Инкриминировали «неуважение к власти»

Первый россиянин, которого привлекли к ответственности по новому закону о неуважении к власти за пост во ВКонтакте со словом «сказочный», подал жалобу в Европейский суд по правам человека. Об этом «Ведомостям» рассказал адвокат Юрия Картыжева Дамир Гайнутдинов («Агора»).

Заявитель считает, что российские власти ограничили его право на свободу выражать свое мнение. По его словам, тот комментарий не относился к личности президента РФ Владимира Путина, а содержал только оценку эффективности внутренней и внешней политики и ее результатов, в том числе целесообразности расходования средств федерального бюджета. Осужденный считает, что касался тем, представляющих общественный интерес.
В жалобе Картыжева говорится, что российские суды, по мнению защиты, не пытались установить баланс между правом человека на свободное выражение своего мнения по общественно значимым вопросам и необходимостью защиты репутации Путина и авторитета государственной власти.
Картыжев также указал на неопределенность формулировок в КоАП «явное неуважение» и «неприличная форма, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность», которые не имеют легального определения и однозначного толкования. Наконец, он оспорил размер штрафа, который вдвое превысил его среднемесячный доход.
23 апреля Чудовский районный суд Новгородской области оштрафовал Картыжева на 30 тысяч рублей. Месяц спустя областной суд оставил это решение в силе.
ЕСПЧ уже сформулировал позицию по законам об оскорблении величия, такие законы есть в других странах, например, во Франции, рассказал «Ведомостям» Гайнутдинов. Суд решил, что существование таких законов не нарушает Европейскую конвенцию о правах человека, но они должны допускать критику политического характера, даже оскорбительную и шокирующую, если в ней нет перехода на личности.
20 июня президент Путин высказал мнение о законе о неуважении к власти, отвечая на вопрос создателя самого популярного сообщества MDK во ВКонтакте. Он заявил, что люди имеют право критиковать власть, и этот закон не должен быть использован, чтобы их в этом ограничивать. По мнению президента, закон был принят для того, чтобы наказывать за оскорбление государственных символов, глумление над флагом или гербом и тому подобные действия.