Из последовавшего потом длинного стихотворения Иосифа Бродского, прочитанного с выражением, ясно, что и с державой, лелеявшей его, не повезло: «я – один из глухих, облысевших, угрюмых послов второсортной державы…» Но в ней, теперь второсортной, становится понятно: рано мы отказались от советского наследства. Это косвенно признала новый министр культуры Ольга Любимова. «Министерство совместно с культурным сообществом прорабатывает системные меры, которые должны исключить подобного рода трагические сюжеты, когда художник и творец соприкасается с деньгами, сметами», – пояснила Любимова. А как же не соприкасаться, предаваться творчеству, а не распилу? Профессор Валентин Катасонов писал: «Чтобы положить конец этой хронической болезни, прекратить расхищение народного достояния, необходимо запретить (или по крайней мере жестко регламентировать) конвертацию безналичных и наличных денег». Но ведь творцы и выгодоприобретатели базарной экономики, а вслед за ними и деятели культуры понимали, что это – золотое дно. Сполна воспользовался вседозволенностью режиссер Кирилл Серебренников при покровительстве Минкульта в лице бывшего дипломата, открывавшего «Платформу» – Александра Авдеева, и прямой покровительницы Софьи Апфельбаум, которая вообще вышла сухой из воды.
Серебренникова при всем напоре было выгораживать чрезвычайно трудно: зажим свободы творчества не приплетешь – он все, что хотел, поставил, распилил деньги даже на то, что полупоставил. Цензуры – никакой! Второй железный аргумент следствия, испытавшего страшное давление либеральных сил, – бухгалтер «Седьмой студии» Нина Масляева согласилась сотрудничать со следствием, признала факт наглых хищений. В СК утверждали, что Масляева еще до предъявления обвинений рассказала о том, как «Седьмая студия» вывела на счета фирм-однодневок более 100 миллионов рублей. По ее словам, компания вела двойную бухгалтерию и все документы по «черной бухгалтерии» были уничтожены летом 2016 года. Позже она признала вину в хищении бюджетных средств в размере 200 миллионов рублей. Казалось бы, чего еще добавишь?
Прокуратура справедливо просила шесть лет тюрьмы, но получил режиссер три года условно и смехотворный штраф 800 тыс. рублей за воровство 129 миллионов рублей. На суд он явился без вещей – приятель Владислава Суркова и Дмитрия Медведева уже знал, что избежит реального срока. Не будем приводить дешевые либеральные аргументы: сколько бы, мол, получил простой человек, украв, предположим, мешок картошки, а вот чиновник… Но и тут можно вслед за навальнятами крикнуть: а вот режиссер получил условно за те преступления, которые просто должны наказываться суровее. Систему отмывочных фирм с подписями Серебренникова поставили на поток: в фиктивном документообороте было замешано 160 фирм-»помоек». Отмытые с их помощью деньги мошенники обналичивали и тратили на квартиры и машины. У Серебренникова нашлись апартаменты в Германии, а у бывшего директора студии Юрия Итина – мерседесы последних моделей. По данным следствия, 9 мая 2012 года, в День Победы, Кирилл Серебренников приобрел в Берлине квартиру. Она обошлась режиссеру в €300 тыс. Конечно, он ставил и за рубежом, получал гонорары в евро, но странно, что такая покупочка хронологически совпала со временем, когда «Седьмая студия» получила деньги от Минкульта.
Кирилл Клейменов в программе «Время» (!) подхватил благие пожелания министра Любимовой: отстранить творцов от распоряжения финансами. Но другой Кирилл (Серебренников) этого, уверен, никак не хотел, как и Апфельбаум из того же министерства – зачем им эта контролируемая безналичка, не прилипающая к рукам? Стихотворец Лев Рубинштейн поделился впечатлением: «У меня двойственное ощущение – с одной стороны, укладываются слова «гады» и «суки», потому что обвинили совершенно ни в чем не виноватых людей, а второе – это вполне естественная человеческая радость от того, что люди будут не на цугундере, а дома». Рулевой «Эха Москвы» Алексей Венедиктов был еще категоричней: «Очевидно, что Серебренников и другие обвиняемые по «делу 7-й студии» невиновны и должны быть оправданы. Им должны быть принесены извинения от имени государства». Вот так – пошли вон, следователи и судьи, не сметь контролировать народные деньги!
***
Что еще творится в сфере культуры и литературы с приходом нового министра Ольги Любимовой, которая училась в МГУ? Случайно увидел сайт «Культура.РФ», целиком созданный за счет Минкультуры, читай, за деньги всех нас, которые вынуждены оплачивать забавы, прихоти и вредительства чиновников. На сайте есть раздел «Великие российские писатели», который включает около 70 имен. Это нечто! Такое впечатление, что его составлял подвыпивший провокатор или какая-то свихнувшаяся неграмотная дамочка. Ну, вот на вскидку, по алфавиту: юморист А. Арканов, куплетист Д. Бедный, гитарист А. Галич, артист Г. Жженов (?!), историк-украинофил Н. Костомаров, наконец, В. Рындзюн… Стоп – глаза протираю. Во-первых, такого писателя нет вообще! Ростовчанин Владимир Ильич Рындзюн сотрудничал в белых газетенках на Юге России, начал использовать псевдоним «А. Ветлугин», в 1920 году эмигрировал, больше известен тем, что осенью 1922 сопровождал Сергея Есенина и Айседору Дункан в Америку в качестве секретаря и переводчика, бегал за выпивкой для Есенина, остался в США, где был менеджером Дункан. Самая известная книга Ветлугина вышла в Берлине: «Записки мерзавца». Точное название, с намеком на тех, кто составляет такие списки на сайте Минкульта! Там не указан ни редактор, ни шеф-редактор, ни один из членов «команды», которая ведает всей сайтом «Культура.РФ». Кто-то назначает неучей и дезинформаторов, которые назначают «великих российских писателей». Как же тогда работают все поправки о недостоверной информацией, если на министерском сайте – безымянные фейки в стране Слова, где есть неоспоримые великие имена? Одно из них хочу снова вспомнить.
Нагрянувшая пандемия остановила и выхолостила культурную жизнь страны, в том числе и литературную, хотя, казалось бы, писатель творит в одиночестве. Но мало трудиться за столом, надо нести Слово и к читателям, и с коллегами общаться. Сорваны и переведены в надоевший режим онлайн знаменитые летние праздники – от Пушкинского в Михайловском и Некрасовского в Карабихе до Симоновского в Могилеве и Фатьяновского в Вязниках. Но малоценимая властью духовная и патриотическая работа Союза писателей России – продолжается.
q q q
Первый же расширенный секретариат правления начался не только с обсуждения дальнейших планов, но и с вручения наград. Новая медаль «Горячий снег» за №1 передана в семью продолжателя вековой героической темы Юрия Бондарева. Получили ее и живущие писатели-фронтовики Семен Борзунов, Петр Михин (Курск), Владислав Шаповалов (Белгород). Медаль «Жди меня» получил прозаик Ямиль Мустафин, который в 14 лет работал на оборонном предприятии токарем-стахановцем, приближая Победу.
Члены правления поздравили с высокими наградами своих коллег: замечательный псковский критик Валентин Курбатов стал лауреатом Государственной премии 2020 года в области литературы и искусства, а поэт из станицы Кореновская Николай Зиновьев получил высокое звание «Герой Труда Кубани». А где же московская, столичная литература, которая расползлась по тусовкам, но правительству Москвы – давно не до нее…
Главным событием высокого собрания стало вручение медали «Михаил Шолохов». Ею за значительные достижения в творчестве были награждены писатели Александр Бобров, Василий Дворцов, Канта Ибрагимов, Павел Кринев, издатели книг Шолохова Александр Стручков и Виталий Черномырдин, народный артист России Юрий Назаров, а за весомый вклад в шолоховскую тему, в отстаивание высокого имени русского гения – издательство «Вече», журнал «Подъем» и газета «Советская Россия».
Как говорится в редеющем, но несгибаемом строю: «Служим России!»
ДОНСКИЕ ДУМЫ
В этой жизни, трудной и пестрой,
На Дону вспоминаешь вновь,
Что от Вешек до Усть-Хоперской
Проливалась русская кровь.
По горам из песка и мела
Шли багровые рубежи…
Правда красных и правда белых
Утонула в нынешней лжи…
Долго-долго в дали глядел я,
Вопрошая: а чья взяла?
И какая такая идея
Воплотилась в жизнь и дела?
За какие плоды боролись,
Принимая на душу грех –
Чтобы Фридман и Абрамович
Становились богаче всех?
Если так, то зачем талант свой
Тратил Шолохов?..
Вижу вновь,
Как от Клетской и до Еланской
Проступает русская кровь!