На огромной площадке МХАТа на Тверском бульваре, сбоку и чуть по диагонали, почти в натуральную величину, в оливковых тонах русского модерна был выстроен фасад мемориального шехтелева здания на Камергерском. Горели прямоугольные фонари у входа, тепло светились окна. Старая женщина – бывшая актриса в вылинявшем зеленоватом под цвет фасада платье, в шляпе с обвисшими перьями кружила возле, бережно, с тоской и лаской прикасалась к стенам и стеклам рукой в драной перчатке, вкладывая в прикосновение всю свою любовь (к товстоноговскому ли потерянному Театру – дому, к МХАТу ли, из которого была «изгнана» новыми хозяевами?). Это были самые сильные, пронзительно личные у Дорониной мгновения в спектакле. И насмешливо и горько повторяла она стих: «Мы были на бале, на бале… Нас с бала прогнали…»
«Государыня-актриса. Татьяна Доронина»,
Вера МАКСИМОВА
Пошел третий год рейдерского захвата первой национально-русской театральной площадки – Московского художественного академического театра им. Горького под руководством народной артистки СССР Т.В. Дорониной. В декабре 2018 года при таинственных обстоятельствах Минкульт отправил Доронину в отставку, назначив новым худруком легендарного театра никому не известного журналиста Эдуарда Боякова. На бумаге Доронина получила пост президента театра и должна была возглавить художественный совет. Однако реальных полномочий у нее не оказалось.
«Первоначально речь шла о том, что Татьяна Васильевна продолжит осуществлять репертуарную политику, пускай даже не в должности худрука, – говорит бывшая актриса МХАТа им. Горького Юлия Зыкова. – Ей дают трех помощников – Эдуарда Боякова, Захара Прилепина и Сергея Пускепалиса. Но ее обманули. Оказалась, что она лишена полномочий, а худсовет до сих пор не создан».
Гениальная актриса должна была стать лишь консультантом дилетанта-менеджера Боякова. О своих «самодержавных» претензиях и о том, что он не собирается делить трон с Дорониной, Бояков не раз заявлял (https://www.kp.ru/daily/26994/4055324) и сам: «Театр – это вертикаль, и я руководитель театра, точка».
За два с небольшим года Эдуард Бояков сумел уничтожить «доронинский» театр до основания. Были сняты фактически все спектакли (гениальные, фантастические спектакли, поставленные в стилистике русской драматической школы, на протяжении долгих лет неизменно собиравшие полные залы зрителей). Уволены лучшие артисты театра. Уволен весь «доронинский» персонал театра, костюмеры, реквизиторы, билетерши… Разгромлены гримерка и личный кабинет Т.В. Дорониной.
«Это Афиша спектакля «Без вины виноватые», – рассказывал бывший артист МХАТ им. Горького Андрей Чубченко, – которую новый худрук Бояков сорвал со стены в костюмерном цехе и, топтав ее ногами, кричал истеричным голосом: «Я наведу здесь порядок!» У художника по костюмам был шок. У меня, когда я туда зашел, был не меньший».
Размахивая насквозь лживыми патриотическими лозунгами, провозглашая «мир во всем мире» и «вечную Пасху», в стенах легендарного русского театра Бояков являет миру пример чистой хуцпы.
Судите сами, Бояков часто рассказывает прессе (https://www.gazeta.ru/culture/2019/06/11/a_12408979.shtml) всякие небылицы по типу того, что в ходе часового телефонного разговора с Дорониной они обсудили новые постановки, перезапуск текущего репертуара и другие вопросы театральной жизни. Со слов Боякова, нежные отношения с Дорониной у них дошли до того, что перед премьерой спектакля «Последний срок» Татьяна Васильевна прислала ему и режиссеру Сергею Пускепалису цветы с теплой запиской с пожеланием побед. «Было очень трогательно. Надеюсь, что… она приедет в театр и сможет увидеть спектакль», – заявляет прессе Бояков.
Он также пообещал, что именно Доронина будет работать над реконструкцией спектакля «Три сестры», поставленного Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко в 1940-х годах. Специально для этого сама актриса якобы пригласила в труппу молодых актеров. Ничего подобного не было даже на горизонте!
«Татьяна Васильевна великолепно читает стихи, – продолжает втирать Бояков, – у нее есть две программы, по которым я предложил ей сделать полноценный спектакль по поэзии Сергея Есенина и книге Захара Прилепина о поэте», – добавил он.
Бояков также выразил надежду на то, что Доронина сможет лично принять участие в постановке спектакля, который пока что находится на стадии репетиций, «Старая актриса на роль жены Достоевского» по пьесе ее бывшего супруга Эдварда Радзинского.
На стадии какой, простите, репетиции? «Старая актриса…» – бенефисный спектакль, который Доронина на овациях играла более двадцати лет! …Татьяна Доронина долго хранила молчание из-за плохого самочувствия, ни разу не появлялась в театре с момента назначения Боякова на пост худрука. На днях она, наконец, выступила с заявлением. Представитель Боякова, PR-директор театра, уже успел заявить, что опубликованное письмо – подделка, что это какие-то «каракули, которые вряд ли принадлежат народной артистке СССР».
Сомневаться в подлинности появившихся в интернете записей, сделанных ею от руки, не приходится. Восемь лет я проработала в Художественном театре и прекрасно знаю как почерк Дорониной, так и манеру излагать мысль.
Вот что она написала:
«Теперь о том, что касается «бояковщины»: я его и его приближенных не видела, не встречалась, никаких бумаг НЕ подписывала. Поэтому смело можете писать и говорить, что любая ссылка на меня – ЛОЖЬ!
Один разговор по телефону и то почти два года назад – это общение на тему: не «корректировать» спектакли Станиславского и Немировича и не выгонять Диму Корепина (артиста МХАТа, подвергавшегося дискриминации со стороны Боякова за позицию в поддержку Дорониной. – Ред.) – этим ограничилось все, что называется «знакомством».
Бояков это то, что противостоит Театру. Он – то, что начинается с «НЕ»: НЕ режиссер, НЕ актер и т.д.
Не общалась ни с одним работником «призыва Боякова». Он уволил из театра лучших актеров, снял лучшие спектакли МХАТа им. Горького, уничтожил декорации многих спектаклей. Театральные программки бояковского периода неграмотны и вне МХАТовского стиля. Он не знает, что такое «пьеса для МХАТа», и ставит лишенные вкуса и актуальности и уровня таланта сценарии и «Парикмахерши».
Безумие под названием «20 спектаклей в сезон 20–21 г.» кажется издевательством зарвавшегося непрофессионала!»
Я никогда не забуду финала спектакля «Старая актриса на роль жены Достоевского». Одинокая фигура Дорониной на очень большой, почти пустой сцене, по одну сторону которой декорации фасада МХАТа, а по другую – занавес с чайкой. Подняты ее руки, как в храме, она спиной к зрителю, с поднятой к небу головой.
И слышится ее крик отчаяния, победы и клятвы о том, что любовь, которую она пронесла, благодаря Достоевскому спасает ее от пустоты и бездушия сегодняшней действительности.
Зрители долго аплодировали, дарили цветы и все стояли и не уходили, пока она, не торопясь, клала свои букеты к портретам тех актрис, перед которыми преклонялась всю свою жизнь. Этот спектакль – гимн искусству!…Как стало известно, в настоящий момент Татьяна Васильевна Доронина готовит видеообращение, в котором в подробностях расскажет общественности о том, что в действительности происходило в МХАТе в декабре 2018, и что там происходит сейчас.
Прекрасно зная характер Татьяны Васильевны, скажу одно – она пойдет до конца, Доронина не будет молчать. Как не имеем права молчать и мы.
Благодарю русского поэта Леонида Софроновича Корнилова за острое поэтические слово.
После казней: Его Высочества
И – казнившей его страны
Мы в предательское сообщество
Поголовно приглашены.
Привыкаем бывшую Родину
В лицах памятных предавать.
Много славных людей схоронено
Перед тем, как земле предать.
Превращаем культуру заживо
В закатившийся бриллиант.
Многих светлых имен изгажено
За величие и талант.
Незаметна измена Родине,
Если символы подменять.
Как любили мы все Доронину!
Но настал черед предавать.
Зависть черная. Злопыхательство…
Пусть не все… Но при нас, живых,
Государственное предательство
Колесует людей святых.
Тайный сговор и клеветничество…
Дрыном рыночным оглушив,
Продаем мы ее Величество
И Сиятельство русской души.
И больней ее нежного голоса
Лишь в Ипатьевском доме теракт…
С героиней тихого возгласа
Мы предали русский театр.
Привыкаем в закат Сиятельства
Молчаливой пулей стрелять.
Как Доронина, от предательства
Беззащитна Родина-мать.
Леонид Корнилов
18.03.21 г.