Последнее, что оставалось под контролем государства и позволяло в какой-то мере обеспечивать доступность для граждан важных социальных услуг в образовании, здравоохранении, занятости населения, физической культуре, спорте, туризме, оказываемых ГУПами и МУПами (государственными и муниципальными предприятиями), власть передает в руки частника.
Инициатива исходит от Минфина, которому вдруг показалось, что соцуслуги бюджетных организаций недостаточно качественные. Если запустить в госсектор частные компании, то, по мнению Минфина, обслуживание улучшится, потребитель это оценит, и тогда будет реализован рыночный принцип «деньги последуют за потребителем». То есть бюджетные средства перетекут из государственного в частный карман. А потребителю от такого «реформирования» достанется то же самое, что и от приватизации по Чубайсу.
Любая частная структура, пусть даже возникшая на бюджетных деньгах, стремится, прежде всего, к извлечению прибыли, и как можно большей. Погоня за наживой приведет к введению платности услуг и недоступности их для многих граждан, так как наше обнищавшее население неплатежеспособно. Но Минфин, видимо, об этом не знает.
Замминистра финансов Алексей Лавров, настроенный на приватизацию сферы госуслуг, пробивал в Госдуме принятие соответствующего законопроекта «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в соцсфере». Его принятие позволит ввести в госсектор коммерческие структуры, но работать все будут по государственным муниципальным заданиям, которые получат и казенные учреждения, и частные – на конкурсной основе. Кто выиграет конкурс, тому и достанутся бюджетные средства. Если учесть, что Минфин благоволит частникам, то казенно-государственный сегмент соцуслуг зачахнет, расцветет коммерция. Потребители получат сертификаты, которые позволят им самостоятельно выбирать, в какой из организаций получать услуги.
Замминистра много говорил о плюсах, которые ждут социальную сферу после приватизации ГУПов и МУПов. Но у депутатов свое мнение. Председатель думского комитета по соцполитике Ярослав Нилов (ЛДПР) признался, что у него «не появилось понимания преимуществ предстоящей приватизации». Как можно чувствительную социальную сферу, требующую высокой ответственности и контроля, распылить между частниками, коммерческими и некоммерческими структурами? Он бы не рекомендовал регионам исполнять минфиновскую инициативу.
Депутат Алексей Куринный (КПРФ) категорически против допуска частников на рынок соцуслуг. Практика показала, что «частники, при отсутствии должного контроля, будут экономить и на качестве услуг, и на налогах. …Мы видим, как частные транспортные предприятия вытесняют государственные, недоплачивая налоги, применяя разные схемы ухода от обязательных платежей, и на этом выигрывают. С соцуслугами будет так же, начнется ползучая ликвидация госорганизаций».
Единороссы, как обычно, за Минфин, за его законопроект, за то, чтобы развивать рынок, конкуренцию, за коммерцию в соцуслугах. Комитет по образованию (председатель единоросс Вячеслав Никонов) всецело одобряет законопроект и то, чтобы в образовательном секторе была конкурентная среда между государственными (муниципальными) и частным учреждениями.
А Олег Шеин («Справедливая Россия») парирует: «Забыли классическое определение слова «конкуренция»? Это «борьба за ограниченный ресурс, вражда с целью получения выгоды. А профильный комитет пишет, что вражды с целью получения выгоды в образовательной сфере мало, а должно быть много, надо принять закон, который ее расширит». Только никаких дополнительных денег, говорит правительство, ни в образование, ни в медицину никто не даст. Речь о том, чтобы те небольшие средства, которые есть, направить не в государственные, не в муниципальные учреждения, а в частный бизнес. Стало быть, если в частном бизнесе их будет больше, то в государственных учреждениях станет меньше».
Коммерциализация и без того ушла уже в самую глубь нашей социальной сферы. Население половину полагающихся услуг в здравоохранении получает на платной основе, 47% родителей старшеклассников привлекают репетиторов, 60% мест в высшей школе – платные. А если взять ЖКХ? Нам долгие годы рассказывали, что государство не справляется с коммуналкой, вот частник – справится. Отдали частнику, и что? Только тарифы растут, а качественных услуг как не было, так и нет. Частники между тем на прибылях обогащаются, полученные средства выводят за границу, лишая нашу экономику денег.
Вера Ганзя (КПРФ) подытоживала нововведения, которыми президент, премьер и их партия «Единая Россия», словно грязевым потоком, накрыли страну: пенсионная «реформа», увеличенный НДС, мусорная «реформа» и возросший в десятки раз мусорный тариф. Взлетела фискальная нагрузка на население и будет дальше расти. Все эти решения, подчеркивает Вера Анатольевна, приняты в соответствии с рекомендациями МВФ.
И вот очередной одиозный законопроект, о приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий. «Он нанесет мощный удар по государственной собственности, – заявляет депутат. – В Конституции сказано, что в РФ все формы собственности равны. Но под удар постоянно попадает государственная собственность».
В. Ганзя знает, что произойдет в регионах с принятием минфиновского закона: «Вся сфера ЖКХ – это унитарные предприятия… ФАС утверждает, что госпредприятия мешают развитию конкуренции. Но какой конкурент придет в село, где убитая котельная, убитые инженерные сети? Частникам это не нужно. А государственные унитарные предприятия обслуживают именно такие объекты. Частника никто не заставит отапливать помещение. Частная управляющая компания никогда не возьмется за обслуживание полуразрушенных домов. Такие поселения останутся без тепла и без света. В этом главная проблема. Видно, те, кто разрабатывал законопроект о приватизации ГУПов и МУПов, никогда не выезжали за пределы МКАД и не знают, что делается в глубинке. А там образовался долг в 350 миллиардов рублей. Готов частник платить по долгам? А возьмите лекарства. Муниципальная сеть аптек сдерживает рост цен, доставляет препараты в самые далекие села, преодолевая сотни километров по бездорожью. Готов ли частник оказывать населению такие услуги? Сомневаюсь.
Фракция КПРФ не поддерживает законопроект о приватизации социальной сферы».
Отказались голосовать за этот законопроект ЛДПР и справроссы. Даже некоторые единороссы притаились в укромных уголках Госдумы и не пришли на голосование. Но их в думской фракции так много, что числа проголосовавших «за» (314) достаточно для принятия минфиновского проекта в первом чтении. Против высказались 32 депутата от КПРФ, промолчали – 101, ЛДПР и «Справедливая Россия».
Через несколько дней законопроект будет рассматриваться Госдумой во втором чтении. Хотя все понимают, что он не нужен, даже вреден нашей стране. Не для добра он, не для прорывов. Он – в угоду МВФ, перед которым прогибается правящая верхушка РФ. Такой вот у нас своеобразный патриотизм.
Наш корр.