К мандатам почтения нету

Народ с презрением наблюдает, как после выборов буржуазное представительство, сидящее на бюджете страны, распределяет в основном в рамках одной партии обесценившиеся мандаты. Более 88 избранников отказались от депутатства. Отказывались порой даже списочные очередники второго, третьего ряда, а только с пятого захода удавалось пристроить «вакантный» мандат.

Акцию массового «передаривания» думских мест неизбранным лицам развернула «Единая Россия». У нее после голосования и ошеломительного результата в 49,8% высвободилось 82 списочных мандата из 126! «Паровозы»-министры, главы регионов, медийные лица обеспечили «ЕдРу» высокий результат, только далеко не все, за кого люди голосовали, пошли в Госдуму, что 82 подставных кандидата остались на своих прежних высоких должностях. Солидный пакет свободных мандатов единороссам предстояло перераспределить. 

А для этого партии власти не стоило устраивать предвыборную гонку, проводить затратные праймеризы и съезды, трехдневное, электронное, надомное и бездомное голосование, сопровождавшееся вбросами, каруселями и подтасовками.

Финиш в итоге получился неуклюжим и нечестным по отношению к народу, к избирателям, которые голосовали за одних, а в Думу идут другие.

Выборы прошли с 17 по 19 сентября, и уже через пару дней Центризбиркому полагалось утвердить и огласить список избранных депутатов. Но ЦИК не мог этого сделать в течение нескольких недель, так как все это время сыпались заявления отказников, – тех, кто был первым в партсписках, кто красовался на билбордах, раздавал обещания, хотя заведомо знал, что не пойдет в депутаты. Это те «паровозы», которых «прицепили» к единороссам, чтобы вытащить их из антирейтингового болота, вывести в «победители» и сохранить в единопартийных руках контроль над Госдумой и законотворчеством.

Еще 6 октября, за несколько часов до первых организационных сборов думских фракций, Центризбирком продолжал регистрировать новых депутатов, получавших мандаты отказников. Процесс проходил непросто. Не все мандаты удавалось пристроить с первого раза, некоторые передавались из рук в руки по несколько раз, от них отказывались, но им непременно надо было найти хозяев. Сложная судьба выпала мандату московского главврача Марьяны Лысенко, выдвинутой «Единой Россией», под №2 в столичной группе. Возможно, абсурдная история о мандате-скитальце войдет черной строкой в анналы российского парламентаризма.

Итак, медик Лысенко не захотела идти в законотворцы и уступила свой мандат директору Театра наций Марии Ревякиной. Мария тоже предпочла остаться в своем театре, передав право на думское кресло следующему претенденту по списку «Единой России» – актеру Владимиру Машкову, баллотировавшемуся в московской группе «ЕдРа». Машков решил, что ему тоже ни к чему покидать театральные подмостки, и передал «думское счастье» директору Государственного музея А.С. Пушкина Евгению Богатыреву, состоявшему в единороссовском предвыборном списке. Богатырев практически без раздумий отказался покидать музей. А блуждающий мандат только с пятой попытки нашел своего адресата. Его согласилась принять руководитель московского отделения «Российских студенческих отрядов» Юлия Дрожжина. В биографии девушки есть фартовая страничка: однажды на встрече студотрядовцев с Путиным Юлия облачила президента в фирменную куртку молодых строителей и запомнилась общественности. В случае с мандатом она стала последним зарегистрированным депутатом Госдумы. После ЦИК объявила имена думцев по партийным спискам.

Стоит отметить, что в эти выборы партия власти обращалась с мандатами крайне непочтительно. Отказничество стало нормой. Сторонники «ЕдРа» спешат оправдать практику «вакантного» мандата, такой удобной для партии власти: хапнули, мол, при голосовании высокий процент, тягачи ушли, а «ЕдРо» распределяет депутатские места, ценный политический ресурс, по своему смотрению. Избиратели, оппозиция остаются в стороне, хотя всем известно, что высокие результаты партии власти достигаются всеми правдами и неправдами. Это под корень рубит престиж законодательной власти, депутатский мандат обесценивается. Пора прекращать этот ералаш, говорят эксперты, отказался «паровоз» входить в парламент – пусть уходит вместе с мандатом, а места отказников поделить поровну между всеми фракциями Госдумы. Это будет справедливо.

 

***

Роль тягловой силы для «ЕдРа», по предложению президента, исполнили министр иностранных дел Сергей Лавров, министр обороны Сергей Шойгу, главврач «Коммунарки», Герой Труда России Денис Проценко, руководитель центра «Сириус» Елена Шмелева и детский омбудсмен Анна Кузнецова. Они составили федеральную пятерку единороссовского списка и должны были стать приманкой для избирателей, сконцентрировать их внимание на партии власти. После голосования из всей пятерки только Кузнецова пошла в депутаты, остальные вернулись на свои прежние посты.

Шойгу отдал свой мандат главному федеральному инспектору по Пензенской области Дмитрию Каденкову, Лавров – первому замсекретаря севастопольского регионального отделения «ЕдРа», депутату Госдумы прошлого созыва Дмитрию Белику, Проценко – депутату заксобрания Краснодарского края Эдуарду Кузнецову, Шмелева – вице-губернатору по внутренней политике Свердловской области Сергею Бидонько.

Как по команде отказались идти в Госдуму почти все главы субъектов РФ, возглавлявшие региональные группы единороссов. «Паровозами» второго уровня были московский мэр Сергей Собянин, губернатор Подмосковья Андрей Воробьев, полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе Владимир Якушев, вице-премьер, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, гендиректор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский…

Если первые три чиновника предоставили право передачи своих мандатов штабу «ЕдРа» следующим единопартийцам по региональным спискам, то у Пиотровского Михаила Борисовича имелся свой план. Он готов был стать депутатом Госдумы, но только в случае, если место гендиректора Эрмитажа займет его сын Борис Михайлович Пиотровский, который служит вице-губернатором Петербурга по культуре. Близкие Пиотровскому-стар­шему люди поддерживали продуманную им комбинацию. Но что-то сорвалось.

Борис Михайлович остался вице-губернатором, а Михаил Борисович – руководителем Эрмитажа. Депутатское место в Госдуме досталось Сергею Боярскому, сыну известного артиста и певца Михаила Боярского. Боярский-младший уже был депутатом в седьмом созыве Госдумы и показал высокий уровень понимания и исполнения распоряжений партийного и иного руководства. Такая вот питерская история.

По мнению аналитиков, губернаторы, которые вели на выборы региональные парткоманды «ЕдРа», были заинтересованы в передаче своих мандатов кому-то из своих местных чиновников. Но далеко не у всех это получилось. Например, губернатору Кировской области Игорю Васильеву пришлось «подарить» свой мандат члену Общественной палаты РФ Марии Бутиной, далекой от проблем Кировского региона. Бутина родилась и выросла на Алтае, известность получила, когда, находясь в США, была заподозрена в агентурной деятельности в пользу России и попала в американскую тюрьму. Пошла на сделку с американскими спецслужбами, освободилась в 2019-м, вернулась в РФ и теперь крутится в органах власти. Новоиспеченная депутатка-единоросска критически воспринята избирателями, в соцсетях ее называют обидными словам и считают, что от нее бессмысленно ждать чего-то дельного. Но губернатору И. Васильеву пришлось подчиниться приказу сверху, так как его регион «проштрафился», «ЕдРо» в Кировской области получило всего 29,5% поддержки. И Бутину там не избрали, ее одарили опекуны.

Не менее виновна перед «Единой Россией» Якутия. В большой холодной, но доброй республике победу одержала КПРФ, за нее высказались 35,15% якутян, а за «ЕдРо» – 33,22%. Понимая ситуацию, глава Якутии Айсен Николаев сам подобрал договорную кандидатуру для передачи своего депутатского мандата. Ею стала Галина Данчикова, отработавшая пятилетку в Госдуме седьмого созыва. Народ возмутился выбором Николаева. Если население республики отдает предпочтение коммунистам, то и глава должен следовать этому выбору. Однако Николаев выбрал Данчикову, за которую никто бы в Якутии не проголосовал. Народ говорит, что Данчикова, будучи депутатом, мало внимания уделяла региону, своим землякам, зато органично влилась в думское большинство, вместе с этой массой голосовала за все людоедские законы президента и правительства, включая повышение пенсионного возраста. А еще стала одним из авторов резонансной инициативы по истреблению бездомных собак и кошек.

Мандатным ходом удивили иркутян губернатор Игорь Кобзев и его команда. Как и положено главному лицу региона и партийному «паровозу», он шел на парламентские выборы под №1 от «ЕдРа». В тройке с ним были детский доктор Юрий Козлов (№2) и вице-спикер заксобрания области Кузьма Алдаров (№3). За «ЕдРо» в области проголосовало 35,53% избирателей, списочное объединение партии получило один мандат депутата Госдумы. И первая «тройка» дружно от него отказалась, «паровозы» сослались на свою невероятную занятость на тех постах, которые занимают. И стали гадать, кого осчастливить думским билетом. Перебрали возможных претендентов и остановились почему-то на некоей Марии Васильковой. Не исключено, что по подсказке. Во всяком случае, в Иркутской области о ней мало что известно, а избиратели утверждают, что за эту даму «никто не голосовал». Тем не менее «темная лошадка» отправилась на постой в Госдуму.

А вот в Оренбургской области разразился скандал, переросший в протесты. Хотя всё было, как везде. По результатам выборов обладателями депутатских мандатов стали три первых номера в партсписке «Единой России» – губернатор Денис Паслер, врач Светлана Быкова и председатель заксобрания Сергей Грачев. Все трое без раздумий решили передать свой выигрыш тем, кто не избран. Особенно категоричные обращения поступили врачу Светлане Быковой. Ей припомнили праймеризы, сопровождавшиеся ее пламенными речами о том, что в Госдуме должны быть не только юристы и управленцы, а люди разных профессий. Про себя Быкова говорила, что собирается в Госдуму, чтобы представлять интересы здравоохранения. И что видят? Отказ. Значит, единороссы водили за нос, призывая голосовать за них, а сами, получив мандат, совершенно небрежно, как избыточный аксессуар, перебрасывают его неизвестно кому, за кого оренбуржцы не голосовали.

Еще большее негодование у избирателей вызвала новость о передаче губернатором Паслером своего депутатства мэру Оренбурга Владимиру Ильиных, своему дружку. Горожане доказывали, что мэр Ильиных вообще не работал, городом не занимался, много денег потратил на какие-то украшательства, с горожанами не общался, город утопил в грязи. Паслер людей не слушал, а под шумок отправил Ильиных в Москву, где тот быстренько зарегистрировался депутатом. В Госдуме единопартийцы поручили Ильиных заниматься вопросами Арктики и Дальнего Востока. Жители Оренбурга решили написать петицию на имя президента Путина и потребовать отзыва Ильиных из Госдумы.

В Челябинской области избранная депутатом от «ЕдРа» руководитель областного госпиталя ветеранов Татьяна Василенко, заявив, что не желает менять работу, отдала свой депутатский мандат единороссу Дмитрию Вяткину. В прошлой Госдуме с подачи Вяткина были приняты законы, ужесточающие наказания за протестные акции, усиливающие требования к проведению митингов и массовых мероприятий, статью о наказании 5-летним сроком лишения свободы за «клевету в интернете», и порадовал своих единомышленников, протащив закон о засекречивании данных об имуществе чиновников, судей и силовиков. Разве могла «Единая Россия» лишить законотворческий процесс такого неуемного борца со справедливостью?

Добавим еще, что в Госдуму пришли свеженькие селебрити – журналист Евгений Попов, артист Дмитрий Певцов, одессит Анатолий Вассерман, зоолог-путешественник и телеведущий Тимофей Баженов.

Как видим, восьмая Госдума нашпигована субъектами, которые персонально не были избраны, а получили частное доверие и будут без оглядки продавливать законы, какие нужны администраторам: о повышении тарифов ЖКХ, об увеличении на 25% платы по строке «капремонт», с бюджетом со сниженными расходами на здравоохранение, науку, образование – всё будет принято безоговорочно как минимум 326 единороссовскими голосами.

Для того власть и старалась с помощью электроники и трехдневок, с помощью мандатных многоходовок и подстав создать в Госдуме атмосферу конституционного единоначалия, где голос несогласного будет глух и не слышен.

 

Другие материалы номера