Всё это лишний раз подтверждает: в окололитературной среде литература как таковая мало кого интересует; следуя общим, утвердившимся в стране веяниям, литтусовщики не устают поддерживать «своих» и не замечать «чужих», а издатель руководствуется собственными, мало кому понятными соображениями. Тем более что проза Екатерины Глушик не только не уступает титулованным сочинениям, но и превосходит их по разным направлениям.
Герой рассказов и повестей Екатерины Глушик – современный российский обыватель, обыкновенный человек. Он может быть богатым или бедным, добрым или злым, счастливым или несчастным, пожилым или совсем молодым, жителем провинции или столицы. Главное, что предмет художественного исследования писателя – современная Россия – как довольно агрессивная, постоянно меняющаяся среда обитания – и современный россиянин, адаптирующийся к этой среде. Однако современность с характерным диктатом материального и отказом от идеального, с мировоззренческим хаосом и растерянностью перед новыми ценностями предстает в книге не помойной ямой, не отделением психиатрической лечебницы и не преддверием Апокалипсиса, как часто это бывает в прозе российских писателей. Екатерина Глушик нашла собственные художественные средства для отображения неприглядных черт действительности, и всё же эта действительность не внушает отчаяния и отвращения к жизни. Напротив. Добро всегда побеждает зло, воздаяние неизбежно.
Прослеживая жизненный путь своих героев, Екатерина Глушик раскрывает связи между событиями, разнесенными во времени, между вдруг поразившими героя несчастиями и тем злом, что было сделано в прошлом. Так, парализованный поэт Николай Кринкин из рассказа «Сворованная строка» кончает дни в богадельне. А ведь всё так хорошо начиналось: литературная слава, должность в Союзе писателей, удачная женитьба, карьера, богатство… Но когда-то, еще в армии, Николай украл книгу в библиотеке, потом украл строку одного безвестного поэта, потом вообще пристрастился красть чужие стихи, потом начались махинации с недвижимостью и зарубежными счетами. Кривая дорожка привела к убийству и содомскому греху. Приходится признать, что перед нами не какой-то исключительный злодей, но, скорее, герой нашего времени, или, как писал М.Ю. Лермонтов, «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». «Героем нашего времени» Лермонтов называл своего современника, а точнее – чаще других встречающийся тип современного ему человека. Точно так же проходимец Кринкин может быть назван «героем нашего времени», поскольку уж очень типично всё то, что он делает и как живет. И если бы Кринкин в конце рассказа торжествовал, впечатление это произвело бы удручающее. Однако Екатерина Глушик выстроила сюжет таким образом, что однажды сворованная строка обернулась в итоге полным крахом лжепоэта. А у читателя осталось ощущение, что жизнь не так уж и безнадежна, даже если хозяйничают в ней такие, как Кринкин.
Крах терпит и офисная служащая Алина из рассказа «Исполняющий мечты», молодая, но уже видавшая виды особа, развращенная деньгами, очерствевшая и глухая к страданиям людей вокруг. Но не зря герой А.П. Чехова Кукушкин утверждал: «Чему посмеяхомся, тому же и послужиша». Посмеявшись над женщиной, просившей милостыню, Алина однажды и сама встала в переходе с протянутой рукой. В историю буквально вмешивается Провидение – некий загадочный человек является героям в самые сложные моменты и меняет течение их жизни.
Богатый бизнесмен Иннокентий – герой рассказа «Расплата» – оказывается не в силах нести бремя богатства неправедного и, втайне завидуя тем, кто не разучился смеяться, кто умеет радоваться и переносить жизненные тяготы с улыбкой, понемногу сходит с ума и становится убийцей, обрушиваясь на тех, кто кажется ему счастливым. «Счастье, – однажды приходит ему в голову, – это когда поблизости нет никого, кто был бы радостнее тебя!» Название рассказа можно отнести к расплате, которая настигает жертв безумца. А можно – к расплате за неправедную жизнь самого Иннокентия, которого Бог лишает за грехи разума.
Теме взаимосвязи всего сущего посвящены и детективные рассказы Екатерины Глушик. Прежде всего, как любой хороший детектив рассказы увлекают сюжетными перипетиями, не отпускающими внимание читателя до конца повествования. Нужно отметить, что Екатерина Глушик заявила о себе как о мастере детективного жанра. Но, помимо увлекательности, остросюжетности, рассказы также призваны обнаружить связь между событиями прошлого и настоящего. Так, беззаботный курортный роман героини рассказа «Отсроченная месть» Валентины опосредованно вызвал гибель нескольких людей и отравил жизнь самой Валентине: «Ее грех привел не просто к трагедии, но сделал преступником и мужа, без вины виноватого, мстившего за ее ребенка». Эта же тема разрабатывалась Л.Н. Толстым, например, в рассказе «Фальшивый купон»: маленькое зло влечет за собой целый поток злодеяний, каждый грех возвращается так или иначе к тому, кто его совершил.
В постсоветской России появился новый литературный жанр: православная проза. В православные писатели, как правило, зачисляют всех, кто пишет о Церкви и таинствах, кто обличает безбожников, умиляется духовенством, призывает к покаянию или рассказывает, как некто после долгих и тяжелых мытарств пришел к Богу. Повествования подобного рода, как правило, весьма однообразны и далеко не всегда отличаются литературными достоинствами. Отбор в православные писатели происходит, скорее, по формальному признаку, что и сказывается на качестве написанного. Однако Екатерина Глушик, постоянно обращающаяся к теме непознанного, и здесь выбрала свой собственный путь, нашла возможность говорить о духовном не избито, без причитаний и слащавости, без лозунгов и агитации.
Несмотря на разнообразие персонажей и сюжетов, не случайно именно рассказ «Своя чужая жизнь» дал название книге. Герои рассказа – бомжи, выброшенные из жизни, отвергнутые обществом люди. У каждого из них своя история, свои обстоятельства, несмотря на которые их объединяет общая беда – бездомье, потерянность, одиночество. Рассказ символичен – все мы, граждане России, в какой-то момент оказались растерянными бомжами на руинах разрушенной страны, нашего общего большого дома. У каждого своя история, но итог один. Однако Екатерина Глушик и тут не оставляет читателя без надежды, как бы подсказывая, что, как и у главного героя рассказа Анатолия, всё еще может измениться.
Каждый рассказ из книги Екатерины Глушик – это новые люди, новые сюжеты, новые истории. Это чтение, которое не позволит скучать и заставит думать. Но главное – это подтверждение, что хорошая литература никуда не исчезла.