Кончина юного завода

Значительная часть этой суммы – долги за энергоресурсы. Суд уже удовлетворил иски поставщиков газа к ММЗ на 1,4 млрд руб. Эксперты отмечают, что завод оказался на грани банкротства из-за сокращения заказов на компоненты и узлы ракет. Достоверно известно, что Миасский машиностроительный завод специализируется на производстве компонентов проектных двигателей ракетных комплексов для Военно-морского флота. Также выпускает гражданскую продукцию: резервуарное оборудование для нефтехимической промышленности, светодиодные светильники и пивоваренное оборудование. По данным «СПАРК-Интерфакс», 91,02 % доли уставного капитала предприятия принадлежит АО «Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева», которое в свою очередь входит в АО «Объединенная ракетно-космическая корпорация» (ОРКК). 100 % акций ОРКК принадлежит «Роскосмосу». Финансовая отчетность предприятия в открытом доступе за 2020 и 2019 годы отсутствует. Поэтому сложно судить об истинных возможностях завода выбраться из финансового кризиса. 

Но вот что важно понимать. Для города с населением около 150 тысяч человек – это катастрофа. Мало того, что именно Миасский машиностроительный завод по факту считался градообразующим предприятием, соответственно, и основным устойчивым налогоплательщиком. Теперь под большим вопросом и судьба почти полутора тысяч рабочих завода, которые в значительной степени поддерживали социальную стабильность Миасса, обеспечивая функционирование всей инфраструктуры. ТЭЦ завода, кстати, до сих пор – основной поставщик тепла для горожан.

Как и предсказывали аналитики, нынешний год начался с банкротств предприятий. Банкротство одного такого завода для небольшого города непременно вызовет цепную реакцию. Как только предприятие перестает выполнять свои обязательства, тут же начинаются проблемы не только у сотрудников, но и у поставщиков комплектующих, у предприятий торговли, бытовых услуг, которые опирались на платежные возможности рабочих завода. В данном случае банкротство градообразующего завода – это сокращение рабочих мест, рост безработицы, снижение реальных располагаемых доходов людей. К этим эффектам добавятся негативные ожидания, когда люди и фирмы усиливают режим экономии в стремлении минимизировать собственные финансовые риски. Все это непременно приведет к тому, что платежеспособный спрос в Миассе, который и так не был устойчивым, продолжит сжиматься, что, естественно, плохо скажется на финансовом благополучии всего города. 

Коллектив Миасского машиностроительного завода, больше чем наполовину составляют квалифицированные специалисты. Высококвалифицированные рабочие, токари, слесари, настройщики оборудования получали весомые зарплаты. Судя по всему, теперь этому наступил конец… 

В госкорпорации «Роскосмос» пока хранят молчание и не раскрывают причины, побудившие предприятие подать иск о банкротстве. «АО «ММЗ» действительно подало заявление о банкротстве в связи с наличием нескольких признаков банкротства, в соответствии с действующим законодательством. Несмотря на подачу заявления, ММЗ работает, а также обеспечивает работу ТЭЦ, снабжающей теплом и горячей водой значительную часть города и поселок Строителей…» – говорится в ответе на запрос интернет-ресурсу «Южный Урал». В головной компании ММЗ – АО «Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева» сообщили, что смогут предоставить комментарий несколько позже. 

Но как факт – последние годы Миасский механический завод пытаются обанкротить с усиленным рвением. В 2020 году компания из Казани – ООО «Техно-логика», поставщик металлических изделий, направило заявление из-за долга в размере 3,3 млн руб. Пока суд принял решение оставить иск без рассмотрения. Но в карточке предприятия в «СПАРК-Интерфакс» имеется информация о 126 текущих исполнительных производствах против ММЗ на общую сумму 683,2 млн руб. Из них 412 млн – это «задолженность по платежам за газ, тепло и электроэнергию». За два последних года Арбитражный суд Челябинской области удовлетворил около 25 исков ООО «НОВАТЭК-Челябинск» к Миасскому машзаводу о взыскании задолженности за поставленный газ на общую сумму более 1,2 млрд руб. Еще 157 млн руб. суд взыскал с предприятия в пользу АО «Газпром Газораспределение Челябинск». 

«Боевые» действия «НОВАТЭК-Челябинск» с заводом длятся уже достаточно давно. В прошлом году были ограничены поставки газа Миасскому машиностроительному заводу из-за накопившегося долга в размере около 400 млн руб. Тогда завод объяснял причины образования задолженности неплатежами со стороны муниципальных предприятий и населения. ТЭЦ предприятия обеспечивает теплом и горячей водой около 70 тыс. жителей Миасса и поселка Строителей. По большому счету это должно было бы стать большой головной болью чиновников городской администрации. Но крайним делают завод и его коллектив. 

По мнению промышленного эксперта Леонида Хазанова, большая задолженность у ММЗ образовалась в связи с сокращением гособоронзаказа. «Огромные долги Миасского машиностроительного завода связаны с сокращением заказов на компоненты и узлы ракет. Выпуск же продукции гражданского назначения, скорее всего, больших денег не приносит, поэтому предприятие увязло в долгах. Замечу, что иски к заводу подавали не только ресурсоснабжающие организации, но и поставщики различных материалов и оборудования. Следовательно, ситуация на нем настолько плоха, что иного пути, кроме как банкротство, для него не остается. Пандемия коронавируса тоже могла сыграть свою негативную роль, однако вряд ли она была основным фактором», – говорит эксперт. 

Судьба обанкроченных заводов, и особенно коллективов, работавших на них, в нынешней России крайне печальна. Фактически ни разу обещания властей сохранить рабочие места и производство не были выполнены. Просто потому, что не для этого затевается вся эта процедура. Традиционно предприятия, что называется, «дербанят» на небольшие лоты. За гроши продают готовые к эксплуатации здания и сооружения, а также землю под предприятием. И на месте некогда стратегически важного для страны завода вырастают торгово-развлекательные комплексы, небоскребы коммерческого жилья и что-то еще из разряда досуга для людей с деньгами. Уволенные после банкротства рабочие и инженеры этого завода в число пользователей этих благ, естественно, не входят. Они остаются без работы и без денег на жизнь. Примеров именно такого финала банкротств десятки тысяч по всей стране. 

Но случай с Миасским машиностроительным заводом по всем меркам особенный. Его банкротят за долг в 2,38 миллиарда рублей. Что такое для «Роскосмоса» эти несчастные «копейки»? «Советская Россия» не раз рассказывала на своих страницах о масштабных хищениях в госкорпорации. Недавно Счетная палата объявила, что более 40 % нарушений, выявленных ведомством, относились к деятельности «Роскосмоса». В конце 2018 года Кудрин сообщил: нарушения тянут на сумму – 760 млрд рублей. По результатам проверок были открыты уголовные дела. 

О том, что следователи СК выявили миллиардные хищения в госкорпорации, заявлял и председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин. Выступая на юридическом форуме, он сообщил, что работа следователей в «Роскосмосе» идет уже «лет пять, и конца и края не видно». «Там миллиарды воруются, миллиарды. Причем технология очень простая – сначала деньги переправляются за границу, потом семья, а потом сам фигурант», – заявил Бастрыкин. 

В прошлом году суд арестовал Владимира Солнцева, бывшего гендиректора РКК «Энергия», структура «Роскосмоса». Его обвинили в хищении свыше 1 млрд рублей на поставках электронно-компонентной базы для научно-энергетического модуля МКС. Согласно материалам дела, фигуранты использовали цепочку аффилированных организаций, завышая при этом цену в три раза, чем нанесли ущерб корпорации в размере 1 млрд 72 млн рублей. Вот это размах! 

Что стоило часть уведенных из госкорпорации денег пустить на погашение долгов завода, на спасение уникального производства и высококлассного коллектива? Да и для самого «Роскосмоса» такая сумма вряд ли могла стать значительной. Бюджет нашего космического ведомства измеряется триллионами рублей. Именно это и наталкивает на мысль, что с Миасским заводом решено просто покончить. А на вопрос, мол, кому это выгодно, мы все получим ответ после того, как предприятие будет выкуплено… 

 

Другие материалы номера