Каждый по-своему подводит уроки трагического января

Людям раздавали таблетки и оружие

В первые часы протестов 5 января на улицах Алматы в основном находились мирные казахстанцы, вышедшие выразить свой протест против несправедливости, которая сложилась в стране. Они шли к акимату с флагами Казахстана и не проявляли агрессии, делится воспоминаниями Айрат. Он в первые дни и ночи протестов занимался частным извозом. Он провез журналистов URA.RU по улицам, где в ночь на 6 января разворачивались боевые действия. Ожесточенность участников, их дикость собеседник объясняет психотропными веществами, которые раздавали в толпе.

«Все началось с обычного мирного митинга. Мы с ребятами старались отгонять оттуда молодых, чтобы не происходило никаких провокаций. В один момент я увидел мужчину в темной одежде с медицинской маской на лице и кепке, приспущенной на глаза. Он достал из сумки два пакета с таблетками и начал просто раздавать их в толпе людям, которые уже стягивались к площади. Уже спустя некоторое время я лично наблюдал, что толпа словно обезумела, видимо, от этих таблеток. Люди начали проявлять агрессию.

Им были безразличны предупреждения военных и даже слезоточивый газ. Они просто шли напролом на полицию. Отступали они лишь, когда им становилось плохо от слезоточивого газа.

При мне толпа едва до смерти не избила полицейского. Мне удалось вытащить его и доставить в больницу», – рассказывает очевидец событий.

Вторит ему и другой невольный участник митингов молодой человек по имени Данил. «В первую ночь, когда начались взрывы, приехали БТР. Они начали разгонять людей. В основном стреляли в воздух, но среди протестующих все равно ранило несколько человек. Именно после этого в толпе уже стало появляться оружие. Судя по всему, тогда к протестующим начали подвозить оружие и гранаты, которые распространяли в толпе. Когда в БТР полетели первые [светошумовые] гранаты и началась стрельба, полиция отступила», – рассказывает Данил.

По словам очевидцев митингов уже в последующие ночи оружия среди протестующих стало на порядок больше. На некоторых улицах его раздавали из автомобилей, ружья и бронежилеты можно было подобрать прямо на улице. Этим пользовались подростки, оказавшиеся в толпе во многом из праздного любопытства.

 

Атаками командовали боевики

В ночь с 5 на 6 января на многих улицах в центре города разворачивались баррикады. При этом атаковали не только силовиков: стрельба велась по мирным жителям. В них также летели камни и бутылки с зажигательной смесью. «В основном использовали снаряжение из ограбленных оружейных магазинов, но некоторые говорят, что видели автомобили, в которых сидели люди с автоматами Калашникова. Везде была страшная стрельба.

Прямо перед моими глазами подъезжала большая машина, из которой людям разбрасывали оружие. Все это можно было подобрать прямо на улице», – рассказывает Айрат.

По словам Данила, основная масса людей была хаотичной толпой, но тех, кто шел впереди, можно было легко отличить. Они были с оружием в руках, на лицах у них были медицинские маски, а на руках были надеты теплые перчатки с натянутыми сверху медицинскими перчатками.

 «Был момент, когда по улицам шла толпа, которую возглавляли люди с оружием. К этой толпе со всей улицы присоединялись зеваки. Простые люди присоединялись чисто из любопытства. Я сам прошел с ними две улицы, а затем наблюдал со стороны. Как только начались взрывы, я сразу ушел дворами на другую улицу. Многие выходили из квартир и смотрели за происходящим. Интернет отключили, почти не работало телевидение, и люди не понимали, что происходит. В момент митинга я случайно познакомился с парнями, которые приехали из Питера. В Алматы они увидели митингующих. Те их просто затянули с собой в толпу. В результате во всем этом хаосе оказывались совершенно случайные люди. Кто-то из любопытства, а кто-то просто от непонимания, что происходит», – говорит Данил.

 

Мародеры врывались в дома…

По словам Айрата, от боевиков досталось не только жителям центральных районов Алматы. Жителям частного сектора на окраинах города пришлось объединяться в дружины и собственными силами защищаться от мародеров и бандитов, которые вламывались в дома и занимались разбоем.

«Я вам одно скажу – на мирных митингах были местные. Те, кто уже затем устраивал беспредел в городе – это были приезжие. Их сложно даже назвать мародерами. Это нелюди, животные. Если бы в страну не ввели войска, мне даже страшно представить, что сейчас бы могло происходить в городе. В Алматы уже давно резали и расстреливали бы всех подряд. Боевиков действительно было много. Могу лишь сказать большое спасибо военным, за то, что остановили это кровопролитие и не допустили, что число жертв этих событий не перешло на сотни невинных», – подытожил Айрат.

 

… и два дня осаждали здание МВД

События, начавшиеся на площади Республики, в последующие две ночи в основном протекали возле здания департамента полиции Алматы. Вооруженная толпа двое суток осаждала полицейское здание. Стрельба велась с обеих сторон. В полицию летели бутылки с зажигательной смесью, которая была заготовлена заранее.

 «На улицу рядом со зданием полиции постоянно подъезжали новые автомобили. Причем зачастую это были недешевые иномарки, из которых выходили молодые люди. Некоторые из них и вовсе были в шортах и сланцах, как будто только приехали из дома. Со своего балкона я видела, как они доставали из чехлов оружие, похожее на охотничьи ружья. Неподалеку от всех событий стояло несколько ящиков, которые были заполнены бутылками с коктейлями Молотова. Уже после всех событий, я также находила пару таких бутылок на тротуаре», – рассказала URA.RU жительница дома по соседству с находившимся в осаде зданием полиции.

По ее словам, толпе мародеров подвозили еду, воду и энергетики. На улицах неподалеку от здания полиции до сих пор можно найти остатки лепешек и упаковки от уже готовой лапши. В первые дни после митингов кругом валялись пустые бутылки из-под энергетиков.

 «Толпа громила все на соседних улицах. Крушили банкоматы, ломали светофоры, начались поджоги. На скамейках для отдыха, что расположены неподалеку от моего дома, я видела много крови, рядом валялись палки, заляпанные кровью. Дома было слышно стрельбу, будто мы находимся посреди какого-то военного конфликта. Они два дня атаковали здание полиции. Взрывали и стреляли. Орали оскорбления в адрес полицейских», – рассказывает женщина.

 

Ограбления были спланированы

По словам Данила, который стал свидетелем ограбления одного из банков, грабежи были спланированы. «У меня сложилось впечатление, что в первую ночь протестов, когда все внимание полиции было сосредоточено на центре города, группы людей, которые начали грабить банки, действовали четко по плану. Это не было каким-то неконтролируемым хаосом. В ночь на 5 января я был неподалеку от одного из банков, который располагается в паре кварталов от площади Республики. При мне к банку подъехала машина. Из нее вышли семь человек. Затем в отделение банка зашли двое из этой машины. Они сразу замазали краской камеры и начали болгаркой пилить банкоматы», – говорит молодой человек.

Лишь ближе к трем часам ночи 6 января грабежи приобрели массовое явление и стали более хаотичными. К ним подключилась большая часть людей. По улицам бегали протестующие с огнетушителями, начались грабежи магазинов и хаотичные разрушения. «В витрины магазинов въезжали прямо на автомобилях, которые были угнаны или отобраны тут же неподалеку у мирных людей. Например, входную дверь отделения одного из банков просто снесли ковшом угнанного экскаватора, который до сих пор стоит посреди проезжей части», – рассказывает Данил.

 

[img=-20017]

 

h4 {
position: absolute;
overflow: hidden;
font-size: 14px;
font-weight: normal;
text-align: center;
}
h4 > span {
display: inline-block;
margin: -2 .3em;
}
h4 > span:after {
content: »;
position:
width: 100%;
border-top: -2px solid #8B0000;
margin-top: .4em;
}
h4 > span:after {
margin-left: 2%;
}

Вадим Абдуллаев, менеджер

Попробую объяснить все, что происходило и происходит в Казахстане, глазами жителя города, в котором все началось.

1) Протесты начались спонтанно, с обычных работяг и таксистов, после того как на всех газовых заправках города цена за литр газа достигла 115 тенге. Лично был свидетелем того, как мой друг курьер заехал 31.12.2021 г. на заправку, я ему показал на ценник, он схватился за голову и аж заорал матом. 30.12.21 г. цена 90 тенге, 31.12.21 г. – уже 115, его можно понять, как и всех тех водителей, что пошли на площадь.

Людей никто не организовывал, таксисты, курьеры, обычные работяги просто группами сами собрались требовать снизить цену на газ, основным лозунгом был «Газ по 50!». Дороги в месте сбора в то время еще не перекрыли, приехали силовики, пытались разогнать, не получилось. Одновременно протесты проходили в г. Жанаозень.

2) На следующий день людей стало так много, что дорогу перекрыли. Периметр был оцеплен полицией и силовиками, люди просто приезжали, парковали машины по периметру и шли пешком к площади, так как недовольны были все. Цены на продукты растут неуклонно, зарплата не повышается, рабочих мест все меньше. Привезли юрту и поставили на площади. Так как, наверное, многие не в курсе, юрта вещь универсальная и тут она была для обеспечения едой протестующих. Кто был в Казахстане, особенно Западном, и был на тоях или садака, поймет, как это устроено. Это своего рода мобильная столовая. Туда заходят, пьют чай, кушают баурсаки, согреваются, затем заходят следующие. Кто привез и поставил? Да любой казах может это сделать. Протесты продолжались вполне мирные.

3) Трое суток простояли протестанты, их заявления были услышаны, правительство объявило, что газ в Мангистау будет по 50 тенге. Далее, так как собралось достаточно много людей (пару тысяч точно), появились и личности, которые призывали к разным целям, пытались манипулировать людьми. К счастью, на площади присутствовало достаточно много уважаемых аксакалов и сознательных граждан, которые не допускали провокаций. На площади начались потасовки между протестующими. Агрессивных людей успокаивали кулаками и сдавали силовикам. В какой-то момент начали выступать члены ДВК и продвигать уже политические требования, половина людей в тот же момент покинули площадь, так как ДВК поддержкой в этой стране не обладает и сознательным гражданам они нафиг не сдались (это что-то типа оппозиции в Казахстане).

4) Когда шел второй день протестов в Актау, другие города так же вместе выступили за протесты; в некоторых городах были стычки с силовиками, в одном из городов появился первый пострадавший, ему оторвало стопу взрывом во время беспорядков у акимата.

Начали звучать первые внятные требования протестующих:

  1. вернуть конституцию РК 1993 года
  2. отменить закон о назначении Ельбасы (неприкосновенность Назарбаева)
  3. обеспечить честные открытые выборы
  4. выбирать акимов в регионы по результатам выборов, а не назначениями

 

5) Тем временем неизвестные дружины в Мангистау начали ловить едущие в город камАЗы с военными, разоружать их на месте. Перекрыли дороги в аэропорт. Многие люди покинули вахты и отправились пешком в город прямиком на площадь. (Мой знакомый находится на вахте, их пока домой не отпускают, но подъезжали машины, предложили отвезти прямо на площадь, но с условиями, что там останешься, а не уйдешь домой.) Какой-то сумасшедший таранил на своем камАЗе гражданские блок-посты.

6) Тем временем в городе Алматы набирает обороты свой протест, тысячи, возможно, десятки тысяч людей вечером отправились по проспекту Мамышулы в сторону центра, через Абая. Шлейф людей тянулся от ТЦ «Москва» до Фэмили-парка.

7) Вечером того же дня, когда проходило шествие, начались первые стычки протестантов с силовиками, в ход пошли светошумовые гранаты и резиновые пули, силовики действовали неуверенно и вяло. Приказ был не вредить демонстрантам. Чем те и воспользовались, начали захватывать обмундирование, поджигать машины; мелкие стычки шли всю ночь. Ночью слышались взрывы и выстрелы. Ситуация накалилась.

8) Митинг в Алматы перерос в вооруженное восстание, большинство митингующих находились в нетрезвом состоянии. Ясно было одно: к митингующим присоединились криминальные элементы и околокриминальные. Видя бездействие силовиков, начали мародерствовать, были разграблены торговые центры, продуктовые магазины. Неизвестные захватили акимат, захватили участок КНБ, завладели огнестрельным оружием. Токаев по телевизору объявил, что останется в столице, чтобы ни случилось, и принял меры по устранению бесчинства мародеров. Кто они, кто за ними стоит, неизвестно. Ясно одно – это могут быть как специально обученные люди, так и просто граждане, которые действуют в своих интересах. Но аэропорт был захвачен – факт. Друзья скидывали видео из морга Алматы, там показывали трупы; факт того, что в людей стреляли, есть. Были видео стрельбы ночью, после комендантского часа. На видеозапись попало убийство одного человека. (Что они делали на улице в это время, другой вопрос). Начали формироваться народные дружины, чтобы остановить бесчинства мародеров.

9) В Актау тем временем люди все еще оставались на площади и озвучивали свои требования. Большая часть мирно находилась на площади, пела народные песни. Некоторая часть отделилась и направилась к участкам КНБ в Актау, у участка их встретили силовики, потасовки не было, все удалось решить мирным путем.

10) Токаев объявил по телевизору, что он запросил помощь у стран, входящих в состав ОДКБ (что было сделано во время отключения интернета во всей стране), Россия и Беларусь ответили на запрос, этой ночью миротворцы прибудут в Алматы для помощи с обеспечением общественного порядка. Что в свою очередь может вызвать очередную волну недовольства населения. Многие недовольны решением Токаева. Многие считают, что Токаеву стоило просить помощи у своих граждан, а не у соседних стран.

Еще добавлю, описать все довольно сложно, я не журналист и не писатель. В целом ощущения передать тоже не могу, но скажу так: слова от «свидетелей руки Запада» напрягают ужасно – Казахстан это не деревня, здесь много умных и образованных людей. Антиправительственные настроения уже десятилетиями витают в воздухе. Люди действительно устали и просто вышли, я сам недавно осознал, что я очень бедный, видя бесконечный рост цен на продукты, особенно мясо.

Если и было вмешательство каких-то сил, интересов, то только уже после пожара, они просто воспользовались ситуацией и все еще пытаются ею пользоваться.

P.S. Россия и русские никак не упоминались ни на площади во время протестов, ни где-либо еще. Так что прошу не приплетать сюда что-либо связанное с Россией как часть протестов. Русскоговорящих в Актау очень много, я один из них и все мои друзья тоже, но националисты есть, но где их нет? Это к слову – к комментариям о том, что русских и другие нации начнут изгонять, убивать и т.д.

Все выше написанное – то чему я был свидетелем как житель города и страны, где все действия и происходят.

 

h4 {
position: relative;
overflow: hidden;
font-size: 12px;
font-weight: normal;
text-align: center;
}
h4 > span {
display: inline-block;
margin: 0 .3em;
}
h4 > span:after {
content: »;
position: absolute;
width: 100%;
border-top: 2px solid #8B0000;
margin-top: .4em;
}
h4 > span:after {
margin-left: 2%;
}

Бибигюль, жительница Астаны

Надо отметить, что СОБЕСЕДНИКИ предпочитают называть Нур-Султан именно Астаной. Бибигюль говорит: «Протестное настроение в обществе накопилось, и оно будет время от времени подниматься. Люди должны быть услышаны. Я сама ходила в прошлом году на митинг в Астане против принудительной вакцинации. Полиция разогнала толпу, меня с подругой чуть не затолкали в автозак. Шок, конечно. В этот раз митинги были сначала мирными, а затем уже ими воспользовались салафиты и приезжие маргиналы. В Алматы живут мои родственники, друзья. Алматинцы любят свой город, так же, как и питерцы, например. Ни один из них не будет его жечь или рушить. Салафитов действительно много появилось последние годы. Причем и в бизнесе, и в госструктурах. Кроме того, в Казахстане клановый олигархический капитализм. Перманентная борьба за власть и передел сфер влияния – вот что происходит. Страдает народ».

 

h4 {
position: relative;
overflow: hidden;
font-size: 12px;
font-weight: normal;
text-align: center;
}
h4 > span {
display: inline-block;
margin: 0 .3em;
}
h4 > span:after {
content: »;
position: absolute;
width: 100%;
border-top: 2px solid #8B0000;
margin-top: .4em;
}
h4 > span:after {
margin-left: 2%;
}

Елена, жительница Алматы

Ее дом совсем рядом с сожженным зданием акимата (мэрии) города. «В первый день многие жители нашего дома получили смс-ки с угрозами подготовить для сдачи деньги и драгоценности. Была попытка захвата, но мужики оказали сопротивление. А потом наши соседи с верхних этажей эвакуировали к себе людей, у которых квартиры были на первом этаже. В том числе, меня и мою собаку. Входной вестибюль забаррикадировали. Отдельно хочу сказать тем, кто врет. Мы буквально возненавидели «Евроньюс» за эти дни. Ага, «мирные» жители… Мы что, не видим, что происходит? Мирные жители будут стрелять из боевого оружия и поджигать скорые? Мирные жители будут грабить и захватывать клиники и аэропорт?» Вот еще свидетельство: «Захвачена 7-я больница. Там боевики не отступают, заставляют врачей делать операции своим раненым. Военные вроде бы их выбили, но они смогли убежать вместе с оружием. У боевиков очень много оружия. Но ситуация постепенно стабилизируется. Город, ребята, вы не узнаете…»

 

Другие материалы номера