ТРИУМФ и БОРЬБА

Почти половину этого пути кубинцы преодолели без солидарной поддержки революции Октябрьской, вопреки злорадным прогнозам, что социализм на Кубе рухнет, оставаясь в североамериканской блокаде и в одночасье лишившись помощи СССР. Куба не просто выстояла и продолжила развиваться – она сама в моральном смысле заняла в сердцах бедняков всего мира то место, которое почти весь двадцатый век принадлежало Советскому Союзу. 
Во многом вдохновленные кубинским примером, каждый в ус­ловиях своей страны, мирную революцию в интересах обездоленных на рубеже 1990-х – 2000-х годов начали народные лидеры латиноамериканского континента.
Юбилей революции кубинцы по привычке встречают деловито, намечая первоочередные задачи на ближайшее будущее и обращаясь к героическим страницам революционной истории, чтобы найти в ней мотивирующие примеры для новых побед.
Основные мероприятия по случаю 60-летия революции, как было объявлено накануне, состоятся в городе Сантьяго. Однако главным местом для них станет не парк Сеспедес возле здания местной администрации, с балкона которой Фидель Кастро произнес свою первую речь после победы революции, а кладбище Санта-Ифихения. Кубинцы придут к могиле Фиделя, к мавзолею Хосе Марти, национальным героям Сеспедесу и Мариане Грахалес.
В полночь 31 декабря Революционные вооруженные силы Кубы в старинной испанской крепости Гаваны Ла-Кабанья дадут 21 артиллерийский залп в честь 60-летия триумфа революции. В главном театре Гаваны 1 января Национальный балет Кубы посвятит юбилею революции «Лебединое озеро». Свою концертную программу готовит также Национальный симфонический оркестр Кубы. 
«Союз молодых коммунистов» Острова свободы, студенческие и молодежные организации страны в середине января проведут молодежный форум «Кубинская революция: 60 лет истории». Здесь будут говорить об идейном наследии Хосе Марти, Фиделя Кастро и Че Гевары; анализировать конфликт между Кубой и США и социальную политику Кубинской революции. Среди тем заявлены также «Эволюция экономического мышления в рамках социалистического перехода», «Марксизм в Кубинской революции», «Революционная журналистика» и др. В форуме участвуют студенты, преподаватели и научные работники не старше 35 лет.
«Кубинская революция непобедима, она продолжается и развивается», – написал в своем Твиттере глава государства Мигель Диас-Канель. Он назвал уходящий, 2018-й «годом тяжелой работы» для кубинского народа. 

***

По итогам текущего, 2018 года кубинские медики отчитались о сохранении самых низких в истории страны показателей младенческой смертности (на декабрь текущего года он составляет 3,9 на тысячу родившихся живыми, в прошлом году составил 4 на тысячу). Это ниже, чем в США (5,7 в 2017 году), России (6,5 по данным ВОЗ), не говоря уже о соседней с Кубой Доминиканской Республике (25 на 1000) и уж тем более о многострадальной Гаити (53,9). О здоровье населения на Кубе заботятся почти 100 тысяч медицинских работников – 8,2 на каждую тысячу человек. 
Периодически появляются сообщения и о других достижениях острова в области здравоохранения. В 2015 году Всемирная организация здравоохранения признала Кубу первой страной в мире, добившейся предотвращения всех случаев передачи ВИЧ и сифилиса от матери к ребенку. Ключевым фактором успеха специалисты ВОЗ назвали всеобщий доступ к здравоохранению и его всеохватность.
О социальных достижениях Кубы, которые без революции были бы немыслимы, хорошо известно. Впрочем, наши доморощенные диванные «эксперты» любят говорить, что, мол, все эти высокие социальные показатели, включая ожидаемую продолжительность жизни, – от хорошего климата. В вечном лете, дескать, легче жить. Увы, бесстрастная статистика международных организаций констатирует, что при одинаково жарком солнце социальные показатели Кубы и ее соседей сильно отличаются – в пользу Кубы. Все-таки дело не в климате, дело в общественной системе.

***

«Куба получила международное признание за успехи, достигнутые в области здравоохранения и образования, обеспечив социальное обслуживание, которое превосходит большинство развивающихся стран и в ряде случаев сопоставимо со странами «первого мира». С момента Кубинской революции 1959 года и последующего установления коммунистического однопартийного правительства в стране была создана система социального обслуживания, которая гарантирует всеобщий доступ к образованию и здравоохранению. Эта модель позволила Кубе добиться всеобщей грамотности, покончить с рядом болезней, обеспечить повсеместный доступ к питьевой воде и базовым санитарным условиям и достичь одного из самых низких в регионе показателей младенческой смертности и одного из наиболее высоких показателей ожидаемой продолжительности жизни» – это не коммунистическая пропаганда, это выдержка из доклада Всемирного банка. 
Латинская Америка переживает сейчас крайне непростой период своей истории. Время надежд, связанных с «левым поворотом» континента и значительными успехами народных правительств в деле борьбы с бедностью, сменилось откатом к казалось бы уже пройденным неолиберальным схемам. В тисках МВФ по воле правительства Макри оказалась Аргентина. Венесуэла погружена в хаос экономической войны и продолжает получать угрозы вплоть до военного вмешательства. Помимо привычных схем информационной войны, для дискредитации прогрессивных лидеров развернута их травля при помощи судебных преследований с единственной целью – любыми способами не допустить возвращения левых к власти. В Бразилии заточен в тюрьму и таким образом выведен из активной политической борьбы самый популярный политик – экс-президент Лула да Силва. Избранный президентом страны ультраправый кандидат Болсонару поспешил фактически выгнать кубинских медиков, работающих в Бразилии с 2013 года по программе «Больше врачей».
В этих условиях кубинское правительство объявило о прекращении работы своих медицинских специалистов в Бразилии. Кубинские врачи в Бразилии – это 20 тысяч специалистов в 3600 муниципалитетах по всей стране и десятки миллионов пациентов. Кубинцы работали там, где сосредоточена самая жуткая бразильская нищета: в фавелах Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу и Сальвадора, в индейских поселениях Амазонии… Так, целыми поселениями, их и провожали: пациенты шли за сво­ими врачами, с благодарностью и надеждой, что когда-нибудь они вернутся обратно. 

***

С проникновенным письмом к кубинцам обратился Лула: «Здоровье – не благо и не частная собственность. Здоровье – это жизнь, это первое условие для того, чтобы иметь возможность сделать какую-либо вещь в этом мире. К здравоохранению нельзя относиться как к какому-то коммерческому предприятию… Многие критиковали правительство президента Дилмы Русеф за то, что их (кубинских врачей) пригласили. Как было бы хорошо, если бы мы могли без них обойтись! Если бы у Бразилии было достаточно врачей, которые могли бы занять все рабочие места на бедной периферии Бразилии! Как было бы хорошо, если бы у нас, как у Кубы, было достаточно врачей, даже чтобы отправлять их в другие страны! Как прекрасно видеть, что латиноамериканский остров направляет врачей по всему миру. Это гораздо лучше, чем то, что делают богатые страны, которые отправляют солдат и скидывают бомбы на бедных. Куба со своей стороны экспортирует жизнь, заботу, здоровье». 
В настоящее время кубинские медики работают в 67 странах. Более чем за полвека было осуществлено 600 тысяч интернационалистических миссий в 164 странах, в них приняли участие более 400 тысяч кубинских медицинских работников. К этому следует добавить, что Куба обеспечила бесплатное медицинское обучение более чем 35 тысячам студентов из 138 стран. Все это и есть Кубинская революция. Помощь другим народам и интернационализм всегда были ее характерными чертами. Потому что «родина – это человечество».
Говоря о крайне тревожных тенденциях усиления правых на латиноамериканском континенте, журналистка «Гранмы» Ана Лаура Паломино Гарсия вспоминает строки аргентинского музыканта Фито Паэса: «Не все потеряно – я хочу предложить свое сердце». Удары этого сердца, пишет она, слышны в стремлении к укреплению региональной интеграции в рамках блока ALBA, в долгожданной победе на президентских выборах в Мексике Лопеса Обрадора, на которого как сама Мексика, так и Латинская Америка возлагают большие надежды. 
Пока не разрешены вопиющие общественные противоречия, не искоренена бедность, нестареющее сердце Кубинской революции будет биться в такт борьбе за континент.

Другие материалы номера