Между тем становится все очевиднее, что вне зависимости от эпидобстановки власть намерена продолжать дистант и дальше. Вот и недавняя встреча Владимира Путина с министром просвещения РФ Сергеем Кравцовым началась с обсуждения, по определению президента, «вещей, которые сейчас актуальны и волнуют очень многих» – «готовности школьной системы хотя бы частично, но к работе онлайн».
Министр в начале диалога озвучил то, что хотели бы услышать большинство родителей – что дистанционное, домашнее обучение было вынужденной мерой, чтобы сохранить здоровье учителей и учеников, и «никогда дистанционное обучение не заменит традиционное». «1 сентября школы вернулись к традиционному обучению, и сегодня точечно, если возникает необходимость, школы вводят формат дистанционного обучения».
Но и эта фраза тотчас же вызвала шквал возмущенных комментариев в соцсетях: «Точечно!!! С 6-го по 11-й класс в многомиллионной Москве в течение 3 месяцев – это называется точечно?!», «Министр не в курсе, что дети не ходят в школу с октября, 6–11 класс?», «Может, достаточно подчеркивать незаменимость традиционного обучения на словах? Школьники уже потеряли учебный год! Откройте московские школы!».
Однако со школьным образованием «как раньше», судя по всему, не будет уже никогда. Далее министр отчитался об успешном создании цифровой образовательной среды, которая «дополняет традиционное обучение, отвечает на вызовы и усиливает классическое образование».
О том, что дистант с нами «всерьез и надолго», открыто заявляют и другие ответственные лица. Например, ранее замминистра Минобрнауки Дмитрий Афанасьев, обсуждая с ректорским сообществом возможность снижения платы за образование для студентов, вынужденных перейти на дистанционную форму обучения, озвучил позицию ведомства: «Общий консенсус, что мы полностью к прежнему образованию уже не вернемся. Мы будем использовать там, где это разумно, смешанный формат».
Что касается цифровой образовательной среды, она, как пояснил Сергей Кравцов, включает «отечественную систему видео-конференц-связи, чтобы отказаться от зарубежных аналогов», и «отечественную социальную сеть для общения учеников, родителей, учителей», а весь контент в цифровой образовательной среде «проверен, соответствует федеральным государственным стандартам и проверяется экспертами». Однако у россиян и в отношении этой информации моментально появилось большое количество вопросов: «Давно ли Teams стала отечественной системой видео-конференц-связи?», «Какие это материалы ЦОС соответствуют ФГОС, если в существующем ФГОСе и речи нет о ЦОС?». Увы, но все они остаются без ответа, как министра, так и его подчиненных…
А пока чиновники «внедряют» и «держат на контроле», педагоги вместе с учениками привыкают к образовательному процессу в условиях новой реальности санитарных правил Роспотребнадзора, которые утвердила глава ведомства Анна Попова. Документ вступил в силу 1 января и будет действовать до 2027 года.
Возврат к обучению в две смены, новый порядок приема первоклассников, трудновыполнимые требования к школьному транспорту, специальные требования к электронным средствам обучения – все это уже стало поводом для родительского негодования.
Одно из наиболее обсуждаемых нововведений – порядок приема в школы. Попасть в учебное заведение «не по микроучастку» отныне станет еще сложнее – запись в первый класс будет начинаться 1 апреля и заканчиваться 30 июня. Если ребенок живет не на участке школы, то подать заявление родители будущего первоклассника смогут не ранее 6 июля. Зачисление будет возможно при наличии вакантных мест. Однако согласно новым правилам, ученики не должны добираться до учебного заведения слишком долго. Школа или детский сад должны быть в пешей доступности – в 500–800 метрах от дома в городе и максимум в одном километре в сельской местности! Если же это расстояние больше, то должен быть организован транспорт. Как совместить это с требованиями, чтобы классы не пересекались, уроки начинались и заканчивались в разное время в сельских школах, где всех детей привозят на занятия из разных деревень на одном автобусе, в администрациях образовательных учреждений до сих пор не представляют. Еще сильнее недоумевают, как решать этот вопрос в сельских детсадах, которые тоже бывают на приличном удалении, – дошкольников даже невозможно перевозить без родителей в школьном автобусе. Очевидно, что требования для большинства образовательных учреждений заведомо невыполнимы. Родители подозревают, что все нововведения преследуют одну цель – выдавить детей на дистант: «Вот когда посадят на дистанционку из-за того, что школа не сможет выполнить требования Роспотребнадзора по поводу транспорта для школьников, тогда и посмотрите!»
Горожане тоже недовольны. «Мой ребенок живет в городе-миллионнике. До хорошей школы 5 километров. Это еще считается, что мы близко живем, остальные ради этой школы ездят гораздо дальше. В хорошую погоду планирует ездить на самокате. Но хорошая погода у нас пару раз в неделю и не дольше октября. Какие варианты в плохую погоду? Будет ездить на общественном транспорте, который набит битком. На этом фоне школьный автобус просто ерунда, но не удивлюсь, если именно к нам решат придраться», – переживает сибирячка Мария.
Для жителей крупных городов новые ограничения с большой долей вероятности обернутся тем, что единственной альтернативой ближайшей к дому школы окончательно станут покупка жилья на микроучастке, относящемся к престижному учебному заведению, или частные школы. В пользу последних – еще и возможность обучаться очно, когда все бюджетные школы переведены на дистант, как это происходит сейчас в столице. «Только за деньги сейчас можно получать в Москве образование детям с 6 по 11 класс», – отмечают пользователи в комментариях к рабочей встрече президента и министра образования.
Изменились и требования к электронным средствам обучения. Школьникам отныне запрещено пользоваться в процессе учебы мобильными телефонами, так как они негативно влияют на зрение. Как пояснили в пресс-службе Министерства просвещения: «Мобильные средства связи имеют чаще всего маленький размер экрана, это влечет за собой напряжение органов зрения и нарушение осанки, поэтому мобильные телефоны нельзя использовать во время урока вместо компьютера или планшета». Кроме того, минимальная диагональ для монитора компьютера или ноутбука разрешается не менее 39,6 см, для планшета – 26,6 см. Родители вновь заволновались – не ляжет ли обязанность приобретать технику, особенно при дистанционном обучении, на их же плечи: «А если в семье трое детей, каждому я обязана купить ноутбук? И на какие деньги, интересно, это сделать? Заработок у всех разный, как и возможности».
Много вопросов возникает и к системе оплаты труда учителей. Как поясняют педагоги, весь смысл расчета зарплат сводится к тому, что повышается ученико-час, но одновременно сокращается оплата за категорию, звания, стаж, проверку тетрадей и т.д., причем в половину. Как заявил во время уже упомянутой встречи с президентом министр просвещения, «в прошлом году снизили бюрократическую отчетность для учителей». Однако учителя в комментариях не исполнены благодарностью: «Аттестацию учителя превратили в нервомотание! Оставили бы уже в покое стажистов, учителей, имеющих награду. Неужели учитель, имеющий большой стаж и награду, не доказал, что он [относится к] высшей категории?»
Кроме того, педагоги жалуются на то, что хотя студентам уменьшать плату вузы отказываются, учителям за проведенные дистанционно часы норовят оплачивать не стопроцентно, а лишь на 70%. «При таком раскладе выгоднее будет работать в классе со 100 учениками. Самые оплачиваемые учителя будут собирать стадионы! Понятно, что это сарказм, но ведь и проверять по 56 тетрадей ежедневно – это не по 44, так?» – отмечает тюменская учительница Бригитта Кац. А набрать максимально большую аудиторию проще опять же в столь полюбившемся властям режиме дистанта…
Глава государства, однако, припомнил из опыта большой пресс-конференции с элементами прямой линии только одну учительскую проблему – о выплате денег за классное руководство. «Я читал, некоторые ваши коллеги обращают внимание и жалуются на то, что им эти деньги не выплачивают», – задал он вопрос министру просвещения.
«Вопрос находится на постоянном контроле. Скорее всего, речь идет о выплатах в техникумах, колледжах. Действительно, там такая проблема есть», – рапортовал министр.
Как выяснилось, о системе оплаты труда этой категории работников президент и вовсе не в курсе:
В. Путин: Что значит «проблемы есть», я не понял? Просто им не платят?
С. Кравцов: Дело в том, что выплачиваются дополнительные выплаты учителям средних общеобразовательных учреждений. Есть техникумы, где также работают и занимаются воспитательной работой.
В. Путин: Но за классное руководство платят только в общеобразовательных школах?
С. Кравцов: Да, только в общеобразовательных школах. Что касается доплат в техникумах, этот вопрос мы в правительстве решаем. Надеюсь, в этом году определенные шаги в этом направлении сделаем.
Увы, о решении проблемы в конкретные сроки и речи не идет. «Определенные шаги» – формулировка размытая.
Скорее всего, обещанного повышения зарплат учителям не будет. Об этом свидетельствует тот факт, что фонд оплаты труда в учебных заведениях, по сообщениям самих же работников, не изменился, а значит, увеличивать их зарплаты попросту не из чего. Как отмечает одна учительница: «Не помню, чтобы за 13 лет педагогической деятельности зарплата повышалась. Только за счет увеличения нагрузки».
А вот с этим проблем как раз нет: российские школы окончательно возвращаются к обучению в две смены. Совсем недавно лично президент РФ требовал от властей в регионах отменить вторую смену в школах: избавиться от нее должны были до 2025 года. Увы, но сбыться этой инициативе, видимо, уже не суждено: для соблюдения социальной дистанции дети будут учиться в две, в три смены! Исключения будут сделаны для 1, 5 и 9–11 классов, а также для ребят с ограниченными возможностями – они будут заниматься только в первую смену, остальные классы могут ставить во вторую. Очевидно, что от перспективы обучения во вторую смену будут в первую очередь страдать талантливые дети, занимающиеся в учреждениях дополнительного образования. Что касается вопроса изменения загруженности учителей при двухсменном обучении, его обошли суровым молчанием.
Всем (кроме, конечно, чиновников) очевидно, что нормального дистанционного обучения сегодня быть не может. Сама система образования к нему не готова. Нет ни отлаженной методики преподавания, ни необходимой техники для занятий, ни идеального интернета по всей стране, как нет и родителей, готовых вместо того, чтобы работать, ежедневно контролировать учебный процесс детей. Ясно одно: доступность качественного образования теперь еще сильнее зависит от финансовой обеспеченности родителей ученика.