В мире уважают сильных и умных

«Речь идет именно о приостановлении действия Договора, а не о выходе РФ из него», – подчеркнул замминистра иностранных дел РФ С.А. Рябков, представляя документ Госдуме. Российская сторона, по словам Рябкова, «предусматривает зеркальный шаг на американские действия». И, «если США проявят соответствующую готовность, мы могли бы вернуться к выполнению договора», пояснял замминистра использование осторожной формулировки – «приостановление действия Договора» – вместо категоричной – «о выходе из Договора». Дипломатичны и основные статьи документа:
– предписывается приостановить действие Договора;
– вопросы возобновления действия Договора принимает президент.
Однако дипломатия может быть излишней, уточняет Рябков, так как «мы уверены, что этого не произойдет, и 2 августа, по истечении шестимесячного срока, предписанного Договором, после американского уведомления о запуске процедуры выхода из него, Договор прекратит существование. Президент РФ заявил еще 2 февраля, что, руководствуясь ответственным подходом к обеспечению международного мира и безопасности, мы запускаем научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию систем средней дальности, чтобы, при необходимости, парировать потенциал США, который находится в продвинутой стадии…». «Порох мы держим сухим и будем в готовности, если США пойдут на дальнейшую дестабилизацию и обострение обстановки», – заверил замминистра депутатов.
Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), заключенный в 1987 году президентом США Рональдом Рейганом и лидером Советского Союза Михаилом Горбачевым, просуществовал 32 года. Согласно Договору стороны – США и СССР – обязаны были ликвидировать комплексы баллистических и крылатых ракет средней и меньшей дальности и спусковые установки, прекратить производство этих видов вооружения. Но договоренностям этим не суждено было упрочиться и стать базой для дальнейших шагов к укреплению миролюбивой политики между двумя сверхдержавами. РСМД подписывался в период правления бездарного «перестройщика» Горбачева, чья политика привела к ослаблению Советского Союза, а вскоре и к разрушению нашей единой страны. США праздновали победу, решив, что теперь им можно всё – подчинять себе страны, навязывать всем свою «демократию», пренебрегать прежними договоренностями.
Не стремились американские «партнеры» выполнять обязательства по Договору РСМД. С.А. Рябков рассказал, что Россия, будучи правопреемницей Советского Союза, с конца 90-х годов предпринимала огромные усилия в интересах полного, всеобъемлющего выполнения ДРСМД, тогда как Америка нарушала и продолжает нарушать положения этого документа. Во-первых, с 90-х годов США в целях испытания своей системы ПРО применяют ракеты-мишени, которые по своим тактико-техническим данным практически идентичны средствам средней дальности, запрещенным по Договору. Как действовала Россия в ответ на вероломство американцев? Предупреждала их о тяжелых последствиях для режима Договора, но услышана не была.
С 2000-х годов США в нарастающем объеме применяют в боевых операциях тяжелые ударные беспилотные летательные аппараты, которые и есть фактически крылатые ракеты, зафиксированные во второй статье Договора.
Кроме того, США нашпиговали своей ПРО Европу и вплотную подошли к границам России. Американцы разместили свои универсальные пусковые установки в Румынии, а потом и в Польше. Эти установки в составе комплексов Aegis Ashore, приспособленных для пусков не только ракет-перехватчиков, но и ударных средств класса «земля-земля», в том числе ракет класса «Томагавк» средней дальности, – все это является прямым нарушением Договора.
Россия имела возможность приостановить действие Договора или даже выйти из него ранее, но, как заметил Рябков, «руководствовалась ответственным подходом… и не пошла на этот шаг». США тем временем, обвинив Россию в «неких» нарушениях ДРСМД, обнулили, по сути дела, смысл существования Договора, а 2 февраля вообще вышли из него.
Президент РФ объявил о намерении «действовать зеркально». В итоге появился законопроект о приостановке действия ДРСМД. Но это уже не первый случай отмены договоренностей. Семнадцать лет назад Госдума проголосовала за выход РФ из Договора СНВ-2, причина – односторонний выход США из Договора по ПРО.

Галина ПЛАТОВА

Выступление Г.А. Зюганова в Госдуме

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов поддержал приостановку действия Договора между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Свое выступление по данному вопросу коммунист начал с небольшого экскурса в историю:

– На Потсдамской конференции 24 июля 1945 года Трумэн подошел к Сталину и сказал, что они испытали супероружие. А потом вспоминал: «На лице Сталина не дрогнул ни один мускул. Мне показалось, что он не понял, что с сегодняшнего дня начинается новая атомная дипломатия».
Но Сталин все прекрасно понял. Вернувшись в страну, он вызвал Курчатова, автора и научного руководителя нашего атомного проекта, и спросил, сколько это будет стоить. Тот ответил: я боюсь вам заявить, но похоже, что это будет стоить больше, чем нам стоила Вторая мировая война.
Мы в самых экстремальных условиях построили десять атомных городов. Этот проект и сегодня заслуживает обобщения, изучения, потому что нам грозят новые такие угрозы, с которыми мы еще не сталкивались.
У меня на Орловщине пахали на коровах, а в стране строили эти города и создавали уникальные условия. Были созданы четыре группы, которые решали моментально любой вопрос во главе с Маленковым, Вознесенским и Берией. Они решили все проблемы, финансирование было открыто на полную катушку, никаких ограничений, научные кадры и разведка работали в экстренном порядке блестяще. Самое удивительное, почти все крупные ученые-ядерщики поддерживали этот проект, понимая, что спустя время после заявления Трумэна Сталину, несмотря на то, что мы после нашей Победы через 3 месяца открыли фронт на Востоке, мы выполнили свои соглашения, мы расколотили Квантунскую армию за 18 дней. Тем не менее американцы сожгли 250 тысяч японцев, бросив 2 атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки.
Сталин, когда вручал награды за решение ядерного проекта, а мы испытали бомбу в августе 1949 года, сказал: если бы мы опоздали хотя бы на один год, первые сто атомных бомб упали бы на наши головы.
Сегодня нам не надо удивляться, что это происходит. Ведь та разрядка, о которой говорим, произошла лишь после того, как мы первыми вырвались в космос, после того, как Юрий Гагарин и Герман Титов, Алексей Леонов и Светлана Савицкая вышли в открытый космос, и стало ясно, что у нас появятся и новые материалы, и новые лекарства. После того, как мы достигли ракетно-ядерного паритета, уже было без разницы, сожгут вашу страну 5 раз или 10. Этот паритет заставил американцев сесть за стол переговоров и подписать все важнейшие соглашения.
Они долго их соблюдали. Но как только мы ослабли, а в этом мире – запомните! – уважают только сильных, умных и успешных, тем более американцы, – и посыпались все договоренности.
Когда мы их подписывали, страна производила 20 процентов мировой промышленной продукции, каждый третий пассажир в мире летал на Ил и Ту, каждое второе изобретение рождалось в наших лабораториях и кабинетах, у нас была суперклассная армия и патриотически подготовленное население.
Сегодня мы не производим и 2 процентов мировой продукции, сегодня капитал бежит из нашей страны сумасшедшими темпами, сегодня мы вкладываем в науку, образование, здравоохранение в 2–3 раза меньше, чем любая преуспевающая страна в мире.
Вот сейчас Силуанов принес деньги, почти 600 миллиардов дополнительных доходов, но дает распределить всего 125 миллиардов, остальные отправляют в кубышку тем, кто сегодня нам реально угрожает. Большего безумия трудно себе представить!
Мы, КПРФ, поддерживаем приостановку РСМД. Я очень уважаю Рябкова и Лаврова, это умные профессионалы. Но любая политика дипломатическая должна опираться на мощный финансово-экономический фундамент, блестящую науку и образование. А сегодня у нас – посмотрите, образование… Сдача ЕГЭ – как спецоперация, которая наподобие тюремной. Мои сдавали экзамены, говорят: ручку уронил – не подними ее, форточку не открой – задыхаются сидят, в туалет – сопровождают. В тюрьме не сопровождают! Я преподавал предметы и разрешал по высшей математике пользоваться любым справочником, он (учащийся) все равно через две недели забудет то, что вызубрил. Но если он научится обращаться с аппаратом, справочниками, учебниками, знает хорошо историю этого вопроса, можно спокойно двигаться дальше.
А знаете, что с наукой? Вот отбиваем университет Алфёрова, которым все гордились. Хотят приватизировать его вместе с землей. А наши народные предприятия? Они стали лучшими в стране. Но вчера суд принял решение отобрать у лучшего совхоза 43 процента акций и передать очередным бандитам. Еще нагнут 2–3 человека, чтобы раздербанить хозяйство. Официально вам заявляю: мы не дадим этого сделать! Мы 13 июля выйдем на общероссийскую акцию протеста!
Это непозволительно ни с какой точки зрения. Мы к вам обращались. А вы сидите молчите на фоне того, что реально происходит. Или того же Бессонова гоняют по миру, а он державу защищал.
Мы считаем, что инициатива президента провести ленинградскую, питерскую встречу по устойчивому развитию – большой шаг вперед. Я разговаривал с Си Цзиньпином, это один из умнейших руководителей. Китайцы гордятся, что у нас общие проекты. На днях мы вместе с ними отработаем меморандум на будущее. Мы готовы активно участвовать в реализации бюджета развития. Но он должен быть минимум 25 триллионов рублей. Нам нельзя ни на копейку сокращать военный бюджет. У нас есть научные разработки, которые реализованы, но они затормозились, потому что не хотят платить.
Савицкая, Тарнаев добивались, чтобы Миг-31 снова стал на стапеля. Десять лет мы ходили упрашивали, уговаривали, проводили… С Комоедовым провели в Нижнем большие слушания… После этого поставили 31-й Миг… На каком бы носителе сейчас вы носили супероружие, которым гордится Путин? Единственный Миг-31. А дальнейшие разработки 41-го не хотят финансировать.
У нас пять полков Миг-31 прикрывали весь Север, от Мурманска до Дудинки. Но они все вышли из строя. Поэтому мы должны решать эту проблему, и она вполне решаема.
То же было с «Тополем-М». Еле собрали с Маслюковым кооперацию, 650 предприятий. Это единственная система, которая нас сегодня бережет…
Так что я активно поддержу политику, которую в этом плане проводит президент. Но без сменного финансово-экономического курса, без бюджета развития мы будем слабыми, и нас будут по-прежнему душить.

Другие статьи автора

Другие материалы номера