Что б мы делали без Юаня?

Президент РФ Владимир Путин успокоил, что наша страна не будет полностью переходить на дистанционное образование. Об этом он сообщил на Всероссийском открытом уроке, который прошел в режиме видеоконференции, будто не догадываясь, что она и НЕ МОЖЕТ полностью перейти – только 65% школ обеспечены высокоскоростным интернетом! 

Глава государства успокоил, доверяясь докладам слабых министров, что «в целом по всей стране, и в школах в значительной степени, и в высших учебных заведениях, и в средних учебных заведениях» удалось организовать дистанционное обучение: «Это говорит о том, что в общем и целом страна оказалась готова к тому, чтобы немножко еще подтолкнуть этот процесс и быть готовой к тем вызовам, перед которыми мы оказались в результате внезапно возникшей пандемии. То есть технологически мы оказались готовы. С точки зрения подготовки кадров у нас всё получилось. Это значит, что у нас еще много над чем нужно работать, но это говорит о том, что мы все-таки не только «страна-бензоколонка», как некоторые пытаются нас представить, а это страна с ярко выраженными новыми технологическими возможностями, которые мы в состоянии быстро развивать, адаптировать к вызовам сегодняшнего дня», – сказал он. Хотелось бы верить, да трудно! 
Главным по развитию цифрового и технологического развития страны является спецпредставитель президента РФ Дмитрий Песков – не пресс-секретарь. Недавно Песков дал обширное интервью Адамскому – Александр Изотович Адамский – это эдакий аналог Анатолия Чубайса, но в образовании. Благодаря ему ввели НСОТ – новую систему оплаты труда – способ начисления зарплаты работникам бюджетной сферы, введенный в России с 1 декабря 2008 года. НСОТ заменила единую тарифную сетку и позволила руководителям предприятий единолично распоряжаться фондом заработной платы, поставив учителей в полную зависимость от администрации, а еще он продавил подушевое финансирование: деньги идут за учеником. Куда они идут? – часто непонятно. Вот основные тезисы спецпредставителя Путина: 
– Весной мы оказались в ситуации квазибунта. Весной на самом деле случился кризис аналогового образования, а не кризис цифрового. 
– Аналоговое образование оказалось импотентно. Оно оказалось неспособно отвечать на кризис, у него закончился потенциал развития. 
Всем понятно? Традиционное, когда-то лучшее в мире аналоговое образование фактически обеспечивают учителя. Вот их то всех скопом, пусть иносказательно, тезка пресс-секретаря объявил импотентами. По логике, даже по факту – самые большие импотенты – это менеджеры от образования, чиновники министерств и Рособрнадзора. Их припечатали сильнее всего, несмотря на радужные доклады президенту: «Но цифровое не было создано на качественном нормативном уровне. Никакого цифрового образования этой весной в стране не было!» 
Тут я готов согласиться: оба министерства на ниве образования показали свою полную несостоятельность. Рассказывают про мытье рук, начало уроков в разное время и прочие санитарные мелочи, а что прорывного сами сделали, подтолкнули, внедрили? Вот характернейший пример. Еще 19 апреля, в разгар пандемии, министр просвещения Сергей Кравцов твердо заявил, что в России к новому учебному году создадут собственную программу видеосвязи для дистанционного обучения. «К началу учебного года российские министерства просвещения и цифрового развития, связи и массовых коммуникаций выпустят платформу для видеосвязи, аналогичную Zoom, пообещал министр в интервью телеканалу «Россия-24». Он пояснил, что такая платформа «позволит исключить из образовательного процесса проблемы, связанные с неустойчивостью зарубежных систем». Кравцов отметил, что от использования Zoom отказались в Сингапуре (?! – А.Б.), поскольку там был «несанкционированный доступ к процессу образования». Вероятно, под «несанкционированным доступом к процессу образования» министр подразумевает так называемый «зумбомбинг», когда к не защищенной паролем видеоконференции может присоединиться любой желающий, просто введя номер конференции в программе, скачать что угодно, разместить свой контент – от порнографии до подрывных материалов. Кроме того, вся система образования, все методики, все мысли и настроения молодежи – как на ладони: не надо никакого сбора разведданных. Это же преступно! 
Прошло 4 месяца, за которые в условиях войны, например, была развернута тыловая промышленность от Поволжья до Сибири. А что сотворили в рыночной России, которая «не только «страна-бензоколонка», как некоторые пытаются нас представить», по словам Путина? В интервью «РГ» 15 августа Кравцов пошел на попятную, давая расплывчатые прогнозы: «Вынужденный переход на домашнее обучение с использованием дистанционных технологий помог родителям, обществу, всем нам осознать ценность школы. При всех плюсах удаленки мы рассматриваем эту форму только как дополнение к работе в классе. К примеру, цифровые наработки будут полезны для тех ребят, кто по болезни или другим причинам не может посещать занятия в школе. Но традиционный урок у нас в приоритете. Создается российская система для отправки сообщений и видеотрансляций уроков на основе передовых возможностей видео-конференц-связи. Сегодня у нас 65% школ обеспечены высокоскоростным интернетом. А к 2021 году должны быть обеспечены абсолютно все». Потом Кравцов рассказал в интервью «Ъ», что министерство работает над цифровыми платформами и технологиями дистанционного обучения. Например, готовится отечественный аналог сервиса для видеоконференций Zoom, который стал популярен во время пандемии. Только еще готовится? Да, подтвердили технари! 
Концерн «Автоматика», входящий в госкорпорацию «Ростех», разрабатывает облачную платформу для защищенных видеоконференций и планирует создать отечественный аналог сервиса Zoom, заявил в интервью ТАСС гендиректор концерна Владимир Кабанов. «Сейчас мы работаем над моделью защищенной ВКС, которая будет представлять из себя облачный сервис. Следующим шагом будет масштабирование архитектуры и определение технических решений с целью создания полноценной облачной платформы, аналогичной Zoom», – сказал Кабанов. «Созданы все предпосылки для роста потребности в таких технологиях, а подтверждающие сертификаты по информационной безопасности и подтверждение статуса отечественной разработки позволяют внедрять продукты и для госнужд. Это перспектива ближайших лет», – заявил глава концерна. 
Перспектива ближайших лет?! На черта тогда нужны все эти Минкомсвязи, Ростехи и Роснаны Чубайса с огромными денежными вливаниями, если не могут своих технологий разработать? Значит, если бы первый, еще школьный, бизнес-опыт Эрика Юаня не увенчался успехом, нам бы нельзя было проводить дистанционное обучение? Теперь успешное IPO сервиса видеоконференций Zoom сделало Юаня миллиардером. Вот его послание для общественности (и пример для российских госкорпораций!): в компании Zoom больше внимания уделяют продукту, а не бонусам для сотрудников. У CEO компании даже нет собственного кабинета. Его офис совмещен с кабинетом его друга, бывшего коллеги по Webex и директора Zoom по производству Одеда Галя. А Чубайс хвастался перед коллективом, что у Роснано не просто много денег, а «очень много». И что родила эта многомиллиардная гора – даже мыши нет, в том числе «мыши» для отечественной платформы. Это – позор, президент Путин! 
Завтра выхожу на связь со студентами по Zoom. Спасибо, американский китаец-трудоголик! 

Другие материалы номера