Невский циклон




«И этот объем должен где-то лежать, пока его не уберут. А мы вывозим каждый день, что-то складируем на газоны. Куча на Петроградской набережной, думаете, лежит нетронутой? Каждый день оттуда забираем и увозим, но каждый день туда же сгребают новую партию снега», – рассказал Мизюкин.

Помимо снежных гор на обочинах дорог, жители города на Неве страдают от гололедицы. «Каждый год тратятся огромные средства, во всяком случае, говорят, что выделяются на покупку спецтехники. Где она? Предъявите жителям города. Видна иногда только в центре города. А остальная – на фазендах власть имущих или в карманах в денежном выражении. Как же стыдно должно быть перед гражданами и гостями города! Но совесть давно потеряна», – комментирует в социальных сетях одна из жительниц.

В городе возбуждено более ста административных дел из-за плохой уборки снега и мусора в праздничные дни. Нынешняя зима с ее обильными осадками показала, насколько халатно администрация и коммунальные службы подготовились к снегопадам.

Вместе со «снежным коллапсом» город сейчас переживает и другой – «мусорный». С первых чисел января петербуржцы начали публиковать в соцсетях фотографии с горами пакетов с мусором. «Когда этот весь кошмар закончится? Крысы скачут уже во всех районах города!» – писали разгневанные горожане. В каникулы ежедневно поступало от 700 до 900 жалоб на не вывезенный из дворов мусор. По данным на 12 января, было составлено 55 административных протоколов, сумма штрафов составила 6,4 млн рублей.

Znak.com выслушал версии причин произошедшего «мусорного коллапса» регионального мусорного оператора Петербурга, участников рынка и общественников.

В соответствии с мусорной реформой, которая реализуется в стране уже два года, а теперь пришла и в Петербург, куратором всех вопросов, связанных с отходами, становится отдельная структура – региональный оператор по обращению с отходами. В Санкт-Петербурге это «Невский экологический оператор» (НЭО), учредителями которого являются правительство Петербурга, ООО «Интер РАО» и ООО «ВТБ-инфраструктурный холдинг». Эта структура будет собирать плату за вывоз мусора, подбирать перевозчиков отходов, следить за их работой, а также заниматься ликвидацией несанкционированных свалок.

В конце прошлого года НЭО распределило районы города среди перевозчиков, которые теперь отвечают за вывоз отходов. По данным единой информационной системы госзакупок, совокупный объем трат регоператора на вывоз мусора в 2022 году составит более 12 млрд рублей. На эту сумму заключено четыре контракта. Отвечать за вывоз будут три компании с неравными долями на рынке.

Так, самый крупный контракт на вывоз отходов с территорий Адмиралтейского, Василеостровского, Кировского, Красносельского, Московского, Фрунзенского и части Центрального районов Санкт-Петербурга получила компания АО «Автопарк №1 «Спецтранс». Сумма контракта составила 7,14 млрд рублей. Предприятие принадлежит известному предпринимателю Анатолию Язеву. По данным базы СПАРК, он владеет долей в 8,59% акций, его сын Константин Язев – 40,54%, остальные принадлежат еще ряду физических лиц. Язев также владеет компанией «Новый свет – ЭКО», которая управляет мусорным полигоном в Гатчине.

Еще один контракт на транспортировку твердых коммунальных отходов в Пушкинском, Невском и Колпинском районах получила компания «Ресурс АТЭ», предложившая за эту работу 847 млн рублей. В этом юрлице 50% принадлежит тому же Константину Язеву, остальные 50% распределены между тремя физическими лицами с фамилией Закурдаев.

Еще один небольшой контракт на вывоз отходов в Курортном, Кронштадтском и Петродворцовом районах на сумму 535 млн рублей получила компания «ЭКОВАСТ», принадлежащая трем предпринимателям: Дмитрию Владову, Александру Желибе и Вячеславу Никитичу.

Четвертый лот касается северной части города, Выборгского, Калининского, Красногвардейского, части Невского, Петроградского, Приморского и части Центрального районов. Контракт на 3,5 млрд рублей получила компания «ЭКО ЛЭНД», основным владельцем которой является Владислав Головатый. Ранее эта компания обслуживала несколько новых ЖК от компании «ЛСР2», а на территории, за которую она теперь отвечает, работала компания «Автопарк №6 «Спецтранс».

Как сообщила представитель компании «Невский экологический оператор» Дина Койрес, проблемы с вывозом отходов возникали по разным причинам, но в итоге это привело к общей безрадостной картине.

«Мы пытались провести большой объем подготовительных работ, но не удалось избежать издержек переходного периода, – сообщила она. – Так, к примеру, по северной части города сменился перевозчик отходов, а старый досрочно прекратил выполнять свои обязанности. 27 декабря по некоторым адресам перестали вывозить мусор, хотя должны были это делать до 31 декабря. В ряде точек жители сообщили, что с площадок пропали контейнеры. Когда новые перевозчики приступили к работе, в значительной части города контейнеры уже были переполнены».

Еще один фактор – это новогодние праздники, когда мусора после застолий и гуляний образуется больше, чем обычно. На этот раз ситуация усугубилась еще и тем, что горожане остались дома из-за пандемии коронавируса.

«Люди генерировали отходы больше, чем в обычные дни, это тоже осложнило переход, – говорит Дина Койрес. – Сказалась и погода. В первые сутки мы зафиксировали более 500 случаев, когда было невозможно добраться до мусорных площадок из-за автомобилей или снега. Кроме того, в том числе и с нашей стороны были допущены просчеты, связанные с тем, что не все места сбора отходов были внесены в реестр и включены в маршруты. Зачастую маленькие ТСЖ не вышли на связь, не успели подать заявку, и мусоровозы просто объезжали эти дома, потому что не знали о них».

По данным «Невского экологического оператора», сейчас в значительной части города вывоз мусора налажен и идет в штатном режиме. Возникали проблемы в северных районах, в Московском и Фрунзенском районах были точечные жалобы. Сейчас все силы брошены на локализацию мусорного коллапса в Невском районе, который стал одним из самых проблемных.

По словам собеседника Znak.com, которому известна ситуация на рынке вывоза отходов, новые перевозчики свои силы переоценили, где-то не хватило техники, где-то коммуникации.

«Все было отлажено годами, прежде водитель мусоровоза лично знал дворника, подъезжал к закрытому двору, звонил, ему открывали, выкатывали баки, – говорит собеседник. – В этот раз приехал новый человек, телефона нет. Пока нашел дворника, пока заехал, прошло время, в соседний двор он уже не успел».

Общественник и экологический активист Красимир Врански считает, что сбой произошел из-за недостаточной подготовки к переходу на новую систему.

«Когда монополист начинает работать, естественно, все зависит только от него, и мы видим сбои, – заявил он Znak.com. – И вопрос не только про вывоз мусора из дворов, но и куда его везут. Так, были сообщения из Ленобласти, что полигон «Северная Самарка», который должен был прекратить прием отходов, продолжает их принимать. В целом все заявления властей о новых площадках для утилизации отходов встречены людьми скептически. В Дубровке, Первомайске и Ломоносовском районе люди против размещения таких объектов. Все непрозрачно. Власти ссылаются на Москву, но там люди понимают, что речь идет про полигоны, а не станции по сортировке мусора. Думаю, что проблема отходов будет сопровождать нас весь год. И только начинает развиваться. А скоро еще квитанции принесут. По опыту, тоже будут косяки. Что-то произошло с координацией деятельности. Реформу откладывали два года и, вместо того чтобы подготовиться, ничего не делали».

 

Другие материалы номера