Количество российских больниц сократилось больше чем в два раза – с 10,7 до 5тысяч.
По их числу современная Россия отстает от РСФСР 1932 года!
При таких темпах сокращения больниц страна уже через 5–6 лет может деградировать до показателей Российской империи 1913 года.
Тогда на территории, соответствующей границам современной РФ, было порядка 3 тысяч больниц.
Вчера президент России Владимир Путин провел совещание по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения. Об этом во всех подробностях сообщает сайт Кремля. Скажем сразу, что стенограмму совещания стоит внимательно прочитать всем гражданам страны, особенно участвующим в выборах. Федеральные телеканалы лукавили и смягчили катастрофу, в которой оказалась наша медицина для простых россиян.
С одной стороны, отрадно, что власти наконец-то озаботились этой проблемой. С другой – критически горестно, что прошедшие 20 лет были посвящены методическому уничтожению реального бесплатного здравоохранения для безусловного большинства населения. Путин обратил внимание на следующее: «Люди сегодня по-прежнему не удовлетворены уровнем и качеством работы первичного звена. Пациенты справедливо жалуются на плохие условия, очереди к врачам-специалистам и их нехватку. Медицинские работники в свою очередь недовольны уровнем заработной платы и высокой нагрузкой».
Вот как проиллюстрировала все это на совещании министр здравоохранения Вероника Скворцова: «…в первичном звене здравоохранения в настоящее время 7 тыс. 915 зданий из более чем 72 тыс. находятся в аварийном состоянии, требуют сноса, реконструкции или капремонта. На сегодняшний день капитальному ремонту в первичном звене подлежат более 7 млн кв. м объектов здравоохранения».
Дальше: «…что касается медицинского оборудования, то его износ вырос с 20 до 40%. И сейчас это уже более 20 тыс. единиц, которые требуют замены. Причем мы не говорим по всем медизделиям, мы говорим только про тяжелое оборудование – это разные варианты цифровых рентгеновских аппаратов, цифровые флюорографы, маммографы, аппараты УЗИ, эндоскопическое оборудование и лабораторные комплексы», – докладывала Скворцова.
Позавчера президенту ничего не оставалось, как откровенно констатировать провал в первичном звене здравоохранения. Глава государства напомнил, что на воплощение в жизнь нацпроекта «Здравоохранение» выделено 1,367 трлн рублей. «Деньги огромные, результаты сомнительные». Да, какие же они сомнительные, когда они прямо отрицательные. Если положение дел не изменить кардинальным образом в лучшую сторону, количество инфарктов и инсультов не уменьшится. Заболевания сердечно-сосудистой системы остаются главной причиной, по которой люди уходят из жизни. Если профилактика и лечение пациентов не выйдут на нужный уровень, то достойных результатов в качестве и продолжительности жизни достичь будет практически невозможно.
Вопрос, который сейчас задают себе многие специалисты, эксперты в области здравоохранения: а поможет ли российской медицине «рецепт Путина», выписанный на этом совещании? Общеизвестно, что многие районные больницы не ремонтировались с советских времен, а дефицит врачей и специалистов среднего медперсонала исчисляется десятками тысяч человек.
Президент сам привел такие данные, которые, кстати, давно обнародовали депутаты фракции КПРФ в Госдуме: 499 населенных пунктов находятся вне зоны доступности первичного звена здравоохранения. И это не деревни в несколько домов – речь о селах, где численность населения может достигать нескольких тысяч человек.
Министр здравоохранения Вероника Скворцова представила предложения, которые, по ее мнению, должны радикально изменить положение дел в отечественной медицине. Для начала она предложила зафиксировать для врачей первичного звена, врачей общей практики и профильных специалистов минимальную оплату труда в размере 170% средней заработной платы по региону. Для медсестер необходимо установить такую нижнюю планку не ниже 70%, а для фельдшеров – не менее 120%. Искренне жалко министра. В регионах давно отработана практика такого увеличения зарплаты. И называется она ненавистным для медиков словом – оптимизация, когда за счет сокращения ставок медперсонала в рамках того же фонда оплаты труда повышают зарплату оставшимся. И в первую очередь начальникам от медицины. Рядовым же медработникам как платили гроши, так и продолжают.
Пока президент разбирался с чиновниками, как спасать здравоохранение в стране, в том числе и врачей от нищеты, в социальных сетях широко обсуждался приказ директора Национального медицинского исследовательского центра онкологии имени Н.Н. Блохина о сокращении 709,5 штатной единицы. И это в то время, когда Россия бьет все рекорды по смертности от рака. Скворцова в это самое время докладывала о нехватке кадров. По ее словам, в системе первичной медицинской помощи недостает 25 тысяч человек. В сегменте среднего медицинского персонала дефицит достигает 130 тысяч человек. В системе трудятся 545 тысяч, а должно быть 675 тысяч. Причем эта «недостача» за последние четыре года только растет. Попытка спасти ситуацию программой «Земский доктор» реальных результатов не дала. Интернет просто набит рассказами медиков о тех проблемах, с которыми они столкнулись, приняв участие в этой программе. По большому счету она оказалась очередной фикцией, подставив докторов под уголовные дела.
В принципе и все разговоры на этом совещании о напрочь разваленной материально-технической базе поликлиник, износе оборудования и санитарного автотранспорта ведутся на всех уровнях уже не одно десятилетие. Толку от них никакого. На тех же медицинских форумах в интернете множество рассказов о новом оборудовании, которое пылится либо на складах, либо уже смонтировано в кабинетах, но стоит точно так же без дела. Причина до банальности проста – нет специалистов для работы на этих умных машинах.
Подводя итог, Путин отдал распоряжение подготовить региональные программы, которые должны быть готовы к реализации не позднее 1 июля 2020 года. За это время правительству предстоит найти в федеральном бюджете источники финансовой поддержки таких программ. Но, как показывает практика во многих сферах, мало изыскать средства, надо еще и потратить их с умом.
Подчеркнем еще раз: с одной стороны, отрадно, что власти наконец-то озаботились этой проблемой. С другой – критически горестно, что прошедшие 20 лет были посвящены методическому уничтожению реального бесплатного здравоохранения для безусловного большинства населения.
Именно 20 лет власть в России находилась в каком-то летаргическом счастливом сне, демонстрируя с экранов телевизоров полный оптимизм, укачивая сознание народа довольством, комфортом и здоровьем. Пока от этого укачивания нас всех не стало тошнить.
Невероятно, но только сейчас власть неожиданно для себя обнаружила, что в первичном звене российского здравоохранения имеется, как заявил президент, износ основных фондов поликлиник, центральных районных больниц, износ или отсутствие медицинского оборудования, автотранспорта в районных больницах, включая ФАПы и врачебные амбулатории, низкая обеспеченность первичного звена медицинскими специалистами прежде всего и мизерная зарплата у медработников. Странно, что председатель правительства Дмитрий Медведев, между прочим, еще и третий российский президент, тоже представления не имел о крахе здравоохранения в подведомственной стране. Кто у нас только не руководил медициной в стране! Один Зурабов чего только стоил. Люди, совершенно далекие от этой важнейшей социальной сферы, шаг за шагом методично превращали отечественное здравоохранение в дым.
Сколько за минувшие 20 лет в стране прошло прямых линий с президентом и премьером? На каждой люди криком кричали о необходимости сохранить им в городах и весях медицинские учреждения. У нас были национальные программы, «майские указы», в которых фигурировали космические суммы на развитие медицины, а ситуация становилась все хуже и хуже. Никакие триллионы, заложенные в эти нацпроекты, не то что не смогли удержать отечественное здравоохранение от краха, а обрушили его окончательно.
Странно и непонятно, почему до минувшей среды от президента скрывали эту правду. Ответ достаточно прост – да потому, что запущенная «майскими указами» реформа и оптимизация здравоохранения практически уничтожили медицину в провинции. На одном из медицинских форумов провинциальный врач написал: «…сегодняшний плохо скрываемый ужас от состояния дел в медицине и поиск дополнительных финансов напоминает аврал на тонущем корабле».
Мало того, за разносом, устроенным президентом топ-чиновникам, так или иначе ответственным за состояние дел в этой сфере, за откровенной самокритичностью многие люди увидели не заботу о здоровье нации, о благосостоянии медиков, а нескрываемую боязнь социального взрыва. Давайте признаем, что верховная власть России сегодня весьма озадачена – и даже напугана – тем количеством акций, которые прошли в стране по поводу предстоящих выборов. У нее есть все основания всерьез опасаться волнений по глобальному поводу, затрагивающему интересы самых широких слоев населения. На этом фоне в стране радикально растет смертность населения. И недоступность медицины для многих наших сограждан – одна из основных причин этого.
Две недели назад премьер-министр Медведев потребовал от Минздрава, Минпросвещения и Минтруда объяснить причины срыва сроков реализации программы «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи». Теперь очередное ускорение чиновникам придал и президент. Посмотрим, насколько его хватит.