Так что же мерцает в луче бессмертия – ненависть народов или обожание неофитов? Трудно ответить на этот вопрос накануне 15 августа, когда 250 лет назад в городе Аяччо на острове Корсика родился Наполеон Буонапарте. В России под эгидой Министерства культуры проходит вал выставок и торжественных мероприятий. Например, эта, «Наполеон. Жизнь и судьба», проходит с 22 мая по 15 августа в Музее-усадьбе Муравьевых-Апостолов. Масштабная экспозиция включает более двухсот произведений живописи, графики, скульптуры, изделий декоративно-прикладного искусства, мемориальные вещи, оружие, ордена и медали. Многие предметы эпохи начала XIX века, воссоздающие образы и окружение знаковых фигур мировой истории, будут показаны впервые. Особенно огорчает устроителей, что император французов в свое время сватался к сестрам русского царя Александра I и дважды получил отказ. А то бы мы в таком родстве находились, что президент Макрон бы пресмыкался, а не наоборот…
В год 250-летия со дня рождения Наполеона Исторический музей представляет выставку, в основе которой – коллекция автографов знаменитого тирана. В отделе письменных источников музея хранится 33 автографа Наполеона Бонапарта, эти реликвии собирались в течение почти 100 лет после его смерти. Часть из них была подарена его родственниками и сподвижниками графу Григорию Орлову, племяннику фаворита Екатерины?II. Другие поступили из коллекции русского дипломата князя Александра Борисовича Куракина, который к моменту начала войны 1812 года был русским послом в Париже. Как не выставить любовно вместе с фрагментом романа «Клиссон и Эжени», собственноручно написанным Наполеоном? Вот он – главный писатель августа!
Не отстает и русская провинция, причем такая, где и нога Наполеона не ступала. Выставку «Триумф и трагедия. К 250-летию со дня рождения Наполеона I» проводит Воронежская областная универсальная научная библиотека имени И.И. Никитина. «Выставка посвящена Наполеону Бонапарту – одному из самых ярких исторических деятелей Европы, выдающемуся полководцу и блестящему дипломату». Ну, это мы в блестящих способностях Сталина можем сомневаться по всем каналам ТВ, а Наполеон-то – гений. В экспозиции представлена монография Е.В. Тарле «Наполеон», среди экспонатов – книга военного писателя К. Клаузевица «Итальянский поход Наполеона Бонапарта 1796 года», повествующая «о первой блестящей кампании генерала Бонапарта». Эпитет «блестящий» так и переливается. Особый интерес вызывают «Повествование о событиях, случившихся во время вторжения Наполеона Бонапарта в Россию и при отступлении французской армии в 1812 году» Р. Вильсона, «История нашествия Императора Наполеона на Россию в 1812 году» Д.П. Бутурлина, «Война русского народа с Наполеоном 1812 г.», рассказывающие о походе на Россию. Хоть тут – не блестящий поход… Да, это мы в победе на Прохоровском поле и Курской дуге можем сомневаться, а крах Наполеона, который погубил многоплеменную армию Европы, сглаживаем, топим в исторических и художественных подробностях. «Образ Наполеона в художественной литературе и изобразительном искусстве» – так называется передвижная выставка Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника, которая открылась в Белгородском государственном литературном музее. Глубоко…
А спросить бы устроителей: почему Франция не чествует никаких юбилеев Кутузова или Александра I, который спас честь нации, уберег Париж от крови и разрушений? На кладбище Новодевичьего монастыря есть могила графа Михаила Орлова, спасшего Париж от разгрома и жертв. Так и написано: «заключил условия сдачи Парижа». Самые гуманные условия! Вот как пишут современники: «Произошло чудо. Начались разговоры Орлова с многочисленными французскими офицерами. Те были в большинстве своем вояками-ветеранами, так что было что вспомнить. Незаметно общая симпатия овладела всеми. Беседовали откровенно и приятельски. Военные и другие анекдоты лились рекой. Не обошлось и без «Вдовы Клико». Обмен мнениями о доблестях тех и других воинов расположил французов и русских переговорщиков к взаимопониманию. К тому же все русские офицеры говорили на великолепном французском языке, уроки которого получили еще в детстве у себя дома. Близился рассвет, дебаты, рассуждения как-то сами собой смолкли. Статьи капитуляции были составлены Орловым. Прибыл вездесущий Талейран, побывал в кабинете маршала, и они согласились с условиями. Сразу же после протокола Орлов сел на лошадь и поскакал в главную квартиру русского императора в замке Бонди. Государь принял Орлова, лежа в постели.
– Ну, что вы привезли нового?
– Вот капитуляция Парижа, – отвечал Орлов.
Император взял ее, прочел, сложил бумагу и, положив под подушку, сказал:
– Поцелуйте меня. Поздравляю вас, что вы соединили имя ваше с этим великим происшествием».
Утром этого же дня, 31 марта 1814 года, Александр I въехал в Париж впереди свиты и гвардии на белоснежном коне по кличке Марс, которого подарил ему перед 1812 годом Наполеон Бонапарт. Никаких беспорядков в столице не было. А 6 апреля Наполеон, находясь в замке Фонтенбло, подписал свое отречение. Однако личная его история на этом не закончилась, впереди были еще знаменитые сто дней и Ватерлоо. Вот как надо войны кончать, а не атомными бомбардировками или страшными зачистками!
Но ни о чем подобном, ни о каких славных и горьких страницах своей же истории ни школьники, ни студенты Франции просто не знают! В канун годовщины сражения у деревни Бородино, которое произошло 7 сентября 1812 года, обозреватель «АиФ» попросил французских студентов ответить, известна ли им Отечественная война. Результат оказался сногсшибательным.
– Неужели Россия воевала с Францией?
– Да, причем Франция напала на Россию.
– А чем всё закончилось?
– Русские разбили французов и захватили Париж.
– Слушайте, не может такого быть. Ведь Наполеона свергли англичане.
Тут мне сразу вспомнились великолепные утверждения, что и Вторую мировую выиграли американцы, и я не стал мучить человека дальше. Всего в Париже мной было опрошено 20 студентов. Ни один не смог назвать год начала Отечественной войны, а также не был в курсе о битве у Бородино (по-французски она называется bataille de la Moskova – битва на Москве-реке) и последующем разгроме «великой армии» Бонапарта. Французские исследователи Наполеоновских войн подтвердили мои предположения – подавляющему большинству граждан Франции сейчас ничего не известно по поводу нашествия Наполеона в 1812 году, Бородинского сражения, занятия Москвы, Березинской катастрофы и в итоге штурма российскими казаками Парижа». Тут уж сам журналист демонстрирует незнание: штурма не было. В этом как раз Александр и видел свою благородную задачу: великодушно взять столицу, не унизив французов. Потому его адъютант граф Михаил Орлов и отправился к маршалам Франции.
А у нас до таких тонкостей и подробностей наполеониады на выставках докапываются, просто удивление берет! Более того, многие неизлечимые «демократы» доказывают, что Наполеон был самым продвинутым европейцем: «Я собирался создать такую Европу, в которой граждане имели бы одну и ту же национальность и могли бы перемещаться из одного конца Европы в другой с одним паспортом…». Ничего, дескать, что это было заявлено постфактум, многие историки полагают, что Наполеон придумал такую версию уже на Святой Елене, а на самом деле он стремился к мировому господству. Но кому верить, каким-то историкам или самому прозревшему Наполеону? Пушкин видел в узурпаторстве Наполеона гибель Европы:
Ты вел мечи на пир обильный;
Все пало с шумом пред тобой:
Европа гибла – сон могильный
Носился над ее главой.
Но что доморощенным западникам какой-то Пушкин? Оказывается, Наполеон, истребляя страны и народы, просто безвиз готовил, включая Украину и Белоруссию, как наивно думают тамошние националисты. Сам же Бонапарт усмехался: «Наполеон – это болезнь: одни им тяжело переболели, другие просто отравились». Некоторые в России, начиная с представителей Минкульта, – просто отравились. Что это, пресмыкательство перед Европой, возрожденная лакейская черта натуры или элементарная корысть – получить грантик и командировку во Францию под любым предлогом? Удивительно и противно!