Духовные причины демографических процессов

Это в 177 раз меньше по сравнению с Индией, в 155 раз – с Японией, в 66 раз – с Западной Европой, в 65 раз – с Китаем, в 13 раз – с США. В результате найдутся десятки правовых оснований для международного передела пустующих земель с целью восстановления «глобальной справедливости». И мы с этим согласимся, не способные самостоятельно обслуживать сибирскую экономику.

В 2020 г. демографическая ситуация резко ухудшилась на фоне борьбы с коронавирусной инфекцией. Число умерших за сентябрь–декабрь выросло в 1,5 раза по сравнению с 2019 г. В целом за год избыточная смертность составила 324 тысячи. Т. Голикова списывает их на коронавирусную эпидемию, мол, половина умерших вызвана самим вирусом, а вторая половина – его осложнениями. «Люди, которые переболели COVID-19, выздоровели, …но страдают хроническими заболеваниями и, к сожалению, у них наблюдаются в том числе летальные исходы потом».

Хотя по данным Росстата в 2020 г. от COVID-19 погибло 162 тыс. человек, и коронавирус среди них обнаружен всего у 90 тысяч. А по данным Оперативного федерального штаба погибших от коронавируса еще меньше – около 57 тысяч. Если же ориентироваться на реальную статистику, то в 2020 г. общая смертность составила 2,1 млн человек. От пневмоний умерло примерно 1%,, или 21 тысяча. В структуре пневмоний на коронавирусы приходится около 5%, т.е. всего тысяча смертей. Остальные 99%, или 323 тысячи умерших, приходится на другие причины: болезни сердца, сосудов головного мозга, органов пищеварения; несчастные случаи, самоубийства, убийства, злокачественные новообразования. Вопрос – чем они вызваны? У классической медико-демографической науки нет готового ответа.

Аналогичная растерянность имелась в начале 1990-х, когда массовое ухудшение здоровья привело к росту заболеваемости болезнями крови и кроветворных органов на 86%, инфекционных больных – на 25%, включая больных туберкулезом – на 41%, мочеполовой системы – на 37%, органов кровообращения, пищеварения, нервной системы – на 15–20%. В результате смертность увеличилась в 1,4 раза: от 11,2‰ в 1990 г. до 15,7‰ в 1994 г. Тогда как перед этим в 1984–1987 гг. она снизилась от большинства причин (рис. 1).

[img=-16331]

В 1995–1998 гг., несмотря на продолжающееся ухудшение социально-экономической ситуации, смертность неожиданно снизилась от 15,7‰ до 13,5‰. Зато в 1999–2003 гг., когда рост цен на нефть обеспечил выраженный рост общего благосостояния, смертность парадоксально поднялась до 16,4 ‰. Наоборот, после 2003 г. на фоне череды экономических кризисов и вопреки ухудшению условий жизни, здоровье населения стало улучшаться. Уровень общей смертности снизился к 2018 г. до 12,4‰. Суммарно за последние 28 лет страна потеряла 14 млн избыточно умерших. При подсчете по годам на два президентских срока Ельцина пришлось 4 млн 380 тыс. жизней, на два срока Путина – 5 млн 932 тыс., на президентство Медведева – 1 млн 993 тыс., на последнее президентство Путина – 2 млн.

Тем удивительнее, что за всё это время не было ни одного заседания Совета безопасности, правительства, Российской академии наук, посвященных всестороннему изучению причин демографической катастрофы.

Первоначальные объяснения сводились к влиянию традиционных медицинских факторов риска. Однако лечение гипертонической болезни тогда не ухудшилось. Из-за выраженной инфляции сократилось потребление содержащих холестерин продуктов: мяса − на 17%, молока − на 19%, яиц − на 12%. Увеличилось содержание в пище хлеба, картофеля, овощей, что считается более здоровым рационом. Распространенность привычки курения не выросла. Повысился уровень двигательной активности, т.к. многие стали работать на двух-трех работах, возник массовый челночный бизнес. По данным исследований в Новосибирске, население стало вести более здоровый образ жизни: снизилась распространенность артериальной гипертонии, избыточной массы тела, курения, высокого холестерина плазмы крови, гиподинамии.

Что касается подушевого потребления алкоголя, то в 1993 г. оно составило 5,9 литров (в пересчете на этанол), тогда как во Франции – 11,5, Португалии – 10,7, ФРГ – 10,4, Австрии – 10,1, Испании – 9,9, Италии – 8,7, Великобритании – 7,4, США – 6,7, Японии – 6,6 литра.

Экологическая ситуация улучшилась: выбросы вредных веществ в воздух и воду снизились в 2–3 раза от двукратного сокращения промышленного производства и уменьшения химизации сельского хозяйства.

Уровень жизни большинства людей упал до показателей 1960-х годов. Но в 1964 г. смертность в СССР была самой низкой среди развитых государств – 6,9 ‰, а в Австрии – 12,7‰; Англии – 11,5‰; ФРГ – 11,4‰; Италии – 9,7‰; Франции – 11,4‰; Швеции – 10,0‰; США – 9,5‰. Сильным стрессом стало резкое обнищание. Но при еще большем стрессе в годы Великой Отечественной войны смертность в нашем тылу увеличилась к 1942 г. на 17%, а в 1943 г. стала ниже довоенного уровня. В США во время Великой экономической депрессии 1930-х гг. динамика смертности не изменилась.

Неспособность демографической теории объяснить амплитуды смертности в России наводит на мысль о наличии неизвестного фактора «Х». Обнаружены его следующие свойства:

– большая скорость распространения по обширной территории, когда за полгода-год рост смертности захватил большинство республик СССР и стран Восточной Европы; 

– синхронность колебаний на дальних расстояниях, например, на западе в Калининградской области и на востоке в Приморском крае (рис. 2);

[img=-16332]

Рис. 2. Синхронность колебаний смертности на территориях, разделенных тысячами километров

– наличие как негативных (рост смертности), так и позитивных (снижение смертности) векторов;

– быстрая в течение года смена динамики на противоположную;

– действие на большинство заболеваний, как инфекционные, так и неинфекционные (рис. 3);

[img=-16333]

Рис. 3. Синхронность колебаний смертности от разных заболеваний

– возрастная избирательность: недействие на детей и слабое влияние на стариков, первый подскок – у подростков;

– гендерная предпочтительность: амплитуды смертности мужчин значительно превышали женщин (рис. 4).

 

[img=-16334]

Рис. 4. Амплитуды колебаний смертности (‰) у мужчин и женщин трудоспособного возраста

Ни один известный науке материальный агент не обладает перечисленными свойствами. Поскольку беспричинных явлений не существует, наука оказалась вынужденной обратиться за объяснением к нематериальной сфере – общественному сознанию. В процессе жизни люди вступают в материальные отношения, формируя социальную инфраструктуру. Обмениваясь при этом нематериальными смыслами и эмоциями, они создают информационную общность – эмоционально-смысловые «поля», или социальную атмосферу. Существуя в головах людей как продукт деятельности мозга, она при межличностных взаимодействиях становится своеобразной внешней силой, оказывая на них обратное влияние. И чем больше скорость информационного обмена, тем сильнее ее побудительное действие (паника в толпе, подчинение нормам морали, соблюдение религиозных ритуалов и др.). Ярким тому примером служит социальный коронавирусный психоз в условиях обычной по значимости вспышки респираторной инфекции.

Социальная атмосфера – это нематериальная реальность в виде доминирующих в обществе смыслов и эмоций, объединяющая людей для совместных действий. Этим она отличается от общественного знания – простой информированности людей по какому-нибудь поводу. Например, все автомобилисты информированы по поводу правил дорожного движения. Это – общественное знание. А у дальнобойщиков есть еще кодекс совместного поведения, предписывающий поступать согласно интересам цеха. Это – социальная атмосфера. В совокупности знание и атмосфера образуют общественное сознание. По этому поводу нобелевский лауреат физиолог И. Павлов писал: «Глупо было бы отрицать субъективный мир. Само собой разумеется, он, конечно, есть. Психология, как формулировка явлений нашего субъективного мира, совершенно законная вещь. На …этом складывается вся социальная и личная жизнь. …Речь заключается в анализе этого субъективного мира».

Фундаментальная наука, обнаружив нематериальность социальных психических свойств, отождествила их с религией, исключив из списка достойных к исследованию явлений. При этом был нарушен базовый принцип самой науки: подлежит исследованию всё, что измеряемо и воспроизводится в эксперименте. Тем более, что философия убедительно доказала существование двух реальностей: материальной и идеальной. Диалектический материализм не отрицает существование духа (сознания), считая его продуктом деятельности материи (мозга). По выражению Ф. Энгельса, «дух – это высший продукт материи». Значит, наряду с материей существует дух, которые суть два разных явления. Отличие материализма от идеализма заключается в другом – в вопросе первичности: «те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы и которые, следовательно, в конце концов, так или иначе признавали сотворение мира… создавали идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материалистов». Конспектируя работу И. Дицгена, В. Ленин отметил правоту утверждения, что «дух и материя имеют, по крайне мере, то общее, что они существуют». Этим диалектический материализм отличается от вульгарного материализма, по которому нематериальных явлений не бывает, и мысль есть такой же вещественный продукт мозга, как желчь есть продукт желчного пузыря.

В сознании различаются две сферы: «душевность» и «духовность». Душевность относится к эмоциональной области: радость, горе, гнев, чувство собственной территории и др. Она проявляется с рождения, развиваясь при взрослении человека. Стремление к положительным эмоциям служит важным регулятором коллективного поведения. Поэтому душевность есть и у животных. Тогда как духовность – это продукт сугубо человеческой психики. Дух есть деятельность сознания по поиску смысла жизни и своего места в ней, определению критериев добра и зла для оценки событий, людей и руководства к действию. Раскрываясь в подростковом возрасте, духовность формируется посредством социальных взаимодействий.

В структуре смыслов и эмоций одни могут быть благоприятными для здоровья, а другие неблагоприятными. Это заметили первыми религиозные мыслители. Обнаружены психические состояния, ведущие людей к социальной деградации и смерти. Их обозначили термином «смертные грехи». Использование термина «грех» объясняется отсутствием у современной науки адекватного понятия. Ближе всего стоит термин «порок». Основных пороков – семь: гордыня (амбиции), уныние (тоска), гнев, сребролюбие, блуд (разводы), обжорство, зависть.

Социальные пороки классифицируются на три группы:

1) ущербные смыслы и цели, заставляющие выбирать деструктивный жизненный путь (страсть к наживе, блуд, ложные кумиры и др.);

2) разрушительные социальные отношения, насаждаемые «сверху» через подавление персональной свободы (авторитарность законов, диктатура моды и др.) или генерируемые людьми «снизу» (индивидуализм, эгоизм, зависть, неуважение к родителям и др.);

3) пагубные эмоции, вызывающие саморазрушение сознания (гордыня, тоска, гнев, потеря смысла жизни и др.).

Рост позитивных психических черт (социальный оптимизм, уверенность в превосходстве добра, надежда на победу) обозначается как «животворящий дух», а порочных – как «мертвящий дух».

Являясь сложной нематериальной структурой, сознание содержит не только осознаваемые, но и неосознаваемые (подсознательные) характеристики. Присутствующие на индивидуальном и коллективном уровнях, они могут быть позитивными и деструктивными. Примером деструктивного коллективного подсознания служат подскоки убийств пожилых и стариков в России за последние 30 лет (рис. 5).

[img=-16335]

Рис. 5. Волны убийств людей старше 60 лет в России (на 100 000 населения) за 1980–2010 гг.

Демографическое значение подсознания доказывают колебания смертности у российских подростков синхронно с волнами социальной атмосферы (рис. 6).

[img=-16336]

Рис. 6. Колебания смертности российских подростков: 1 – юноши, 2 – оба пола, 3 – девушки

По данным эпидемиологических исследований наиболее сильным негативным для здоровья фактором является депрессия (тоска, уныние). Ее наличие увеличивает общую смертность в 1,5–2 раза. Тревожность, растерянность, потеря контроля над ситуацией ухудшают качество жизни, способствуя угнетению иммунной системы, развитию сердечно-сосудистых и раковых заболеваний. Эмоциональное истощение является сильным предиктором инфаркта миокарда. Э. Фромм писал: «Жестокость разрушает душу и тело, и саму жизнь; она сокрушает не только жертву, но и самого мучителя». Связь эмоциональных характеристик с жизнеспособностью имеется также в животном мире. Особи с озлобленным поведением имеют повышенный риск смерти. Тогда как наличие черт «социальности» способствует повышению жизненной устойчивости.

Обнаружены механизмы трансформации нематериальной психической реальности в материальный телесный риск. Работами последователей школы «нервизма» (К. Быков, И. Курцин и др.) создана кортико-висцеральная теория, доказавшая влияние сознания на функционирование всех органов и систем. Психосоматическое направление в медицине, изучающее влияние психики (сознания) на сому (тело), активно развивается последние десятилетия. Возникли психоэндокринология, психоиммунология, психонейрология, психокардиология, психодерматология и др.

Роль социальной атмосферы в увеличении смертности за 1990–1994 гг. подтверждает наибольшая скорость роста у психических расстройств – на 284%. За ними идут болезни кожи – на 71%, инфекции – на 66%, болезни нервной и эндокринной систем – на 55%, также зависящие от эмоционального состояния. Наименьшую реактивность имели злокачественные новообразования – на 7%, что соответствует литературным данным.

Изучением духовно-эмоциональных причин телесных заболеваний первыми стали заниматься в конце 19 века российские гигиенисты И. Якобия: «Счастье с точки зрения гигиены», «О влиянии душевного состояния человека на происхождение, течение и исход болезней» и И. Скворцов: «О воспитании с гигиенической точки зрения». Возникло новое гигиеническое направление – психогигиена. С 1980–1990-х гг. стали нарастать исследования о влиянии депрессии на физическое здоровье, увеличивая риск смерти в 1,5–2 раза. Таким же негативным эффектом обладает агрессивность (тревожность), ведущая к угнетению иммунной системы, развитию раковых заболеваний, сокращению продолжительности жизни.

Для доказательства демографического значения социальной атмосферы требуются ее замеры и мониторинг при длительных наблюдениях. Физическими приборами измерить нематериальную реальность невозможно. С этой целью предлагается регистрировать людские поступки, выражающие внутренний психический настрой – «метод выявления следов». Здесь по делам оценивается, что творится в человеческой душе (таблица). Такое статистическое направление, обозначенное как «моральная статистика», было предложено в РСФСР в 1920-е годы.

Таблица. Статистические индикаторы социальной атмосферы

[img=-16339]
Работами Э. Дюркгейма показано, что убийства и самоубийства являются индикаторами социальной агрессивности и безысходности. Между ними выявлена прямая связь с коэффициентом корреляции 0,96 (рис. 7). Синхронность зигзагообразных динамик означает наличие у них общего управляющего фактора. «Серым кардиналом» оказывается социальная атмосфера в виде агрессивно-депрессивного синдрома (АДС). А от локальных обстоятельств зависит характер смерти: кто-то будет убит, а кто-то наложит на себя руки.
Диагностика явлений по их следам широко используется в классической науке, например, ядерной физике. Ни один ученый-ядерщик не видел элементарных частиц непосредственно. Их наличие и количество диагностируются по следам, которые они оставляют в регистрирующем материале. Использование статистических «следов» для изучения духовных процессов закладывает основу нового научного направления – эпидемиологии духовности. Измеримость неизмеримых прежде психических явлений и их повторяемость в «экспериментах» устраняют мистическую трактовку понятия «ноосфера».

 

[img=-16337]

Рисунок 7. Синхронность траекторий убийств и самоубийств в России

Изучено влияние социальной атмосферы на демографические процессы в России за 1985–2017 гг. Для этого сопоставлены траектории АДС и общей смертности (без убийств и самоубийств).  Коэффициент корреляции между ними на этапе подъема до 2003 г. составил 0,95, на этапе спада до 2018 г. – 0,97. Полученные результаты позволяют объяснить приведенные выше демографические парадоксы:

– огромная скорость распространения информации осуществляется через СМИ;

– информация может быть позитивной и негативной;

– дети мало восприимчивы к социальной тематике, поскольку не ощущают себя личностями; таковыми они становятся с 10–14 лет;

– устойчивость стариков обеспечивается накопленным жизненным опытом;

– преимущественное поражение мужчин вызвано тем, что их социальная роль добытчиков пострадала сильнее, чем женщин – хранительниц домашнего очага;

– синхронность колебаний на отдаленных территориях обеспечивается связующей информационной деятельностью;

– возможность быстрых смен вектора есть характерная черта психики;

– влияние почти на все заболевания объясняется воздействием психических факторов на неспецифические резервы здоровья, обладающие перекрестной резистентностью.

Процесс имел эпидемический характер. «Заразный» агент в виде притягательной идеи или эмоции передается от человека к человеку. Передатчиками «инфекции» служат СМИ, межличностные контакты, законодательные акты. «Заразившиеся» идеями и эмоциями люди становятся их ретрансляторами, порождая лавинообразный поток разрушительных или созидательных психосоматических взаимодействий. Устойчивая воспроизводимость этих отношений свидетельствует о наличии управляющего ими закона «духовно-демографической детерминации».

В свою очередь причиной колебаний АДС служили происходящие в стране социально-экономические процессы:

– начало «перестройки» (1985–1987) стимулировало мощный эмоционально-духовный подъем, связанный с надеждой на новую, более справедливую жизнь;

– на втором этапе «перестройки» (1988–1990) отсутствие программы созидательных действий привело к ампутации коллективистской ментальности с пересадкой на ее место чужеродной идеологии индивидуализма;

– навязывание либеральных реформ в 1991–1994 гг. привело к разбалансировке социально-экономического механизма, сопровождаясь деструктивными демографическими процессами;

– в 1994–1998 гг. у части общества возникла заинтересованность в рыночной деятельности, у «старых русских» смыслом жизни стала борьба с «новыми» русскими, появилась надежда, что долго так продолжаться не будет;

– дефолт 1998 г. вызвал стресс и дестабилизацию общественной атмосферы;

– негативное восприятие капитализма продолжало нарастать до 2003 г.

К аналогичному выводу пришел американский экономист и демограф Н. Эберстадт: «…русская болезнь носит психологический характер…это вопрос душевного здоровья… взаимосвязь между тем, что в медицине называется депрессией, и катастрофой сверхсмертности …изменение картины смертности связано с тем, как люди смотрели в будущее… это был воистину дух времени».

Если бы демография зависела только от экономики, будущее России представляется печальным. Открытие сверхбыстрых психодемографических реакций и закона духовно-демографической детерминации радикально меняет демографическую перспективу. Обладая свободой действий, сознание способно идти наперекор объективным обстоятельствам. Самочувствие и здоровье могут улучшаться, несмотря на ухудшение уровня жизни. Об этом говорит демографический опыт Великой Отечественной войны. Об этом свидетельствует снижение смертности в России после 2003 г. вопреки экономическим кризисам. Объяснений этому у демографов нет. Социологи с растерянностью констатируют увеличение числа счастливых людей. Подтверждением духовного оздоровления служит выраженный спад убийств, самоубийств, общей преступности после 2003 года. Значит, появился какой-то мощный источник социального оптимизма. Какой?

Сужу по личным ощущениям – это подсознательная радость увидеть, что к 2003–2005 гг. капитализм оказался банкротом. Эффективные собственники не появились. Кризис за кризисом потрясают социально-экономическую жизнь. И чем хуже ситуация, тем ближе долгожданный сокрушительный финал. Но перечисленное есть радость отрицания. Без позитивной программы сознание легко возвращается в депрессивное состояние. Так и случилось в 2020 г. Навязанный страх смерти от коронавируса, нагнетание паники, социальное разобщение, закрытие предприятий и безработица вызвали волну «мертвящего духа». Свидетельством служит увеличение преступности: особо тяжких преступлений – на 4,9%, тяжких преступлений – на 16,4%, терроризма – на 29,7%, экстремизма – на 42,4%. А от этого – драматический рост общей смертности.

Становится очевидным: для выхода России из демографической катастрофы капитализм противопоказан по жизненным основаниям. Требуется вдохновляющая стратегия социально-экономического развития. Нужен образ будущей России, свободной и счастливой, где вся власть принадлежит народу, и человек проходит как хозяин необъятной Родины своей.

 д.м.н., к.ф.н., профессор Академии труда и социальных отношений,

заместитель по идеологии председателя партии «НППР – Власть народу»

Другие материалы номера