Отзвенели последние звонки, мы поздравили наших ребят с блестящей победой на международной олимпиаде по физике. Но проблемы образования не исчезли.
Напоминаю, в июне 2019 года в Госдуме состоялись расширенные парламентские слушания на тему «О мерах по повышению качества образования в РФ». Слушания были организованы по решению председателя Госдумы на основании моего выступления от имени фракции в сентябре 2018 года.
23 июля 2019 года впервые постановлением Госдумы были утверждены рекомендации парламентских слушаний. Считал это большим достижением депутатского корпуса и своим личным тоже. Надеялся, что правительство прислушается к единогласному мнению парламента. Однако на смену надежде пришло разочарование.
В феврале 2020 года комитет по образованию и науке в порядке парламентского контроля рассмотрел вопрос о реализации рекомендаций парламентских слушаний. Выяснилось: большинство рекомендаций не исполнены.
Более того, к их реализации правительство даже не приступало. Ситуация не изменилась и до настоящего времени.
Мы понимаем: пандемия, новое правительство. И все-таки считаем необходимым обратить внимание правительства еще раз на решения, повторяю, всего парламента.
Пройдемся по пунктам постановления.
Первое. Разработать стратегию развития образования в России. Комитет настаивает на этом с 2017 года.
Не исполнено!
Второе. Разработать комплекс мероприятий и «дорожные карты», гарантирующие минимальную зарплату за одну ставку в размере не менее 70 процентов от средней зарплаты в субъекте Федерации. Именно это положение было согласовано на слушаниях председателем Госдумы и экс-министром просвещения.
Однако при обсуждении на профильном комитете проекта трехлетнего бюджета представители Минфина заявили, что во внимание эту рекомендацию не принимали. Когда же мы предложили поправку к бюджету 2020–2022 гг. с тем, чтобы поэтапно исполнить рекомендацию, поправка была провалена думским большинством, «Единой Россией». Получается, что многие депутаты, принимая бюджет, не согласны со своим собственным мнением, которое высказывали, принимая постановление. Между тем каждый, кто встречается с педколлективами в большинстве регионов, прекрасно знают – социальное напряжение в них растет.
По данным опросов ОНФ, в 75 регионах страны указ президента от 2012 года так и не исполнен. Разрыв в оплате труда учителей по регионам в 2017 году был 4,5 раза, сейчас – 7 раз, по данным коллегии Министерства просвещения РФ.
При этом средняя нагрузка российского учителя, по данным ОНФ, была 28 уроков в неделю, сейчас, по данным РАНХиГС, каждый седьмой учитель работает на две ставки и более. Недавно в передовой омской гимназии я рассказал эти данные учителям, они сказали: вот удивил, у нас некоторые ведут по 40 уроков, а некоторые по 50 уроков в неделю.
Это безумие! Соответственно, нарастает кадровый кризис. По мнению опрошенных, дефицит составляют учителя математики – 44 процента, учителя иностранного языка – 39 процентов и так далее.
Третье. Снизить административную нагрузку на педагогов, в том числе уменьшить отчетную документацию.
И эта рекомендация не исполнена: российский учитель остается мировым рекордсменом по количеству времени, которое он затрачивает на бюрократические процедуры. Напротив, времени на работу с детьми и студентами остается всё меньше.
Четвертое. Проработать механизмы повышения зарплаты отдельным категориям педагогических работников. Если бы не президент РФ, который внёс предложение установить за счет федерального бюджета надбавки классным руководителям в объеме 5 тысяч рублей в месяц, и эта рекомендация была бы не исполнена. Кстати, напоминаю: аналогичное предложение содержалось еще в нашем законопроекте о народном образовании, в редакции 2011 года, затем дважды отклонялось Государственной думой в 2014-м и в 2017 году.
Пятое. Выработать модель оказания медицинской помощи воспитанникам детсадов, ученикам и студентам. Модели нет, если не считать законопроекта, который возлагает первую помощь на сами же образовательные организации.
Шестое. Решить вопрос здорового и качественного питания детей. Это единственный, пожалуй, пункт постановления, в основном реализованный, правда, лишь в отношении детей младших классов. Напомню: президент России заявлял о том, что для принятия закона ему приходилось преодолевать сопротивление некоторых членов правительства, иными словами, и в данном случае это в заслугу правительству не поставишь.
Седьмое. Следующий пункт рекомендаций содержит сразу два требования: проводить не более одной плановой проверки школ в год перед началом учебного года; запретить запрашивать информацию, которая должна размещаться на сайтах образовательных организаций.
Оба требования не исполнены. Риск-ориентированная модель – это в основном не про школу, уважаемые коллеги, вспоминаю недавно принятый закон.
Восьмое. Определить понятие «малокомплектная общеобразовательная организация» и нормативы ее финансирования независимо от количества учеников. И это не выполнено.
Напомню, общее количество школ в РФ за послесоветский период сократилось примерно на 29 тысяч, в том числе сельских школ – на 24,5 тысячи. Мы неоднократно предлагали законопроекты в защиту сельской школы. Думаю, скоро эти школы придется вновь открывать, как после закрытия начали открывать фельдшерско-акушерские пункты.
Девятое. Сократить образовательное неравенство как между образовательными организациями, так и между детьми и студентами, и в этом случае не сделано ничего. Россия – рекордсмен «Большой двадцатки» по уровню социального неравенства, поскольку 1 процент населения владеет 71 процентом национального богатства.
Десятое. Исполнить поручение президента о переходе школ на односменный режим работы. Вы видите, поручение президента исполняется правительством в незначительной степени, только в части ликвидации третьей смены. Финансов выделяется мало, намного меньше, чем требуется по распоряжению самого же правительства. При таких «скоростях» поручение президента будет исполняться более 40 лет.
Напоминаю, в 30-е годы было открыто примерно 25 тысяч новых школ и еще примерно 20 тысяч в первое десятилетие после Великой Отечественной войны.
Одиннадцатое. Инициировать разработку федерального проекта, направленного на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, школьников и студентов. Эта тема была одной из главных на парламентских слушаниях, однако в этом направлении не сделано ничего. Состояние здоровья наших детей продолжает ухудшаться. По данным Роспотребнадзора, только 10–12 процентов детей практически здоровы, а не 85 процентов, как полагают в Министерстве здравоохранения.
Самоизоляция и так называемые дистанционные технологии усилили проблему. В частности, напомню, что, по данным специального центра при Минздраве, неблагоприятное воздействие самоизоляции в сочетании с так называемой дистанционкой ощутили почти 84 процента детей, в том числе: нарушение сна – 56, депрессивное состояние – 42, головные боли – 27 процентов и так далее.
Подведем итоги. Рекомендации парламентских слушаний в адрес правительства содержали 12 позиций, из них одна в основном реализована президентом и парламентом, две – частично реализованы правительством по инициативе того же президента, по собственной инициативе правительства не реализовано ничего, а многое просто не принималось во внимание.
Правительство и Госдума неоднократно меняют годовой бюджет в течение данного отрезка времени.
Уважаемый Вячеслав Викторович, прошу вас обратиться в правительство Российской Федерации со специальным письмом и выразить в нем предложение исполнять рекомендации парламентских слушаний, утвержденных постановлением от июля 2019 года.
В противном случае разговор о парламентском контроле останется риторикой или, как сейчас принято говорить, «белым шумом». Спасибо за внимание.