Власти Гонконга заверяют население, что речь идет об экстрадиции уголовных элементов, не соблюдающих китайские законы. Однако противники нового закона уверены, что он направлен на преследование неугодных китайскому правительству деятелей и что вместе с преступниками могут выдать бизнесменов и политических противников. Протесты продолжаются по сегодняшний день.
Важно обратить внимание на то, что проект закона, вызвавшего протесты митингующих, отложили. Но они выдвигают новые требования – наказать полицейских и амнистировать всех задержанных организаторов погрома.
Демонстранты заблокировали дороги, метро и аэропорт, сотни рейсов отменили и на неоднократные предупреждения полиции не реагируют. И полицейские, для того чтобы разогнать собравшихся на баррикадах, применяют слезоточивый газ и резиновые пули. Но протестанты при этом продолжают затруднять движение транспорта.
Шансы у демонстрантов достаточно высокие, если Пекин не вмешается в схватку. Сейчас ситуация находится на грани сползания в неопределенность, когда будущее одной из самых богатых и стабильных территорий в мире может быть каким угодно.
Запад уже предупреждает Китай, чтобы он не использовал войска.
Немного истории. Гонконг – это специальный административный район (САР) Китайской Народной Республики, один из ведущих финансовых центров Азии и мира, ранее бывший колонией Великобритании.
В 1997 году Китайская Народная Республика обрела суверенитет над территорией. Согласно совместной китайско-британской декларации и Основному закону Гонконга территории была предоставлена широкая автономия до 2047 года.
КНР берет на себя вопросы обороны и внешней политики территории, в то время как Гонконг оставляет за собой контроль над законодательством, полицией, денежной системой, пошлинами и иммиграционной политикой, а также сохраняет представительство в международных организациях.
Однако по мере своего собственного военного и экономического развития Китай начал постепенно подминать под себя власти Гонконга, печатая один ограничивающий закон за другим. В знак протеста в Гонконге в 2014 году состоялась так называемая «революция зонтиков» – мирные демонстрации граждан, протестующих против намерений властей в Пекине контролировать выборный процесс в местные органы власти. В ходе этих протестов полиция Гонконга арестовала около 1 тыс. человек, некоторые из которых были приговорены к символическим тюремным срокам в несколько месяцев. Но теперь, согласно новой китайской инициативе, по новому закону за подобные нарушения граждане Гонконга будут отбывать наказание в Китае, где они получат более жесткое наказание.
И теперь, комментируя всю эту ситуацию, западные аналитики приходят к выводу, что Китай свернет всю эту гонконгскую демократию. Демонстрации жестко разгонят, революционеров пересажают и уже к 2027-му про какой-то переходный период до 2047 года все забудут. Запад же не вмешается, поскольку у Китая теперь мощная военная машина, с которой не хотят связываться даже США, вспоминая так и не реализованные угрозы против Северной Кореи.
В то же время многие наблюдатели видят за протестами и геополитический подтекст, связанный с нарастающим противостоянием США и Китая.
Сегодня у Китая множество проблем, связанных с торговой войной с США и со своей, теряющей темпы развития, экономикой. Поэтому, скорее всего, вопрос о высылках «революционеров» в КНР отложится на неопределенное время. Время, подобное событиям на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, также известным как «события 4 июня», пока не наступило.
Любая дестабилизация Гонконга, считают эксперты, может привести к экономическому ослаблению Китая и в свою очередь к усилению американского влияния.
У Гонконга – автономный статус в составе Китая по принципу «одна страна – две системы», что гарантирует ему юридическую независимость, собственное законодательство и отдельную от материкового Китая экономическую и судебную (на основе Британского права) системы.
Именно по этой причине мировые корпорации держат там свои дальневосточные офисы. Огромное количество инвестиций заходит в материковый Китай через Гонконг, так как считается, что здесь иностранные деньги будут в большей сохранности, чем в КНР.
Противостояние Китая и его автономного региона выгодно в первую очередь американцам.
Пекин для Вашингтона – стратегический соперник, который к тому же быстро развивается, что вызывает недовольство американцев. США опасаются потерять свое экономическое и политическое первенство и делают все возможное для того, чтобы затормозить развитие Китая.
Глядя на ситуацию в Гонконге, можно предположить, что нестабильность может внезапно нагрянуть в любой стране, на которую положили глаз американцы, особенно там, где руководство является слабым, зависимым или склонным к непубличным договоренностям.
Для России же крайне важно развитие всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия с Китаем. Поддержка друг друга в вопросах суверенитета, территориальной целостности и безопасности является сдерживающим фактором по отношению к США, чья политика в различных точках земного шара вносит дестабилизацию, хаос и приводит к большим человеческим жертвам.
В этой связи стоит обратить особое внимание на то, что некоторые зарубежные силы в последнее время укрепили взаимодействие с гонконгской оппозицией. В марте и мае два оппозиционера посетили США. Председатель и заместитель председателя американо-китайской комиссии конгресса по обзору вопросов экономики и безопасности принимали у себя гонконгского оппозиционера, прилетавшего в марте. Спикер палаты представителей конгресса Нэнси Пелоси встречалась с представителями оппозиции Гонконга, а в мае на встрече присутствовал даже госсекретарь Майк Помпео. Оппозиционеры также посетили Канаду, Германию и другие западные страны.
Но пока большая часть жителей специального административного района не собирается выходить на улицы с политическими требованиями, понимая и поддерживая действия, предпринимаемые администрацией региона в рамках идеи «одна страна – две системы». В это же время Запад, активно обсуждая ситуацию в Гонконге, поддерживает местную оппозицию, что стало важным условием для ее решительных действий.
В последнее время Вашингтон особенно активно вмешивается в ситуацию в Гонконге и грозится «подумать, стоит ли продолжать предоставлять Гонконгу особый режим торговли и экономики». Это все, безусловно, связано с китайско-американской торговой войной, в которой США используют Гонконг как козырь против КНР, пытаясь контролировать страну, угрожая стабильности и процветанию Гонконга. Оппозиционеры поняли истинный смысл происходящего, поэтому и вступили в сговор с США. Но дела Гонконга – это внутренние дела Китая. И у оппозиции, опирающейся на помощь из-за рубежа, вряд ли получится завоевать признание народа, так как их действия идут вразрез с идеей «одна страна – две системы».
Но то, что происходит там, не может не привлекать настороженного внимания и с нашей стороны. Ведь параллельно с протестами в китайском Гонконге проходят и протесты российской оппозиции.
Так, 10 августа в Москве прошел очередной – третий по счету – митинг оппозиции «против ментовского беспредела». Власти согласовали его проведение на площади Сахарова. Это место предлагалось им и раньше, но оппозиционеры выходили на акции там, где считали нужным. В ответ полиция сотнями «паковала» нарушителей. Напомним, что на предыдущих акциях дебоширы кидали в полицейских куски асфальта, бутылки и всячески нарушали закон.
Сам протест начался с отказа ЦИК регистрировать на выборах в Мосгордуму либеральных кандидатов – собранные ими подписи сочли неаутентичными.
Протестующие утверждают, что власть боится победы оппозиции и поэтому не пускает ее на выборы. Их оппоненты выдвигают версию, что подписи подделали намеренно – дабы получить отказ в регистрации и создать повод для раскрутки маховика протестов. Незарегистрированные кандидаты в депутаты МГД не оставляют попыток устраивать несогласованные митинги.
Наверное, и Элла Александровна Памфилова, председатель ЦИК России, последние 30 лет занимавшая очень важные государственные должности и превратившаяся из бедной и наивной «тургеневской барышни» в почтенную и очень небедную матрону, наверное, не совсем пристально наблюдает за соблюдением законности в региональных избирательных комиссиях, что и приводит к протестным акциям.
Это наглядно проявилось, в частности, в 2018 году на скандальных выборах губернатора Приморского края. Там при подсчете 97% голосов уверенно побеждал представитель Коммунистической партии Андрей Ищенко, который в самый последний момент вдруг проиграл представителю партии «Единая Россия».
После многочисленных протестов выборы были признаны недействительными. КПРФ официально не признала отмену результатов выборов, а Ищенко заявил, что победу у него украли.
И, похоже, что и в Москве в ходе избирательной кампании невнятная, мягко выражаясь, позиция Памфиловой послужила толчком к началу протестных акций оппозиции.
Российский общественный и политический деятель, писатель, блогер и публицист Николай Стариков считает, что те, кто пытается еженедельно проводить несогласованные мероприятия, преследуют несколько целей.
Первая заключается в мобилизации электората «независимых» кандидатов.
Вторая – постоянная тренировка тех, кто должен участвовать в несанкционированных мероприятиях и получать опыт определенного взаимодействия друг с другом.
Третья цель заключается в создании «красивой картинки» «мучеников» для западного телевидения и интернет-каналов.
«Им нужны инциденты, им нужны картинки для западных СМИ, им нужны «узники совести», им нужны задержанные, им нужны поломанные человеческие судьбы. Для них важно учинить беспорядки, оболгать полицейских. Идеи у митингов нет, все вопросы уже уходят на второй план, в результате начинается протест ради протеста. Точно так же развивается ситуация и в Гонконге, где уже два месяца проходят массовые беспорядки. Власти в этой ситуации вынуждены применять силу «во все большей степени», – считает Стариков.
Требования демонстрантов в Гонконге и Москве удивительным образом сходятся.
Стариков уверен, что организаторы действуют по одной технологии. Подтверждается это фотографиями, опубликованными в китайской газете, где с руководителями студентов встречалась представитель посольства США.
Эксперты отмечают сходство как в проведении этих акций, так и в способах освещения их в западных СМИ, что невольно наводит на мысль о том, что за всем этим стоит один режиссер.
Россия и Китай всегда были противниками Соединенных Штатов. Эти два государства мешают США доминировать во всем мире, и поэтому Дядя Сэм выступает против них с обвинениями и вводит санкции.
И вроде бы не связанные между собой события в Гонконге и Москве на самом деле не что иное, как попытка дестабилизации ситуации и в России, и в Китае. Демонстрация возможностей, оказание давления на руководство этих стран, попытки изменить экономическую или внешнюю политику этих государств в свою пользу. Но пока у американцев не получается кардинально решить эти задачи.
Сегодня становится ясно, что протесты в Гонконге и акции оппозиции в Москве – это звенья одной цепи. Это модификация «цветных революций», прокатившихся в XXI веке по всему миру.
Трусость, проявленная президентом Украины Януковичем в 2014 году, приведшая к приходу во власть в дружественной славянской стране радикальных националистов и откровенных профашистских деятелей, должна послужить для России серьезным уроком.
И, наверное, руководству страны надо посерьезнее относиться к происходящим в Москве совсем неординарным событиям. Прокатиться с ветерком с байкерами – это, конечно, демонстрация «крутости» лидера нации. Как говорят в народе, бросать понты. Но россияне, занятые элементарным выживанием, как-то уже без особого восторга реагируют на такие публичные «единения» с народом.
Может быть, как-то тщательнее надо работать, упреждая назревающие, крайне нежелательные для России события, остановить повальную бедность населения и заставить толстосумов использовать неправедно нажитые богатства на благо страны. Тогда и единение с народом станет не публичным показом, а фактом, который, как известно, вещь упрямая.
Сегодня из разгоревшихся маленьких искр уже пылают громадные лесные пожары. И очень не хотелось бы, чтобы московские политические пожарчики распространились на всю Россию.