Случай в поселке Сарс

Первым в этом ряду в 1999 году стал расстрел двенадцати учеников и учителя в частной школе «Колумбайн» в американском штате Колорадо, который закончился самоубийством двоих нападавших. В итоге слово «колумбайн» стало нарицательным, теперь им обозначают все подобные случаи. Масла в огонь подлило и преступление Андерса Брейвика, который в 2011 году убил 77 человек в молодежном лагере Норвежской рабочей партии.

Преступники, получающие широкую «раскрутку» в СМИ, превращаются в персонажей массовой культуры, а это, в свою очередь, вызывает желание подражать им – из различных побуждений, от ненависти к конкретным людям или человечеству в целом до желания Геростратовой славы.

Только в последние месяцы в России произошли нашумевшие «колумбайны» в казанской гимназии и Пермском государственном университете, где погибли соответственно 9 и 6 человек и десятки получили ранения.

И вот утром 18 октября – очередной случай в поселке Сарс (отметим странное совпадение названия поселка с международным обозначением эпидемии атипичной пневмонии – SARS) того же Пермского края. К счастью, на этот раз обошлось без жертв, лишь один мальчик получил ранение.

Но сразу же бросается в глаза небывало юный возраст устроившего стрельбу школьника – ему всего 12 лет. Шестиклассник пронес в учебное заведение охотничий карабин отца и произвел два выстрела в стену и потолок.

«Когда я шла в школу, со второго этажа донеслись громкие звуки. Сначала я подумала, что что-то упало, но когда зашла в школу, переоделась, учителя начали говорить, что надо идти в большой спортивный зал. Оттуда нас эвакуировали на стадион», – рассказала одна из учениц. Во время стрельбы в школе находились 300 учеников и 30 педагогов.

По данным пресс-службы регионального министерства территориальной безопасности, стрелявший ученик находился в состоянии эмоционального расстройства. Директор школы увела его в кабинет и убедила отдать ей оружие, после чего он был задержан. Школьнику предстоит детская психиатрическая экспертиза.

По словам детей, устроивший стрельбу подросток хорошо учился, был общительным. Однако причиной его поступка могли стать травля и обиды на одноклассников. Принести оружие и устроить стрельбу он мог из-за конфликта с девочкой, которая якобы била его и других мальчиков. В то же время, по словам источника агентства «Интерфакс», при задержании он кричал, что руководствуется «указаниями бога».

По данным телеграм-канала Baza, отец школьника работает на заводе в Челябинске. Родители мальчика находятся в разводе. Представителям телеграм-канала удалось поговорить с мужчиной по телефону. Он рассказал, что иногда сын играет в компьютерные игры.

– Играть любит в «Танки», – уточнил отец. – Я смотрю, молодежь сейчас спивается, поэтому купил ему более-менее нормальный компьютер. Чтобы он дома сидел и играл, а не ходил где-то.

Доступа к оружию, по словам отца, у мальчика не было. Но в разговоре с другим телеграм-каналом, Shot, мужчина рассказал, что иногда возил сына на охоту «пострелять по бумажкам».

Следственным управлением СКР по Пермскому краю возбуждены уголовные дела по факту халатности и оказания услуг, не соответствующих требованиям безопасности.

«В настоящее время следствием устанавливаются мотивы действий несовершеннолетнего правонарушителя, а также обстоятельства, при которых подросток получил доступ к оружию. Будут исследованы условия хранения оружия, дана оценка своевременности и качеству его проверки соответствующими контролирующими органами. Исследуются вопросы качества охраны образовательного учреждения, будет дана оценка действиям (бездействию) ответственных должностных лиц, допустивших факт перемещения вооруженного школьника по территории учебного заведения», – сообщили в СУ СКР.

Власти Пермского края также пообещали, что проведут проверку охранного агентства, которое обеспечивает безопасность Сарсинской средней школы, где в понедельник шестиклассник открыл стрельбу. Об этом сообщили журналистам в пресс-службе регионального министерства территориальной безопасности.

Чиновники, как обычно, обещают «разобраться» и «предотвратить». Хотя очевидно, что предотвратить подобные явления чисто административными мерами невозможно, пока сама школа не воспитывает ребенка как личность, а лишь (в лучшем случае) учит его «компетенциям» и превращает в «квалифицированного потребителя». Если школа не учит подростка уважению к себе и другим, не внушает представление о ценности каждой человеческой личности, чему же тут удивляться?

Небывало участившиеся в последнее время «колумбайны» в очередной раз всколыхнули вечную дискуссию о том, допустимо ли свободное владение огнестрельным оружием (хотя, как мы недавно видели на примере той же Норвегии, речь идет уже не только об «огнестреле», но и о таком архаическом орудии убийства, как лук со стрелами).

На этот счет есть две противоположные точки зрения. По мнению одних, сплошь вооруженное общество защищает от преступности, потому что любой грабитель с ружьем может нарваться на так же вооруженную жертву. Другие считают, что владение оружием, напротив, ведет к чувству безнаказанности и стимулирует преступность. Обе стороны приводят данные статистики, работающие в пользу той или иной точки зрения.

В любом случае, очевидно, что несовершеннолетние с их еще не устоявшейся психикой иметь доступ к оружию не должны. Тем более что современное общество с его атомизацией, полным разрывом традиционных связей между людьми и погружением в виртуальную реальность, где сознанием молодежи особенно легко манипулировать, само подталкивает к таким кровавым действам.

Живые люди воспринимаются такими подростками как персонажи компьютерных игр, которых можно и нужно массово уничтожать. Да и собственная жизнь кажется им чем-то «виртуальным».

Так что остановить подобные трагедии, связанные с агрессивностью подростков, может только изменение общества в целом. А именно – переход от «либерального» индивидуалистического типа общества к обществу «солидарному», где господствует не борьба всех против всех, а братство и взаимопомощь. И, разумеется, возвращение молодёжи из виртуального мира в реальную жизнь.

 

Другие материалы номера