Сам Абызов, по заявлениям его адвокатов, полагает, что чист перед законом. Исходя из современных российских реалий это вполне логично. Все то, что вменяют ему в вину, и есть главный способ ведения «государственной и коммерческой деятельности» – не просто приемлемый, но и поощряемый. Впрочем, периодически некоторых вот так – с наручниками – выдергивают из золотой обоймы суперуспешных. И двух месяцев не прошло, как прямо во время заседания верхней палаты парламента был арестован член Совета Федерации Рауф Арашуков, а вслед за ним и его отец – Рауль. Арашукова-младшего обвиняют в заказе убийств, Арашукова-старшего – в создании ОПГ, которая похитила у «Газпрома» 30 млрд рублей.
И вот теперь – экс-министр Абызов. По данным следствия, с апреля 2011 года по ноябрь 2014 года он, являясь бенефициарным владельцем ряда офшорных коммерческих организаций, создал и возглавил организованное преступное сообщество, которое в результате преступных действий похитило четыре миллиарда рублей.
Помимо экс-министра, как утверждают правоохранители, в преступную группировку входили Николай Степанов (бывший гендиректор группы RU-COM, управляющей активами Абызова), Максим Русаков ( бывший начальник управления развития конкурентного ценообразования «Совета рынка»), Галина Фрайденберг (бывший заместитель директора по экономике и финансам Новосибирской ГЭС, председатель ликвидационной комиссии АО «Сибэнергострой»), Александр Пелипасов (экс-гендиректор «СИБЭКО») и Сергей Ильичев (гендиректор РЭС, подконтрольной RU-COM).
Официальные органы не привели конкретного механизма увода денег. В заявлении Следственного комитета РФ лишь говорится, что деньги, полученные путем обмана акционеров ОАО «Сибирская энергетическая компания» и ОАО «Региональные электрические сети», в полном объеме выведены за рубеж. «Коммерсантъ» со ссылкой на адвокатов задержанных и другие источники сообщает некоторые подробности. Так, по информации издания, Абызов и его подельники приобрели четыре энергетические компании – АСС, ПРиС, ПЭСК, РЭМиС, зарегистрированные в Новосибирской области. Затем, завысив стоимость активов, продали их ФГУП «Алмазювелирэкспорт» за 4 млрд рублей. Полученные за сделку деньги были выведены на зарубежные счета Абызова. По мнению следствия, стоимость акций четырех компаний составляла около 186 млн рублей, то есть более чем в 20 раз меньше цены, по которой они были проданы. В свою очередь подозреваемые в мошенничестве в особо крупном размере заявляют, что сделка была рыночной – и все совершалось по обычным правилам.
И вот, действуя по таким «обычным правилам», «Абызов и названные лица поставили под угрозу устойчивое экономическое развитие и энергетическую безопасность ряда регионов страны».
Обвинения, надо сказать, из ряда вон выходящие. Речь идет не просто о миллиардах, а об одном из важнейших аспектов стратегической безопасности государства – энергетической. И под угрозу ее поставил не кто-нибудь, а действующий на тот момент министр федерального правительства. Правительства, возглавляемого тогдашним и нынешним премьером Дмитрием Медведевым. Но сообщают об этой вопиющей ситуации не руководители страны, даже не руководители правоохранительных структур, а Светлана Петренко – по сути, пресс-секретарь СКР.
И никакой реакции, никаких комментариев ни от Путина, ни от Медведева, будто бы они не имеют ни малейшего отношения к происходящему. По существу, пресс-секретарь премьера Олег Осипов так и выразился. Мол, главе правительства о задержании Абызова сообщили, а претензии к бывшему чиновнику связаны не с деятельностью в кабмине, а с бизнесом, которым он занимался. Получается, ничего страшного, что, будучи членом правительства, «поставил под угрозу энергетическую безопасность». Главное, министром был хорошим! Напомним, в кабинете министров Абызов занимал странную должность по взаимодействию с так называемым «Открытым правительством». Создать такую структуру было идеей Дмитрия Медведева еще в пору его президентства.
«Открытое правительство – это не орган власти или бюрократическая структура. Это система принципов организации государственного управления, основанная на вовлечении граждан, общественных организаций и бизнес-объединений в принятие и реализацию властных решений. Целью этого вовлечения является повышение качества принимаемых решений и достижение баланса интересов», – говорится на сайте Экспертного совета при правительстве РФ. Как можно взаимодействовать с «системой принципов», совершенно неясно. Однако Медведев поначалу очень опекал и рекламировал свое детище, проводились некие встречи, о которых широко рассказывали федеральные телеканалы, запускались интернет-проекты и т.д и т.п.
При этом Михаил Абызов был протеже Медведева. Он являлся координатором Общественного комитета сторонников президента РФ Д.А. Медведева. А 22 января 2012 года, когда президентский срок Медведева подходил к концу, он назначил Абызова своим советником. Уже с этой должности тот шагнул в кресло министра. Это назначение он получил из рук вернувшегося в Кремль Владимира Путина. И благополучно, не обремененный даже портфелем, просидел на ней шесть лет. В 2015 году он был признан самым богатым членом правительства – с официально задекларированным доходом в 455 млн рублей годового дохода. В 2017 году Абызов занял только пятое место в рейтинге богатых членов правительства, заработав 181 млн рублей. Зато у него появилась вилла в Италии.
В прошлом году после президентских выборов должность упразднили. И Абызов со своей новой женой отбыл как раз на итальянскую виллу. Тем более у него уже появились опасения по поводу своей дальнейшей судьбы в России. Правда, по другому делу – не по тому, что ему инкриминируют сейчас. Летом 2018-го были задержаны бывший старший советник Анатолия Чубайса в «Роснано» и друг Абызова Михаил Чучкевич, экс-директор департамента инвестиций и член правления Российской венчурной компании (РВК) Ян Рязанцев. По версии следователей, у РВК похищено 1,3 млрд рублей через американскую компанию Alion Energy, в совет директоров которой входил Абызов до того, как стать членом правительства.
Уехать Абызову не составило никакого труда. За рубежом и собственность, и дети от первого брака, имеющие американское гражданство. Еще в 2015 году в ходе одного из общественных антикоррупционных расследований утверждалось, что американское гражданство есть и у самого Абызова, даже приводился скан якобы его паспорта. По закону министру (как и депутату) запрещено иметь гражданство другого государства. Но кто же стал бы официально проверять премьерского протеже?! Точно так же в 2016-м Совет Федерации заявил, что никакого постоянного вида на жительство в Арабских Эмиратах нет у Арашукова. И только после его ареста признали этот факт.
Президенту России Владимиру Путину было заранее известно об уголовном деле, возбужденном против Абызова, сообщил официальный представитель Кремля Дмитрий Песков. И это единственный комментарий, последовавший из Кремля. А хотелось бы знать – насколько заранее? И было ли известно Владимиру Путину, кого именно назначает он на министерскую должность?
А биография долларового миллиардера Михаила Абызова (по данным Forbes, он входит в сотню богатейших россиян, его состояние оценивается в $1,3 млрд) и его, мягко сказать, неоднозначная репутация была довольно хорошо известна. Да и сам он из этого тайны не делал. Как сказал в одном из интервью изданию «Ведомости» в 2009-м: мол, далеко не ангел.
Михаил Абызов, родившийся в 1972 году в Минске, в простой рабочей семье, мог бы, наверное, стать ученым-математиком, физиком, энергетиком. В 16 лет он уже имел два патента в области электрофизики, как победитель республиканской олимпиады по математике был приглашен в Колмогоровскую школу-интернат при МГУ. Окончив ее, поступил на мехмат. Но времена наступали иные. В постсоветские 1990-е в России занятие серьезной наукой для молодого человека могло быть только подвигом воздержания в нищете. Так что многие мозговитые ребята, не лишенные предприимчивости, избрали в итоге совершенно другую стезю. Характерно, что вместе с Абызовом в Колмогоровской школе учились ныне восьмой из богатейших россиян олигарх Андрей Мельниченко и мультимиллионер и бывший глава Волгограда Евгений Ищенко.
Все они, включая Абызова, бросили не только науку, но и обучение в МГУ, а свои интеллектуальные способности использовали отнюдь не для всеобщего блага: занялись бизнесом, сколотив состояния на распиле и грабительской приватизации советской общенародной собственности. Михаил Абызов, например, высшее образование получил лишь в 2000-м, будучи уже очень богатым человеком. «К 1995 году у него уже были все атрибуты «нового русского» – 600-й «мерседес», мобильный телефон, золотая кредитка и охранники», – писал об Абызове Forbes.
Созданное юным Абызовым АОЗТ «ММБ ГРУПП», а потом и другие структуры, занималось посредничеством в урегулировании вопросов по задолженностям за поставку сырья. Таким эвфемизмом называется по сути рэкет, когда в эпоху сплошных неплатежей за бесценок (или вообще даром) брались под контроль важнейшие предприятия. Вотчиной Абызова стала Новосибирская область (так как на первых порах, в 1990-е, ему покровительствовал депутат и замминистра экономики новосибирец Иван Стариков).
Схема была такая, например, компания ОРТЭК якобы поставляла в область топливо и сельхозтехнику для посевной под гарантии оплаты от региональной администрации. Администрация якобы не платила. В счет образовавшегося долга ОРТЭК забирала акции предприятий. Так Абызов получил, например, в собственность ОАО «Новосибирскэнерго». Якобы – потому что при проверках выяснилось, что долг администрации ничем не подтвержден. Так что договоренности могли легализовать «экономически ущербные и юридически несостоятельные хозяйственные решения». Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело, которое очень быстро сдулось и окончилось ничем.
Уже при президенте Путине, в 2003-м, руководство компании «Новосибирскэнерго» обвинили в занижении объема переданной по сетям ГУП «Новосибирскоблэнерго» электроэнергии, из-за чего госпредприятию, по версии следствия, был нанесен ущерб в размере 72 млн рублей. В «Новосибирскэнерго» прошли обыски. Но всокре и это уголовное дело было закрыто «за отсутствием состава преступления».
И неудивительно! Ведь еще в 1998 году Абызова заметил Анатолий Чубайс. Он стал членом правления и начальником департамента инвестиционной политики и бизнес-проектов РАО «ЕЭС России». А уже через год – заместителем председателя правления РАО «ЕЭС России». Вместе с главным «прихватизатором» Чубайсом Абызов и занимался уничтожением единой энергетической системы нашей страны. С катастрофическими последствиями для страны – и огромными прибылями для себя.
В итоге в активах Абызова, кроме «Новосибирскэнерго», появился энергосбытовой холдинг «СибирьЭнерго», британский PowerFuel, несколько угольных разрезов, агрохолдинг «Копитания», имеющий 86,3 тыс. га земли.
До января 2012 года был председателем совета директоров бизнес-группы RU-COM, а также входящей в ее состав крупнейшей инжинириногвой группы Е 4. С приходом в правительство он формально сложил руководящие полномочия. Однако неоднократно звучали обвинения, что это не так. «Михаил Абызов активно продвигает инициативы по борьбе с коррупцией, хотя при этом в объяснении нуждаются его собственные доходы. В этой связи мы настоятельно просим проверить деятельность министра Абызова и установить факты нарушения закона с его стороны», – заявлял, в частности, исполнительный директор Межрегионального общественного движения против коррупции Алексей Иванов. В октябре 2014 года работники Группы Е4 потребовали у самого богатого министра, имеющего дома и квартиры в Великобритании и Италии, вернуть долги по зарплате, которая уже превышает 100 млн рублей.
Действительно, при его капитале 100 млн рублей не деньги. Но никаких долгов он, естественно, не отдал. В правительстве подобные обвинения игнорировали. Как выразился по схожему поводу (разворовыванию миллиардов рублей на разработку ГЛОНАСС) на тот момент глава президентской администрации Сергей Иванов, всем все было известно, но до поры до времени власти «выжидали»: «Где-то в 2009/2010 году у меня на уровне ощущений начали возникать подозрения, что что-то не так… Я не подавал виду, потому что я понимал, что если я начну подавать вид, то это приведет просто к настороженности и попытке замести следы».
Видимо, и в случае с Абызовым шесть его министерских лет «не подавали вида», «выжидали», чтобы как минимум 4 млрд государственных рублей навсегда канули в офшорах. А ведь Абызов практически ушел от ответственности. Сейчас – неофициально – рассказывают «героическую историю» о тайной операции ФСБ. Якобы очень острожного Абызова заманили в Россию, устроив ему ловушку с помощью «одного из влиятельных людей, которому тот очень доверял».
Михаил Абызов прибыл в Россию на день рождения бывшего коллеги, сообщает Интерфакс со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией. «Бывший коллега» – это экс вице-премьер, а ныне сопредседатель «Сколково» Аркадий Дворкович, которому как раз 26 марта исполнилось 47 лет. Гарантии, что все будет в порядке, дал не кто-нибудь, а прежний начальник по РАО ЕЭС, сегодня председатель правления «Роснано» Анатолий Чубайс.
Тelegram-канал «Незыгарь» со ссылкой на источники в Кремле сообщает более сложную версию. Мол, дело не в праздниках. Абызов-де прибыл в Москву, чтобы разрешить неприятные вопросы с правоохранительными органами. Оперативники-де зафиксировали его телефонные разговоры с Чубайсом и Дворковичем. Якобы Чубайс сообщил, что «переговорил с первым лицом и есть подвижки в решении его проблемы». А Дворкович, по информации канала «Незыгарь», подтвердил, что «Дмитрий гарантирует решение проблемы, бери самолет и прилетай».
Вот Абызов и прилетел – на свою голову. Ну а у провластных пропагандистов еще один повод заявить о «настоящей борьбе с коррупцией», о том, что «неприкосновенных у нас нет». Однако все остается по-прежнему. Никто не несет ответственности за кадровую политику, в результате которой лица, подобные Абызову, становятся высшими госчиновниками. Да и сама политика неизменна. Руководители прокуратуры рапортуют Путину об эффективной борьбе с коррупцией, тот благосклонно выслушивает. А миллиарды продолжают утекать за рубеж, государственная безопасность по-прежнему под угрозой, пока власть годами «наблюдает», иногда устраивая показательные спектакли с участием выпавших из обоймы бывших, место которых уже занято еще более наглыми, пробивными и алчными.