрачные выборы, прозрачные урны», – отмечает Тайсаев. «Это были честные выборы», – подтверждает Щапов.
М. Щапов:
– Первое, что бросилось в глаза, – это количество людей, которые шли на избирательные участки с самого утра 11 ноября. Мне прежде приходилось бывать на выборах, но такую активность я видел впервые. У нас, в РФ, к выборам относятся, как к некоей формальности. А в ЛНР – другое отношение, люди шли голосовать, понимая, что от их голосов зависит многое, зависит судьба их республики. Уверен, что это был ответ луганчан на выпады со стороны Киева и отдельных западных политиков, которые распространяют слухи о том, что люди ЛНР живут якобы под давлением пророссийской власти, что их вроде бы силой удерживают на оккупированной территории.
Словом, настроение избирателей было воодушевленным, они много надежд возлагали на эти выборы.
– Что это за надежды?
– Люди считают, что после этих выборов органы власти ЛНР обретают легитимность и смогут представлять свое государство в зарубежье, вести переговоры, принимать решения. Я с ними согласен. Выборы де-факто утверждают независимость республики и могут де-юре привести к признанию ее независимости в мире.
Это ощущалось в настроениях зарубежных наблюдателей. Некоторые наблюдатели высказывались за признание выборов, их результатов, а по дальнейшей логике рассуждений следовало, что пора признавать независимость ЛНР. На пресс-конференциях они высоко оценивали уровень организованности, открытости выборов, подчеркивали добровольность и отсутствие нарушений и даже намека на какое бы то ни было давление на избирателей.
– О чем мечтают луганчане?
– О России. Люди хотят быть с Россией. Об этом они говорили во всех беседах. Ожидают от России более конкретных действий по поводу признания, по поводу помощи в разрешении ситуации неопределенности – политической, экономической. Потенциал республики очень большой, там много промышленных предприятий, часть которых сейчас не работает или работает в неполную силу, потому что не хватает рынков сбыта их продукции из-за санкций.
России действительно пора признать независимость республик Донбасса. Там живут наши соотечественники, наши русские люди.
Казбек Тайсаев:
– Выборы в ДНР прошли на высочайшем организационном уровне при высокой явке. Люди сами приходили, никто никого никуда не гнал. Это было реальное волеизъявление народа.
Огромную работу провел республиканский Центризбирком, в кратчайший срок подготовили участки, комиссии, провели с ними учебу, создали все условия для волеизъявления людей. Были, конечно, и проблемы, когда люди приходили, имея на руках вместо паспорта права водительские или удостоверение какое-то. В республике с документами трудности.
– Что могут дать эти выборы?
– Прежде всего уверенность жителей ДНР в своей победе. Хотя выборы проводились под недовольные крики так называемого мирового сообщества. И американцы, и европейцы, и власти Украины кричали, что выборы идут вразрез с минскими соглашениями.
Отвечаю: никакого «вразрез» нет. Это как раз в рамках минских соглашений, там все прописано, читайте 2-й, 9-й пункты… Как раз украинские властители ни разу не выполнили ни одного пункта этих договоренностей.
– Чего люди ДНР ждут от выборов?
– Мира и признания. Мы, в КПРФ, правильно сделали, признав итоги референдума 2014 года. У ДНР и ЛНР нет другого выхода, кроме независимости и поддержки России. Там каждый день гибнут люди… К примеру, мы встречались с командиром одного спецподразделения, который сказал: «Во время войны в моем подразделении погибло 5 человек, а за время перемирия – уже 40». Такое вот перемирие… Оно длится уже почти 2 года. С того времени, когда состоялось заседание «нормандской четверки» и было принято решение отвести войска на 15 километров от линии разграничения.
– Как прекратить войну, остановить гибель людей?
Я считаю, что России надо принимать решение. Там же гибнут русские люди, русский мир. Вот мы, в КПРФ, определили 3 самых главных вопроса, которые могли бы способствовать нормализации ситуации в Донбассе, восстановлению там нормальной жизни. Первое – признание Россией итогов референдума 2014 года и результатов состоявшихся 11 ноября выборов. Второе – максимальное оказание помощи в принятии закона об упрощенном, ускоренном получении гражданства РФ для всех желающих жителей ДНР и ЛНР.
Наш думский комитет по делам СНГ подготовил такой закон. Остановка за его принятием. Все в Думе говорят, что его надо поскорее принять. Однако голосует «за» только КПРФ, и больше ни одна партия, ни одна фракция не поддерживает этот закон.
Наделили президента РФ полномочиями через указы предоставлять гражданство РФ любому жителю ДНР и ЛНР. Но пойди достучись до президента.
Почему румынское гражданство можно получить в Молдавии в течение суток? А в России как бы чего-то боятся. Наши люди добиваются получения российского паспорта от 2 до 10 лет. Представляете – 10 лет унизительного бесправия – ни работы, ни прописки, ни медицинского обслуживания. Некоторые умирают, не дожив до получения российского гражданства.
Я вот с людьми разговаривал, и первое, о чем они спрашивали, – это о гражданстве. Ладно, говорят, признание затруднено, санкции там и всякое такое. А вот гражданство – это же вы, Россия, сами решаете, за признание россиянами жителей Донбасса никто дополнительных санкций уже не наложит. Примите закон, дайте нам российские паспорта, чтобы мы в России чувствовали себя своими, а не иностранцами, как сейчас нас называют некоторые чиновники.
Следующая проблема – экономика. Необходима максимальная интеграция экономики Донбасса в экономику России. Что же мы упускаем такую возможность? Донбасс всегда был донором – и на Украине после развала СССР, и во времена СССР. Чтобы потенциал Донбасса не растерять, нужно грамотно развивать его экономику. Так дайте ему такую возможность!
И самое главное – люди хотят мира. И что ответить человеку, который страдает уже 5 лет от обстрелов, от неустроенности? Это в Донецке относительно хорошо, а тем, кто все это время живет на линии соприкосновения, живется нестерпимо тяжело. Они все эти годы уходят ночевать в подвалы – дети, старики, инвалиды, потому что обстрелы начинаются ночью. Каким может быть состояние людей, у которых работы нет, в огороде – опасно, там мины летают, а они вынуждены сажать картошку?
Когда наши большие мужи начинают рассуждать, что вот, санкции… Да плевать я хотел на эти санкции. Когда ты видишь, что маленький ребенок недоедает, и стакан молока этот ребенок не видел уже два-три года, так какие тут санкции? Разве они могут остановить, если ты каждый день видишь гибель своих соотечественников, своих людей?
Я поражаюсь… Я на пресс-конференции сказал, что очень благодарен народу Донбасса за то, что он уже столько сражается за наш общий русский мир. И мне стыдно за тех коллег, которые не понимают этого. Я поблагодарил донбассовцев за то, что они так дружно проголосовали, это даст нашей партии возможность еще активнее агитировать депутатов от думского большинства за признание ДНР и ЛНР, пока не добьемся цели.
Беседовала