«ПЕРВЫЙ ЛЕЙТЕНАНТ»

29 МАРТА 2019 года исполняется 120 лет со дня рождения Лаврентия Павловича Берии (1899–1953) – Героя Социалистического Труда, Маршала Советского Союза. На всех высоких государственных постах Л.П. Берия имел огромные заслуги перед Россией, и, не утруждая себя собственными доказательствами сказанного, приведу данные со страницы 407 сборника документов Международного фонда «Демократия» (Фонд А.Н. Яковлева) «Лаврентий Берия. 1953». Ни в этом фонде, ни в выступивших соиздателями сборника Гуверовском институте войны, революции и мира и Стэнфордском университете коммуниста Берию на щит никто поднимать не собирался. Но вот какие справочные данные сообщаются о Л.П. Берии за период только с 1941 по 1945 год, когда Лаврентий Павлович входил в состав Государственного Комитета Обороны – высшего чрезвычайного органа, который во время войны руководил страной. 
ГКО был образован 30 июня 1941 года в составе: И.В. Сталин (председатель), В.М. Молотов (заместитель председателя), Л.П. Берия, К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков. С февраля 1942 года в ГКО вошли также Л.М. Каганович, А.И. Микоян. Постановлением ГКО от 4 февраля 1942 года о распределении обязанностей между его членами Берии был поручен «контроль за выполнением решений по производству самолетов и моторов, вопросы формирования ВВС, кроме того …на Берию был возложен контроль за выполнением решений о производстве вооружения, минометов, боеприпасов, танков, а также наблюдение за работой трех наркоматов: нефтяной, угольной промышленностей и путей сообщения».
По решению ГКО от 13 марта 1942 года «ввиду трудного положения на железных дорогах и необходимости выхода из такого положения» была создана оперативная группа под руководством Кагановича, Берии и Маленкова, «на которую возлагалась вся ответственность за все перевозки по железным дорогам». С 21 августа 1943 года Л.П. Берия входил в высшую руководящую группу комитета при Совете народных комиссаров СССР по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации.
В июле 1941 года и позже Л.П. Берия много сил вложил в создание Резервного фронта, «в состав которого входило значительное количество войсковых соединений НКВД СССР». В 1942 году Сталин посылал Берию представителем Ставки Верховного Главнокомандования на Кавказ. Фактически тогда Л.П. Берия возглавил оборону Кавказа и обеспечил ее успех. 
И ни одна из этих обязанностей не была формальной, парадной. В СССР при Сталине синекур не раздавали. В 1944 году Сталин назначил Берию заместителем председателя ГКО и председателем Оперативного бюро ГКО, «рассматривавшего все текущие вопросы». Плюс все это время Берия был народным комиссаром внутренних дел СССР. Во время Тегеранской 1943 года, Крымской (Ялтинской) и Потсдамской 1945 года конференций «на него возлагалось обеспечение охраны советской делегации, а на Крымской конференции – и других делегаций».
Зная все это, можно с уверенностью сказать, что во время войны более Берии в стране был загружен ответственностью лишь один человек – сам Сталин. Да и после войны тоже! Берии поручали самые сложные и новые задачи – Урановая проблема, разработка системы противовоздушной обороны «Беркут» (с расчетом на будущую уже Противоракетную оборону), развитие дальних баллистических ракет – предшественниц современных МБР. А кроме этого с него не снимались обязанности по курированию ряда ключевых мирных отраслей экономики. Именно ему было поручено курирование строительства высотных зданий в Москве. 
Такой «воз» мог тянуть лишь высокопрофессиональный разносторонний управленец с большим опытом и хорошей общей и специальной эрудицией и мгновенной деловой реакцией. И обязательно умеющий подобрать кадры и умело их потом использовать. 
Руководя Грузией с начала 1930-х годов до августа 1938 года, Лаврентий Павлович в считаные годы вместе с грузинским народом создал мощную социалистическую экономику, обеспечил расцвет культуры в Грузии. Он профессионально, ибо по образованию был архитектором, руководил впечатляющей реконструкцией Тбилиси, полностью изменившей облик старого Тифлиса. 
Во главе НКВД СССР он провел массовую реабилитацию (до 300 тысяч человек) необоснованно репрессированных в 1937–1938 годах, фактически пересоздал внешнюю разведку НКВД как мощную государственную спецслужбу. Он обеспечил настолько эффективную реформу пограничных войск НКВД, что пограничники Берии в первые дни войны сыграли стратегическую роль в срыве темпов наступления вермахта там, где проваливалась армия. Укладывая на стол Сталина сводки разведки погранвойск, Берия в реальном масштабе времени указывал на высокую вероятность удара Германии уже в 1941 году. Сам отличный стрелок, Берия создал в войсках НКВД такой сильный слой снайперов, что их нарасхват просили во фронтовые командировки армейцы. 
При этом все россказни о стирании неугодных «в лагерную пыль» и Катынском расстреле – не более чем россказни, документально не подтверждаемые, зато документально опровергаемые. 

В ХРУЩЕВСКОМ СССР имя Лаврентия Павловича Берии не просто вычеркнули, но постарались бритвой вырезать из советской истории – вырезать в буквальном смысле слова, из тома Большой советской энциклопедии. В брежневском СССР о Берии вспоминали редко и в той же тональности, что и в хрущевские годы. В угаре перестройки его вспомнили громко. Но вспомнили для того, чтобы аттестовать «монстром», «сексуальным маньяком» и т.д. А в целом – «палачом» – исчадием сталинского «ада» под названием «ГУЛАГ». 
Зачем «катастройщики» вспомнили о Берии вообще? Можно ведь было по-прежнему его замалчивать. Но почему-то вспомнили не полузабытых Булганина, Маленкова, Кагановича, Ежова, а вспомнили Берию.
Почему? 
Не потому ли, что был уже близок рост здорового общественного интереса к фигуре и деятельности Лаврентия Павловича? И надо было попытаться упредить честных исследователей, которые еще лишь подходили к теме Берии, лишь осмысляли ее не конъюнктурно, а исторически и человечески адекватно. 
Возродился интерес к Берии и на Западе, и «специалист» по советским спецслужбам Эми Найт в 1990-е годы издала биографию Берии под названием «Beria. Stalin`s First Lieutenant». В английском языке слово lieutenant означает не только воинское звание, но и «заместитель». Итак, западный биограф Лаврентия Павловича именно ему отвела роль первого заместителя Сталина. Причем в русском языке – как точная калька с «First Lieutenant» – и прямо существует понятие «первый лейтенант», означающее ближайшего, особо доверенного, облеченного всеми полномочиями соратника полководца или государственного лидера. 
Таким и был для Сталина Лаврентий Берия, ушедший из жизни в историю всего-то на пятьдесят пятом году жизни. Он проявил себя одной из наиболее деятельных, а при этом и одной из наиболее «многостаночных», фигур в истории Российского государства, и простой перечень только крупных постов, которые Лаврентий Павлович занимал, убедительно это доказывает: председатель грузинской ЧК, председатель ОГПУ Закавказья, первый секретарь Закавказского крайкома ВКП(б) и первый секретарь ЦК КП(б) Грузии, народный комиссар внутренних дел СССР и министр внутренних дел СССР, заместитель председателя Совета народных комиссаров СССР и первый заместитель председателя Совета Министров СССР, с начала войны – член Государственного Комитета Обороны и затем – заместитель председателя Государственного Комитета Обороны, председатель «атомного» Специального комитета при СМ СССР, член Политбюро ЦК ВКП(б) и член Президиума ЦК КПСС…
Политически ближе к Сталину был Молотов, но для мощи Советской России больше Берии сделал только Сталин. Косвенно это подтвердилось при попытке «с мясом» вырвать имя Берии из сознания советского общества. История изъятия имени и заслуг Берии из советской истории оказалась и впрямь занятной – почти комической, если бы не трагизм судьбы Лаврентия Павловича. Хрущевские аппаратчики решили вырезать Берию из истории бритвенным лезвием, и в 1953 году подписчики Большой советской энциклопедии получили по почте пакет с несколькими типографскими листами формата 82×108/16 и четвертушкой листа. Типографским способом на ней сообщалось следующее: «ПОДПИСЧИКУ БОЛЬШОЙ СОВЕТСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ. Государственное научное издательство «Большая Советская Энциклопедия» рекомендует изъять из 5 тома БСЭ 21, 22, 23 и 24 страницы, а также портрет, вклеенный между 22 и 23 страницами, взамен которых Вам высылаются страницы с новым текстом. Ножницами или бритвенным лезвием следует отрезать указанные страницы, сохранив близ корешка поля, к которым приклеить новые страницы».
Но давно сказано, что строгость российских законов умеряется неисправным их исполнением. Так вышло и здесь… Огромную статью о Берии на страницах с 21 по 24 хрущевцы вырезать распорядились, как и его портрет. Но те или иные упоминания о Берии имелись не в одном, и не в двух, а во многих томах 2-го издания БСЭ. Например, мастера вырезаний забыли заглянуть в первый том БСЭ, подписанный в печать 15 декабря 1949 года, в статью «Азербайджанская Советская Социалистическая Республика». Поэтому и после 1953 года любой мог прочесть на странице 449-й 1-го тома   2-го издания БСЭ, что «непосредственными проводниками указаний Ленина и Сталина об освободительном движении в Закавказье были верные их ученики – Г.К. Орджоникидзе, С.М. Киров, А.И. Микоян, Л.П. Берия…»
Конечно, роль Берии в революции и Гражданской войне и близко не была той, что даже у Микояна, не говоря об Орджоникидзе и Кирове, так что имя Берии было здесь «подверстано» авторами БСЭ-2, что называется, задним числом, хотя… Хотя в итоге роль Берии в развитии Советского Закавказья, освободившегося от дореволюционных пут иностранного капитала, оказалась сопоставимой с ролью первых трех упомянутых в БСЭ-2 крупных большевиков. 
И даже – более значительной. 

[img=-9531]
Имя Берии упоминалось в статье об АзССР также на страницах 450-й, 452-й, 454-й, 455-й… Партийные бюрократы-хрущевцы не были бы бюрократами, если бы подходили к своим обязанностям иначе, чем подошли. Отправив подписчикам рекомендацию поработать бритвой или ножницами, они упустили из виду, что такую фигуру, как Лаврентий Павлович, одним махом из истории не вырежешь. Так, взяв в руки том 12-й второго издания БСЭ, подписанный к печати 28 мая 1952 года, в статье «Государственный Комитет Обороны» фамилию Берии мы тоже найдем. И это – далеко не всё! По не вырезанным данным БСЭ-2, ускользнувшим от цензуры хрущевцев, к 1953 году:
а) в Армении существовали Бериевский район, канал имени Берии, парк культуры и отдыха им. Л.П. Берия в Ленинакане (том 3 БСЭ-2):
б) в Грузии имя Берии носили абхазский совхоз «Афали-Афони», Сухумский педагогический институт, Ткварчельская ГРЭС (том 1 БСЭ-2), машиностроительный завод в Батуми, обувная фабрика в Тбилиси, колхоз в Сухумском районе, Грузинский сельскохозяйственный институт, Тбилисский дворец пионеров и школьников, и стадион «Динамо» – тоже в Тбилиси (том 13 БСЭ-2). Причем фото стадиона в Тбилиси с подписью: «Стадион имени Л.П. Берия», так и осталось между страницами 68 и 69 13-го тома БСЭ-2 невырезанным. 
В Азербайджане тоже о Берии не забывали – для республики и ее нефтяной промышленности первый секретарь Закавказского крайкома сделал немало. Имя Берии было присвоено вагоноремонтному заводу в Баку и крупному нефтяному промыслу. Имелись в Закавказье Ленинаканский пограничный отряд имени Берии и его же имени театр в Поти, Хашурское электровозное депо, Агаринский сахарный завод. Непросто, непросто оказалось вымарать имя Берии отовсюду. 
Точнее – невозможно!
Роль Берии в реализации советского Атомного проекта была настолько велика, что сегодня его заслуги в создании русского ядерного щита признаны историками атомной отрасли практически официально, хотя сам куратор Атомной проблемы официально не реабилитирован. Менее известны, но не менее значительны чем «атомные» заслуги Берии, и его «ракетные» заслуги перед Отечеством. 

СЕГОДНЯ о Берии много написано и много сказано, но интерес к нему все возрастает, и это объяснимо. О человеке долго и подло лгали. И вдруг выясняется, что он – не «кровавый палач», а совсем наоборот: умница с нормальными, живыми человеческими реакциями. Сразу становится интересно – в чем дело? Уж сколько раз твердили миру, что Берия чуть ли не «пачками» расстреливал великих физиков и, во всяком случае, грозил расстрелом гениальным ученым через одного. Но даже не очень-то добро относящийся к Берии Феликс Щелкин, сын выдающегося физика, трижды Героя Социалистического Труда Кирилла Ивановича Щелкина, пишет в своей книге «Апостолы атомного века», что его отец рассказывал: за восемь лет, пока Берия отвечал за Атомный проект, в отрасли не был арестован ни один сотрудник.
Ни один! 
Почему же человека так оболгали, кому он мешает и за гробом? Тем более что у Берии не было гроба и нет могилы, как до сих пор нет и точной даты его смерти. А ведь где-то она зафиксирована – в наиболее тайных, все еще не раскрытых архивах, сам факт существования которых – официально далеко не факт. 
Берия был убит вскоре после убийства Сталина. Однако объединяет Берию со Сталиным не один и тот же год смерти – их объединяет общая огромная тридцатилетняя работа по созданию могучей народовластной России. В 1922 году, когда 43-летний Сталин был впервые избран Генеральным секретарем ЦК РКП(б), 23-летний Берия осваивал лишь первые командные высоты, но уже тогда он был в строю тех, кто шел за Сталиным и только за Сталиным. 
Тридцать «сталинских» лет были эпохой народных побед – даже после временных поражений. В 1946 году – после разрушительной войны, люди кое-где ели крыс, и Сталин знал об этом. А уже через три года голод ушел в прошлое, и в 1949 году Россия ликвидировала атомную монополию Америки, грозившей Советскому Союзу испепеляющей атомной бомбардировкой. И во всех великих свершениях наших отцов, дедов и прадедов – и в том, что СССР в считаные годы после войны самостоятельно восстановил народное хозяйство, и в том, что СССР в считаные же годы обеспечил свою военную и экономическую безопасность, роль и заслуги Берии велики. 
Классическая сталинская команда была очень сильной. Молотов, Каганович, Маленков, Микоян, Жданов, Первухин, Сабуров, Вышинский сделали бы честь любому правительству любой великой державы. Но даже на их фоне Берия не только не терялся, а выдвинулся как самый талантливый и успешный сотрудник Сталина, как его первый лейтенант. Можно ли дать человеку более высокую историческую оценку?

ЛАВРЕНТИЙ Берия всегда шел от одной высоты к еще большей высоте, от победы к победе. Он не провалил ни одного дела, которое ему было поручено. Зато он не раз и не два вытаскивал из «прорыва» то, что проваливали другие. В считаные годы, а то и месяцы, он резко улучшал положение в целых отраслях промышленности – не кнутом, не пряником, а верным подбором кадров и верой в возможности и способности этих кадров – от наркомов до директоров заводов. И где бы Берия ни работал, он работал на благо и во славу всей России. 
Когда Берия очищал от контрреволюции и иностранной агентуры Закавказье, он не только обеспечивал спокойствие Грузии, Азербайджана, Армении. Без бакинских нефтепромыслов, безопасность которых хранил чекист Берия, были бы невозможны успехи всей страны в первых пятилетках.
А марганец Чиатуры? Первый секретарь ЦК КП(б) Грузии Берия много сделал для развития его добычи, и нужен был этот марганец общесоюзной металлургии, общесоюзной экономике.
Сотни миллионов цитрусовых и тысячи тонн грузинского чая производились в Грузии, развиваемой Берией, тоже для всего Союза. Абхазские мандарины знали и на Украине, и в Москве, и на Урале, и в Сибири…
И разве можно забывать о том, что Черноморское побережье Грузии усилиями Берии стало к концу 1930-х годов всесоюзной здравницей, а во время войны – одним огромным госпиталем? 
Все, что создавал Берия в Грузии – от новых заводов до новых санаториев, тесно и неразрывно привязывало Грузию к России, делало Грузию частью большой страны. В этом смысле фигура Берии и сегодня устремляет нас в будущее, которое может быть у всех народов, слагавших Советский Союз, устойчивым лишь при новом их объединении. 
Берия-победитель многообразен, однако заговор молчания вокруг его фигуры был так мощен и длился так долго, что даже сегодня наиболее известна лишь одна из крупных побед Берии, одержанных им для России, – решение всего за четыре года Урановой проблемы. И практически неизвестно, например, то, что Берия многое сделал и для ракетных наших программ. Но был и Берия – реформатор Грузии… Он же – реформатор НКВД, а позднее – один из творцов Победы, организатор послевоенного экономического и научно-технического развития СССР. Наконец, был Берия – «отец» московских высоток…
Всю свою жизнь Берия много работал. Он не летал на Канары, не ездил в круизы, не таскался по модным горнолыжным курортам. Не имел – хотя ему это раз за разом приписывают – гаремов из кинозвезд и топ-моделей. Но жизнь Лаврентий Берия прожил деятельную, захватывающую… 
По настоящему – мужскую. 
Сталин предвидел, что на его могилу нанесут мусор и грязь, однако ветер истории разметает все наносное, и останется неприкрытая правда о тех днях, когда за три десятилетия Россия под руководством Сталина прошла путь от сохи до водородной бомбы. Так и происходит. Но поднимающийся ветер истории развеивает мусор не только на сталинской могиле. Этот ветер сметает на свалку и ложь о соратниках Сталина, о вождях народных побед. Значит, ветром истории уносит и ложь о Лаврентии Берии. 

P.S. Автор обращается к тем своим согражданам, которые обладают правом законодательной инициативы, с предложением организовать объективное расследование предъявленных Л.П.?Берии обвинений в 1953 году и поставить вопрос об исторической реабилитации выдающегося сына России Лаврентия Павловича Берии, а также за достойное увековечение его памяти. 

Другие материалы номера