Снегирь снеговой державы

Ну, а поскольку и отвечали за его проведение те, кто прорывными решениями и технологиями не озабочен – Д. Медведев, Д. Чернышенко и А. Фурсенко, то и ждать особо ничего не приходилось. Но наша газета и многие другие заинтересованные структуры вносили посильный вклад. Об итогах не мне судить – целая РАН есть…

А вот про будущий год скажу, поскольку уверен, что во многих областях и республиках истинные патриоты встретят его с энтузиазмом. Президент поддержал идею провести в России Год народного искусства и нематериального культурного наследия. Он подчеркнул, что важно хорошо и содержательно наполнить программу Года, учитывая особенности каждого региона. Правда, почему-то при этом акценте на местные силы совсем не подчеркнута роль Министерства культуры – заведомо не верит? Так вот, уверен, что будущий 2022 год в России, а особенно в Московской области, должен стать Годом Виктора Бокова. Откуда такая убежденность? В центральной, исконной Руси нет другого такого творца, который выразил бы дух народной культуры, традиций русской поэзии и песни, как Виктор Федорович. Уроженец деревни Язвицы, за Сергиевым Посадом, рядом с Богородским – колыбелью народного промысла резьбы по дереву, впитал вековое наследие, наполнил его новым переливчатым звучанием и снова вернул в народ песенными строками.

А времена всегда были непростые для такого духовного подвига. Например, Ольга Фрейденберг – ленинградская исследовательница происхождения сюжетов и жанров, двоюродная сестра Бориса Пастернака (известна их переписка) в ходе дискуссии о фольклоре в Ленинграде в июне 1931 года выступила довольно агрессивно: «…Мы не должны пассивно ждать изжития фольклора, а приложить все методы борьбы к его коренному уничтожению». Во как! Но и пафос строек 30-х, и особенно Отечественная война выявили всю жизнестойкость и спасительную силу фольклора. Кстати, сам Борис Леонидович очень ценил стихи Виктора Бокова, особенно за их органичную связь с русским фольклором. Но всё равно награды и посты получали другие – Бокова обошли даже при вручении Государственной ­премии!

Более 650 его стихотворений положены на музыку композиторами А. Аверкиным, Г. Пономаренко, Н. Кутузовым, В. Соловьевым-Седым, А. Экимяном, А. Пахмутовой и другими. Песни «Оренбургский пуховый платок», «На побывку едет…», «На Мамаевом кургане», «Лен, лен», «Колокольчик», «Учись людей любить» и другие поются так, будто выдохнуты самим народом на подмосковной земле. Вообще, хочу напомнить, что истинных сынов Подмосковья в высокой литературе раз-два и обчелся. Даже мой любимый писатель – певец Талдомского края, творивший в Загорске и Дунине, Михаил Пришвин – уроженец Ельца, самобытный Николай Тряпкин, которого мы чествуем в Лотошине, родился в Тверской области. А вот Боков – коренной и корневой! К тому же он единственный поэт в России, а наверное, и в мире, которому еще при жизни поэта земляки подарили целый Дом-музей со штатом и замечательной экспозицией. Вдумайтесь: у нас Пушкин и Лермонтов не имеют музея в родовом московском гнезде, и вообще здания, где они родились, снесены. А Боковский музей открывал сам герой в 2003 году, под прицелом нашей телекамеры сажал березку у родного крыльца. Теперь это повзрослевшее и крепкое дерево, которое шумом ветвей встречает гостей со всей страны.

В который раз на родительском подворье прошел фестиваль «Боковская осень». Давненько я сюда не приезжал, и вот примчался не только выступить с воспоминаниями об учителе и наставнике (Боков написал рекомендацию и предисловие к моей книге «Дань», по которой меня единодушно приняли в Союз писателей СССР), со стихами, посвященными ему, но чтобы воочию убедиться, как плодотворно работает Фонд творческого наследия имени Виктора Бокова под руководством Татьяны Новиковой и под опекой Алевтины Ивановны Боковой. Фонд ищет возможности, выигрывает конкурсы на грант, стучится в чиновничьи двери (а ведь за ними много равнодушных людей, которые порой и не знают тех, кто составляет душу и славу пригревшего их региона). Праздник проходил в рамках III народного музыкального фестиваля «Русских слов душа», направленного на сохранение и популяризацию творческого наследия поэта Виктора Бокова и знаменитых композиторов-соавторов поэта. На поэтический конкурс «Русских слов душа» и музыкальный конкурс «Россия начинается с тебя» подали заявки уже более 400 учащихся, молодых людей. Я согласился войти в жюри конкурса, чтобы воочию убедиться, что Бокова открывают для себя новые поколения.

Сам праздник, который пощадил даже дождь, заморосивший лишь к концу действия, прошел на одном дыхании. Спасибо за сотворчество и любовь к настоящей поэзии и русской песне заслуженным артистам России Елене Калашниковой и Александру Захарову, талантливым самодеятельным исполнителям Маргарите Смирновой и Галине Петрушкиной – солисткам ансамбля «Жар-птица», ветеранам-исполнителям вокального ансамбля «Зарянка», юным, многообещающим певицам – Мокеевой Екатерине (Александров) и Валерии Янковской, юным чтецам Попову Алексею, Цыбану Александру, Белорусовой Веронике. Объединила весь творческий состав и задушевно вела праздник заслуженная артистка России, диктор ЦТ Галина Власенок, с кем пересекались мы и на телевидении, и на лучших сценах Москвы и Подмосковья. Все гости «Боковской осени» были обогреты теплом и заботой женского коллектива дома-музея поэта во главе с директором Анастасией Остапенко.

Мне посчастливилось очень много выступать вместе с Виктором Боковым от красных уголков на ферме в Ивановской области или завода шарикоподшипников в Вологде до Малой арены Лужников и парадного Зала им. Чайковского, ездить с ним по стране, делить ночлег в двухместных номерах. В Ленинграде он даже написал стихи, посвященные мне, спящему, где была строчка: «И, согрешив, поэт как ангел спит»… Однажды сидим в Вологде, в номере обкомовской гостиницы, за окном трескучий мороз, идти никуда не хочется. Перебрасываемся лениво фразами. Скучно. И вдруг Боков вспоминает: «Я ведь из этого города однажды письмо от школьника получил. Он пишет: «Я хочу, как и Вы, заниматься фолькормом». Хорошее слово придумал – фолькорм…». И сразу скуку как рукой сняло… Теперь вспоминаю и печально думаю: в буржуазные времена попсы и гламура фольклор, народная песня – плохо кормят. Может, хоть грядущий Год народного творчества хоть чуточку изменит плачевное состояние к лучшему?

Теперь главное, что хотел сказать относительно наследия и значения фигуры Виктора Бокова для самого Подмосковья. Совершенно очевидно, что в 2022 году правительству Московской области совместно с Союзом писателей России просто необходимо учредить премию имени Виктора Бокова – «Снегирь державы». По строчкам из замечательного стихотворения:

 

Я люблю снегиря за подобье пожара,

За его откровенную красную грудь.

Мать-Россия моя, снеговая держава,

Ты смотри снегиря своего не забудь! 

 

Надо вручать премию по трем номинациям, как всегда это бывало с Фатьяновской премией, например: поэту, который хранит и преумножает традиции русского Леля; певцу или композитору, кто пестует мелодическую основу национального творчества; наконец, общественному деятелю, пахарю на культурной ниве, кто бережет память о певце Московии.

 

Председатель комиссии по творческому наследию Виктора Бокова

Другие материалы номера