Русский «костотряс»

Но мало кто из соотечественников знает, что россияне катаются на велосипедах уже на протяжении почти двух столетий. И первенство в изобретении этого чуда принадлежит простому русскому мужику.

История создания велосипеда в том виде, в котором он дошел до наших дней, доподлинно неизвестна. По одной из популярных версий, которой есть немало косвенных подтверждений, первый велосипед с педалями, сиденьем, рулем и двумя колесами сконструировал российский крепостной механик Ефим Артамонов в 1800 году.

Конструкция, изобретенная им, весила 40 кг и достигала полутора метров в высоту. К переднему колесу диаметром чуть больше метра были приделаны педали, а заднее колесо, которое было в два раза меньше, крутилось по инерции. В екатеринбургских газетах даже отыскали вот такое сообщение: «Холоп Ефимка сын Артамонов розгами бит за то, что в день Ильи пророка года 1800 ездил на диковинном самокате» по улицам Екатеринбурга и пугал встречных лошадей, которые на дыбы становились, на заборы кидались и «увечья пешеходам чинили немалые».

Артамонов работал слесарем на Нижнетагильском заводе и часто был вынужден пешком проходить длинные расстояния – до 80 верст. Считается, что во время одного такого путешествия он и придумал, как облегчить себе жизнь. По одной из версий, сначала он сделал  конструкцию из рамы, двух колёс и сиденья, для движения на которой нужно было поочередно отталкиваться ногами от земли. По другой версии, русский мастер сразу придумал прототип современного велосипеда, то есть колесное устройство с педалями. Переднее колесо было в три раза больше заднего, и абсолютно всё было сделано из металла. Именно такой велосипед долгое время хранился в музее-заповеднике Нижнего Тагила.

Народная молва утверждала, что со своим велосипедом Артамонов сплавился на барже до Москвы, а от пристани проделал путь до Успенского собора, как раз поспев к коронации императора Александра I. Самодержец диковинку оценил, одарив изобретателя вольной. В дальнейшем биография Ефима Артамонова обросла и другими подробностями: ему приписывали изобретение насоса и первой машины с паровым двигателем.

Как бы то ни было, история о русском изобретателе Ефиме Артамонове вполне согласуется с реальностью и не выглядит чем-то из ряда вон выходящим. Россия во все времена славилась смелыми экспериментаторами и неординарными изобретателями. И часто это были не бароны и графы, а выходцы из самых простых слоев – крестьяне и ремесленники. Артамоновская модель велосипеда была названа «костотрясом»: ехать на таком транспорте было неудобно и даже болезненно. Патент на создание велосипеда Ефиму так и не выдали.

Массово велосипеды появились в Петербурге во второй половине XIX века. Тогда этот вид транспорта считался роскошью, и позволить его себе мог далеко не каждый. Велосипед стоил от 250 до 400 рублей, тогда как средняя зарплата рабочего составляла всего 20 рублей. Одним из первых российских велосипедистов стал император Александр II, который на своем «костотрясе» любил совершать велосипедные прогулки по Царскому Селу.

Владимир Ильич Ленин был большим поклонником велосипеда. Ездить на нем он научился в 1894 году, в подмосковном Люблине, на даче у Елизаровых (семья его старшей сестры Анны). Этот вид транспорта очень ему понравился и во всех городах своей эмиграции он предпочитал передвигаться именно на велосипеде. Интересно, что первые собственные велосипеды ему и Надежде Константиновне подарила мама Владимира Ильича. В воспоминаниях Григория Зиновьева есть такие слова:

«Сколько раз в Париже В.И. увлекал нас на велосипеде за 50–70 верст только для того, чтобы на живописном берегу красивой реки выкупаться и погулять. Поездка в полсотни верст на велосипеде в прекрасный французский лес для того, чтобы собрать ландышей, считалась обычным делом».

В велосипедной жизни Ленина есть масса драматических и курьезных эпизодов: авария на трамвайных рельсах, столкновение с автомобилем некоего виконта, синяки, ушибы и кража велосипеда от дверей библиотеки. И даже история про осуществленную на спор 100-километровую поездку…

Для В.И. Ленина велосипед служил единственным средством передвижения во время эмиграции в Париже. Ежедневно из дома на окраине французской столицы, который он снимал вместе с Н.К. Крупской, он на велосипеде отправлялся в библиотеку. Один раз попал под автомобиль, изломав велосипед. В другой раз велосипед, который был куплен чуть позже и оставлялся на лестничной площадке соседнего с библиотекой дома, украли. Платил Ильич консьержке по десять сантимов, но она не уберегла его транспортное средство.

Советская эпоха оставила внушительное «велосипедное наследие», поскольку некогда великая страна в свое время выпускала действительно большое количество двух- и трехколесных «железных коней», некоторые из которых до сих пор пылятся в гаражах, а другие – либо по-прежнему находятся в активной эксплуатации, либо стали предметами коллекционирования… Вообще в СССР велосипеды любили абсолютно все – от мала до велика и от жителей крупных городов до людей из далекой глубинки. И это совсем не удивительно, поскольку двухколесный транспорт всегда отличался доступностью. Редкое детство обходилось без освоения трехколесных велосипедов. Эти велосипеды имелись почти у всех, даже в детских садах в них не было недостатка. К 1990 году в СССР выпускалось более 5 миллионов велосипедов в год. Сегодня в России своих велосипедов практически не осталось. Несколько предприятий наладили так называемое отверточное производство, собирая иностранные модели.

По предварительным оценкам аналитиков, число россиян, имеющих в своем распоряжении велосипед, держится на отметке 33,6 миллиона. Именно велосипеды стали хитом продаж во время самоизоляции.

 

 

«Советская Россия» открывает новую рубрику «Первые» и приглашает читателей принять в ней участие. Если вам известно об историях, фактах, событиях, в которых русские люди стали первооткрывателями, первопроходцами, и имеются аргументы, подтверждающие это, пишите. Газета с удовольствием опубликует ваши письма и рассказы. России есть чем гордиться и что поставить нашему народу в заслугу.

 

Другие материалы номера